Кто такая тётя Гуля и почему на неё работали бесплатно: новые показания свидетелей по делу Гульмиры Сатыбалды

Суд по делу Гульмиры Сатыбалды продолжается в открытом режиме. По версии обвинения, Абай Жунусов, бывший зять влиятельной бизнесвумен, полгода по её приказу сидел под домашним арестом. Чтобы его освободить, братья Жунусова заложили свои дома и передали людям Сатыбалды свои автомобили и спецтехнику. По версии защиты подсудимой, всё началось, когда она обнаружила, что её родственник якобы похитил пять миллиардов тенге из их общего холдинга — АО «Baur Kazakhstan». Что нового рассказали свидетели, читайте в репортаже Orda.kz.
Заседание началось с показаний Кайдара Батырбекова — зятя главного потерпевшего Абая Жунусова. Свидетель был директором в одном из дочерних предприятий АО «Baur Kazakhstan» — ТОО «СП Казгерстрой».

Батырбеков очень убедительно и красноречиво рассказал о страданиях Абая Жунусова, заточённого в собственном доме: он несколько раз навещал его по поручениям председателя совета директоров акционерного общества Айгуль Мекешовой. По его словам, Жунусов выглядел напуганным, подавленным, похудевшим и обросшим.
«Я знал, что он всё время сидит в одной комнате. Его до такого состояния довели. Он был так психологически подавлен, что и не думал бриться», сказал свидетель, отвечая на вопрос Асемгуль Даниаловой (адвоката Гульмиры Сатыбалды), запрещали ли потерпевшему бриться.
Батырбеков несколько раз пытался защитить Абая Жунусова перед Гульмирой Сатыбалды и убедить, что её бизнес-партнёр не воровал из их общего холдинга. В итоге, по мнению свидетеля, он поплатился свободой за свою позицию и родственные связи с потерпевшим. Он утверждает, что по инициативе экс-супруги племянника первого президента в 2020 году на него было возбуждено уголовное дело.
Далее свидетель детально рассказал суду о несправедливостях следствия, в ходе которого его арестовали и он провёл в неволе 23 месяца и 17 дней. Батырбекова обвинили в крупных денежных хищениях, но позже статью переквалифицировали. 24 апреля 2024 года суд признал его виновным по части 1 статьи 250 Уголовного кодекса («Злоупотребление полномочиями») и освободил от уголовной ответственности по причине истечения срока давности преступления.
«17 марта 2023 года я был освобождён из-под стражи. Мало того, что был незаконный арест, ещё и следствие шло незаконно. Судьи возвращали моё дело. А освободили меня с формулировкой "Батырбеков не представляет опасности для общества, просим его освободить", — такое было ходатайство от прокуратуры. И меня выпустили. В последующем, понимая, что следствие против меня было проведено незаконно, эти следователи, чтобы не получить по башке, продолжали вести следствие против меня уже по другому делу. Кроме того, уважаемый судья, моё уголовное дело состояло из 74 томов, из них в 41 томе нет доказательств моей вины, что было признано судом и прокуратурой», возмущался Батырбеков.
Судье пришлось прервать рассказ свидетеля и напомнить: в этом процессе потерпевшие — братья Жунусовы, а не он.
Сторона защиты Гульмиры Сатыбалды при допросе Батырбекова настаивала, что приговор суда доказал вину его и Абая Жунусова в выводе денег из «Казгерстроя». Опираясь на это утверждение, адвокаты подсудимой намерены снять с неё обвинение по статье 194 ("Вымогательство"). Асемгуль Даниалова подала ходатайство, чтобы к материалам дела приобщили аудиторский отчёт о финансовом состоянии ТОО «СП Казгерстрой», на основании которого было возбуждено уголовное дело против Батырбекова.
«Батырбеков вывел денежные средства из ТОО "Казгерстрой" без фактического выполнения работ. Таким образом, у нас есть основания снять с подзащитной обвинения в вымогательствах по статье 194. Она не хотела забирать деньги в своё личное пользование, а просила восстановить утраченный бюджет компаний. По приговору, который был вынесен Батырбекову, ясно, что он вывел эти деньги. Речь идёт об обстоятельствах, датированных до конца 2018 года. Жунусов и Батырбеков — родственники, они вместе руководили компанией "Казгерстрой"», подчеркнула Даниалова.
Судья удовлетворил ходатайство.
Когда пришла очередь подсудимой задавать вопросы свидетелю, она напомнила ему о родственнике, заключённом за изнасилование падчерицы.
«Вы всё время говорите, что видели людей, похожих на бандитов: они выглядели, как бандиты, вели себя, как бандиты. Вы делали выводы, сравнивая их с вашим братом, который изнасиловал свою несовершеннолетнюю падчерицу и получил 24 года лишения свободы?» судья, конечно, остановил Гульмиру Сатыбалды и сказал, что эти факты не относятся к делу.
На этом допрос Батырбекова завершился. Но вдогонку адвокат потерпевшего Рашид Тенизбаев попросил приобщить к делу судебные акты, которые доказывают, по его мнению, нарушения, допущенные во время расследования уголовного дела свидетеля.
Ещё один родственник Абая Жунусова, Жандос Смагулов, был директором ТОО «Saryarka investment group», входящего в АО «Baur Kazakhstan». В своих показаниях он называл потерпевшего «дядя Абай», а обвиняемую «тётя Гуля». Свидетель мало что вспомнил, но рассказал, что в ресторане подписал документы по переоформлению своей доли в компании на других людей (доверенных лиц Сатыбалды).

Жена одного из пострадавших — Касыма Жунусова — Сауле Ержаханова — подтвердила все свидетельские показания своего супруга. Женщина рассказала, что их семье пришлось заложить дом и отдать Гульмире Сатыбалды автомобиль Toyota Land Cruiser 200, чтобы вызволить из-под «домашнего ареста» брата мужа. Дом удалось выкупить обратно.
Свидетель Нуржан Молдакулов более подробно рассказал о сделках купли-продажи и залога дома Касыма Жунусова, так как именно он одолжил 180 тысяч долларов, которые впоследствии были переданы людям Гульмиры Сатыбалды за этот дом.
Новую информацию суду рассказал свидетель Мурат Кабылда, муж сестры Жунусовых. Как выяснилось, он работал в правоохранительных органах в 2019 году, когда Гульмира Сатыбалды начала демарш против своего зятя Абая Жунусова. Кабылда был следователем и подполковником юстиции, но всё, что он смог сделать, — помахать служебным удостоверением перед людьми, которые стояли у входа в офис АО «Baur Kazakhstan» в день, когда Гульмира Сатыбалды вывезла Абая Жунусова против воли из дома его матери.
«Люди были в спортивной одежде, их было более 10 человек. Я показал им удостоверение, спросил, почему они собрались. Я сказал, что сейчас приедет опергруппа. После чего большинство из них село в машину», сказал свидетель.
Из рассказа военного непонятно, что его возмущало больше: действия Гульмиры Сатыбалды в отношении его деверей или её высокомерное поведение, когда родственные связи ещё не были омрачены событиями, рассматриваемыми в суде.
«Несколько раз были в гостях у Абая вместе. Она с нами не разговаривала, даже не замечала нас», несколько раз посетовал Кабылда.
На вопрос, почему он не предпринял попыток помочь Абаю Жунусову, свидетель сказал: там, где звучала фамилия «Назарбаев», бесполезно было что-либо делать.
«Тогда нас никто не слушал. В то время там, где фамилия Назарбаева фигурирует, нет смысла поднимать шум», отметил свидетель.
Жаксылык Калиев, бывший директор столичного филиала ТОО «Ария-Жана Астана», сообщил суду, что ему пришлось по приказу Гульмиры Сатыбалды работать несколько месяцев абсолютно бесплатно.

Он руководил стройкой ЖК Samruk Towers в Астане. Братья Жунусовы пообещали Калиеву выплатить бонусы по окончании строительства. Но когда пришло время сдачи жилого комплекса, в головной компании произошла смена власти, в результате которой Гульмира Сатыбалды отстранила от дел Жунусовых и назначила председателем совета директоров АО «Baur Kazakhstan» Айгуль Мекешову. Калиев надеялся, что Гульмира Сатыбалды наградит его бонусами, но вместо этого ему поручили работать дальше бесплатно.
«Я написал заявление об увольнении где-то в феврале 2019 года, уже на тот момент у нас были задержки по заработной плате, не оплачивались услуги поставщиков, подрядчиков и так далее. Со всех сторон уже были судебные дела. Работа практически была остановлена, и я решил уволиться. Написал заявление. Но меня не отпустили. Были угрозы со стороны Айгуль Мекешовой и непосредственно от Гульмиры Сатыбалды. Они сказали работать до конца, пока они не скажут, когда можно уйти. С февраля 2019 года у меня уже не было никаких пенсионных начислений. Меня лишили заработной платы и денег на оплату аренды квартиры. За свои собственные средства я дорабатывал в компании до осени»,
рассказал Калиев.
Он по сей день пожинает плоды своей работы в компании, так как до сих пор числится в базах данных директором филиала ТОО «Ария-Жана Астана». Мы рассказывали в одной из прошлых публикаций, что компания стала участницей почти 200 судебных разбирательств.
«До сих пор я числюсь директором филиала в Астане. Все судебные процессы против "Ария-Жана Астана" и филиала до сих пор меня касаются. Судебные исполнители ставят на меня запреты о невыезде, так как я числюсь в базе. До сих пор из-за этого у меня идут расходы и неудобства. Это мешает мне жить конкретно. Я нанимал юристов, чтобы каждый раз объяснять, что фактически я там не работаю», пожаловался свидетель.
По его словам, он не мог покинуть пост, так как Мекешова и Сатыбалды угрожали открыть на него уголовное дело и отправить за решётку. Во время ввода в эксплуатацию жилого комплекса собственники новых квартир столкнулись с множеством недоделок. Калиева возмущало, что он должен был завершать процесс передачи квартир и решать все эти вопросы.
«Угрожали, говорили: не уйдёшь, будешь работать, будешь доделывать это всё. При передаче квартир собственникам там вышли какие-то недоделки. Просто ЖК был большой, более тысячи квартир. Где-то царапина, где-то треснуло стекло, там дверь какая-то криво стоит — такие моменты, которыми нужно было заниматься», сказал он.
Калиеву пришлось не только устранять недочёты подконтрольной ему стройки, но и писать под диктовку Мекешовой заявления против Жунусовых:
«Это была инициатива Мекешовой. Мы писали в головном офисе заявления и сдавали их главному бухгалтеру Анар. Меня вызывали на допрос, чтобы я давал показания против Жунусовых. Задавали вопросы: кто управлял компанией, кто решал финансовые вопросы», сообщил свидетель.
Какие ещё были директора в холдинге АО «Baur Kazakhstan» и чем они занимались, узнаем на следующих заседаниях суда.
Напомним, экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:
- 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
- 194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
- 389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).
Мади Батыршаева — водителя Гульмиры Сатыбалды — обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»).
Ранее Гульмира Сатыбалды получила два уголовных срока. Год назад её приговорили к восьми годам лишения свободы. Суд Кызылорды признал её виновной в присвоении и растрате чужого имущества. В мае 2023 года районный суд Астаны вынес приговор по обвинению в организации похищения человека и самоуправстве и в качестве наказания назначил семь лет лишения свободы.
Читайте также:
Лента новостей
- «Топят и насилуют»: родственники заключённых устроили сход у колонии в Шымкенте
- Telegram, Google и InDrive помогут Казахстану развивать искусственный интеллект
- Депутат: если не урегулируем ИИ сейчас — повторим ошибку с майнингом
- Китаянка прошла 100 пластических операций и не планирует останавливаться
- Какие выплаты получат призёры Олимпиады и Паралимпиады в Париже
- Срочно эвакуируют жителей села Тепличное в СКО
- Антикор намерен судиться с блогером из Актау
- За многомиллионный ущерб лесу осудили сотрудников резервата «Ертіс орманы»
- «Оказывается, так можно»: чему Малайзия может научить Казахстан?
- Рассылка рекламы букмекеров на телефоны теперь под запретом
- Атырауский НПЗ снизит цену на переработку нефти
- «Дохлый актив» и потерянные миллиарды: как зарубежный бизнес КМГ стал бременем для Казахстана?
- Солдаты убирают плитку возле памятника в СКО: что ответили в акимате
- Внешний долг Казахстана вырос на миллиард долларов за год
- Китай готов к уступкам: часть пошлин на товары из США могут отменить
- От жары до заморозков: какая погода ждёт Казахстан в последние выходные апреля
- Данияра Адилбекова добавили в список политзаключённых в Казахстане
- Бывший верховный судья Татарстана оказался налоговым резидентом Казахстана
- Президент УЕФА получил орден от Токаева
- У Саткалиева появились заместители для строительсва АЭС