«Мы — не террористы»: алматинцы почтили память погибших во время Қаңтара

cover Коллаж: Orda.kz

Вторая годовщина Қаңтара в Алматы прошла без задержаний и больших пикетов. С утра на мемориале «Тағзым» и площади Республики казалось было больше чиновников и представителей силовых структур, чем рядовых казахстанцев, но вскоре ситуация поменялась. К памятным местам стали приходить свидетели и участники январских событий, а также те, кто потерял близких в эти страшные для страны дни. Подробности — в репортаже корреспондента Orda.kz

В 9 утра неподалеку от монумента «Тағзым» наш репортер стал свидетелем инструктажа, который проводили для группы силовиков в гражданской одежде. Рядом припарковалась машина сотрудников скорой медицинской помощи.

Фото: orda.kz

Около мемориальных плит сотрудники коммунальных служб проводили тщательную уборку. Беседовать с корреспондентом Оrda.kz они отказались, сославшись на строгий приказ  — с журналистами не разговаривать.

Фото: orda.kz

Ближе к 10 утра к мемориалу стали подходить свидетели трагических событий 2022 года. Один из них — Сайфулла Бейсембай. Он также оказался участником декабрьского восстания 1986 года. 

Сайфулла Бейсембай крайний справа. Фото: orda.kz

«Еще свежо в памяти то, что было два года назад. Посреди волнений мы приехали к акимату. Изначально все было спокойно, но никто из чиновников к народу не вышел. Рядом со мной находился ныне покойный Балташ Турсумбаев (оппозиционный политик — прим. ред.). Я ему предложил использовать громкоговоритель, чтобы призвать молодежь к спокойствию. Затем народ стал постепенно собираться: от улицы Толе би до Абая шли около 100 людей. Мой друг военнослужащий Канат предупредил 4 января, чтобы мы не выходили на улицу. Спецназ отступал, стражи порядка убегали. Я не понимал, почему так происходит. Ночью стреляли в молодых людей, но также мы видели, как избивают омоновцев и спецназовцев. Митингующие объясняли это тем, что на них напали первыми. Они были разъярены, говорили, что если бы ночью не открыли огонь, они не пошли бы на это. Мы с друзьями собирали одежду омоновцев, переодевали их и уводили из мест скопления народа»,вспоминает Бейсембай.

Тем временем у мемориала стали появляться фотографии погибших во время Қаңтара казахстанцев. Их приносили родственники и ставили к подножию плит. 

Фото: orda.kz

Надо сказать, что утром 5 января 2023 года Алматы окутал густой туман, почти такой, как был в дни Кровавого января. Тогда же на обочине вдоль улицы припарковали в ряд автобусы, набитые стражами порядка. В этом году обстановка была спокойнее. Задержаний или народных волнений корреспондент Оrda.kz не увидел. 

5 января 2023 года. Фото: orda.kz

Люди продолжили собираться, чтобы почтить память всех жертв Қаңтара. Приносили гвоздики и розы, а также поминальные шельпеки. 

Фото: orda.kz

Несколько человек у подножия мемориала развернули четыре черных плаката со списком тех, кто погиб. Под именами и фамилиями 216 человек указаны даты рождения и смерти. На памятных плитах комплекса они не упоминаются. Исправить это эмоционально потребовали от государства их матери и жены. 

Фото: orda.kz

Гульнур Каракасова, мать погибшего Бакыткельды Байкадамова, заявила, что правительство не должно забывать жертв Қаңтара:

«Пусть найдут тех, кто их убил, пусть раскроют все дела. Мой старший сын погиб, ему было всего 22 года. Государство не оказало нам никакой поддержки. Мой сын не был виновен, но погиб, а дело просто закрыли. Никого не нашли, никого не наказали. Хочу, чтобы была справедливость, чтобы никто не обманывал честный народ. Но я никаких изменений не вижу, хочу чтобы хотя бы сейчас нас услышали»,  сказала она.
Алия. Фото: Orda.kz
«Дело все еще засекречено. Два года прошло. В прошлом году мы сами организовали ас беру. Просили чиновников, но акимат и забыл про те события. Поэтому мы сами собрались сегодня здесь. Мы никогда не забудем Қаңтар. Власти хоть и все равно, но народ помнит! По официальным данным, погибли 238 человек. Нам следует чтить их память», сказала Алия, супруга погибшего Турара Арыстанкулова. 

Высказались и другие родственники. Они говорили о том, что погибшим необходимо присвоить специальный статус, требовали должного расследования дел об их гибели и увековечивании их имен.

Фото: Orda.kz
«Сколько людей погибло... Почему чиновники не приходят, не спрашивают, как мы сейчас. Сколько молодых людей потеряли. Никто не пришел к нам, как будто ничего и не было. Их убили как мух. Даже имамов нет. Пусть объявят Днем траура эту дату. Почему этот день траурный лишь для меня и моей семьи»,  высказалась женщина по имени Айгерим.  

Когда все речи были сказаны, собравшиеся прочли Коран в память о погибших.

Фото: Orda.kz

Площадь Республики

Активисты и люди, чьи родственники погибли во время Қаңтара, собрались 5 января и на площади Республики.

Фото: Orda.kz

Здесь корреспондент Оrda.kz заметил политика и журналиста Рысбека Сарсенбаева, отца убитой 4-летней Айкоркем Айдоса Мелдехана и потерявшего зрение после ранения Ермека Абдрешева. Последний назвал «издевательством» установку мемориала «Тағзым».

Фото: Orda.kz

Мужчины потребовали восстановления справедливости в отношении погибших и раненых во время событий, а также освободить политических заключенных.

«Думан Мухаметкарим, Айгерим Тлеужан, Марат Жыланбаев, Калас Нурпеисов и другие активисты находятся в заключении за то, что говорили правду о Қаңтаре и высказывали свое мнение. Мы должны требовать освобождения политических активистов. Мы должны предъявлять это требование каждый день, пока их не освободят», заявил Рысбек Сарсенбайулы.

Пришедшие на площадь Республики также прочли молитву, потребовали переименовать проспект Назарбаева в Алматы, присвоив ему название «Қантар», а затем начали скандировать «Біз — террорист емеспіз!» (Мы — не террористы — прим. ред.)

Фото: Orda.kz

На площади также развернули плакат с именами 238 погибших. На нем были видны пятна, напоминающие кровь. 

Фото: Orda.kz

Ранее президент Касым-Жомарт Токаев в интервью высказался о причинах событий января 2022 года. По его словам, Қаңтар — не народное восстание.

Напомним, массовые протесты в Казахстане начались 2 января в Мангистауской области и спустя два дня охватили практически все крупные города. Президент ввел чрезвычайное положение по всей республике, в стране заблокировали доступ к интернету. Токаев возложил на правительство вину за протесты и отправил его в отставку.

5 января 2022 года в Алматы и ряде других городов протестующие разгромили и сожгли несколько административных зданий. Были разграблены супермаркеты, бутики, рестораны, оружейные и ювелирные магазины и кафе. Токаев обратился к ОДКБ с просьбой о помощи. В Казахстан направили миротворческий контингент. 7 января президент объявил о восстановлении порядка.

По официальной информации, из 238 погибших — 48 были ранее судимы, 67 человек из числа умерших признали нападавшими и подозреваемыми в участии в массовых беспорядках, а 142 — нарушители режима ЧП и антитеррористической операции. Четверо погибли при совершении иных преступлений.

Читайте также:

Лента новостей

все новости