Миллиард долларов на метро и вернётся ли трамвай: что будет с транспортом Алматы

cover Иллюстрация: DALL-E

18 декабря в Алматы прошла пресс-конференция акима Алматы Ерболата Досаева, посвящённая социально-экономическому развитию города. И так уж вышло, что очень много вопросов касались транспорта. О том, что именно про него говорили, рассказывает Orda.kz.

Про метро 

О планах по активизации строительства новых веток метрополитена Ерболат Досаев в этом году говорил не раз. Протянуть их должны, с одной стороны, от станции «Жибек жолы» до аэропорта, а с другой — от станции «Бауыржан Момышулы» до рынка «Барлык», через дорогу от которого находится рынок «Алтын Орда». 

Аким ранее уже говорил, что горадминистрация ищет спонсора, у которого можно взять заём на строительство этих веток. На итоговой пресс-конференции Досаев о финансировании метростроительства рассказал подробнее. 

По словам акима, конкретный кредитор, который мог бы выделить деньги на продолжение строительства метро Алматы, пока не определён.

«Мы ведём переговоры с разными кредиторами. Во-первых, с известными международными финансовыми институтами: IFС, ЕБРР, Азиатским банком развития, Эксим банком Китая, Банком реконструкции и развития. Сегодня мы выбираем лучшие условия, которые будут предложены нам», — сказал Досаев.

При этом аким не исключил и создание консорциума финансовых доноров. 

Но если кредитор пока не определён, то сколько денег у него собираются попросить, уже известно. Правительство Казахстана одобрило сумму до миллиарда долларов. 

Строить новые ветки в акимате рассчитывают быстрее, чем это было с предыдущими станциями. Строительство станций «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы» растянулось с трёх с половиной лет до семи. К тому же новые станции планируют полноценно оборудовать для людей с инвалидностью, чтобы избежать трагедий, подобных той, что произошла на станции «Абай» на прошлой неделе. На действующих станциях, чтобы не допустить гибели людей, уже в 2025 году собираются установить платформенные турникеты. 

Пока решается вопрос с финансированием, в акимате прорабатывают вопрос земельный. Досаев рассказал, как ведётся работа по выкупу участков, чья территория потребуется для строительства метрополитена. 

«Мы завершаем выкуп и самого "Барлыка". Там будет большой транспортно-пересадочный узел. Метро, БРТ, потенциальный ЛРТ — всё это совместится в одном месте. Такой же на восточном направлении будет построен на Кульджинском тракте», — рассказал Досаев.

Деньги в бюджете Алматы на выкуп участков уже зарезервированы. Правда, по словам Досаева, на его памяти не было ни одного случая, чтобы владельцы участков согласились на предложенную властями цену, которую они берут с сайта объявлений. Поэтому акимат уже готов к судебным искам от горожан. 

О БРТ и ЛРТ

О возможном появлении в Алматы ЛРТ Досаев говорил и раньше, но 18 декабря уточнил, где он может появиться. Акима спросили, нет ли планов вернуть на улицы Алматы трамвай, ликвидированный при Бауыржане Байбеке. 

«Мы не будем возвращать трамваи — по ним скучают не все алматинцы», — ответил Досаев.

Зато есть проект прокладки 26 километров ЛРТ по маршруту: Бауыржана Момышулы — Толе би — Абылай Хана — Райымбека. На Райымбека планируют создать 17,2 километра ЛРТ, а ещё на улице Желтоксан — 4,6 километра. Ещё на Райымбека к первому этапу строительства БРТ готовы были приступить уже в этом году — проект предполагал проведение работ между улицами Пушкина и Охрименко. 

«В августе этого года у нас уже было готово экспертное заключение по первому этапу. Но мы провели встречу с экспертами по развитию городского транспорта, и они рекомендовали начать эту работу с двух концов — и от Пушкина, и от "Алтын Орды". До 25 декабря мы ждём завершения экспертизы по второму этапу. В январе объявим конкурс и с марта надеемся работу начать», — рассказал аким.

БРТ на Желтоксан тоже собираются строить весной. В этом случае сузят полосы для авто, чтобы выделить ещё одну для общественного транспорта. Для него Досаев анонсировал новое тарифное меню, не уточнив, что под этим подразумевается.

О «Сайране»

Спросили у Ерболата Досаева и про автовокзал «Сайран», который находится в весьма печальном состоянии. Насколько оно печальное, Orda.kz рассказывала ещё в апреле этого года. 

«Автовокзал "Сайран" — это моя головная боль», — признался аким.

Вокзал приватизировали ещё в начале 2000-х годов и с тех пор только в конце 2010-х там провели базовую модернизацию. Для Алматы он важен как транспортный хаб. По словам Досаева, была попытка решить вопрос с собственником, но она провалилась:

«Появились компании, которые договорились с собственниками об управлении и о новых инвестициях. Но после этого, где-то через шесть месяцев, собственники изменили позицию. Потому что есть определённые взаимоотношения между людьми, которые видят по-разному. После этого мы долго ждали и сейчас начинаем переговоры с собственником, чтобы вернуть "Сайран", может быть, в коммунальную собственность», — сказал Досаев.

Собственником у «Сайрана» официально числится один человек — некая Куляш Мукужанова. 

По словам акима, в идеале они хотели бы, чтобы автовокзал стал частью единого комплекса с набережной озера Сайран, реконструкцию которой сейчас завершают. Но если «Сайран» получится вернуть городу, то его реконструкцию смогут начать не раньше, чем в 2026 году.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости