Зятья, водители, бездомные: кто руководил компаниями в семейном холдинге Жунусовых — Сатыбалды

cover Коллаж Orda.kz

В суде по делу Гульмиры Сатыбалды закончили опрашивать одного из главных свидетелей — бывшего начальника юридического отдела холдинга АО «Baur Kazakhstan» Динмухамеда Жумадильду. Показания начал давать зять потерпевшего Абая Жунусова — Кайдар Батырбеков. Чем удивили участники процесса и что интересного произошло на очередном заседании, читайте в репортаже журналиста Orda.kz.

В этот раз Гульмира Сатыбалды и её защита участвовали в работе суда в онлайн-режиме. Обвиняемая сослалась на неважное самочувствие, а адвокаты, прилетающие на каждое заседание из Астаны, вынуждены были уйти на удалёнку из-за ШОС, как и все жители столицы. 

jhlf
Фото: Orda.kz

Журналисты с энтузиазмом ждали продолжения рассказа Динмухамеда Жумадильды, который обеспечивал юридическое сопровождение и оформление всех сделок по изъятию имущества Абая Жунусова и его братьев, а также его долей в общем бизнесе с Гульмирой Сатыбалды. 

Юрист рассказал:  когда Сатыбалды обвинила своего зятя Абая Жунусова в воровстве пяти миллиардов тенге из активов холдинга АО «Baur Kazakhstan» и отправила его под домашний арест, она провела совещание с топ-менеджментом компании и обновила его состав единоличным решением. Хотя де-юре экс-супруга племянника первого президента не занимала на тот момент никакой должности ни в акционерном обществе, ни в его дочерних компаниях. Однако была устная договорённость, по которой она владела третьей частью акций холдинга. 

По словам свидетеля, все действия, которые он совершал в должности начальника юротдела компании в тот период, были следствием прямых приказов Айгуль Мекешовой — председателя совета директоров АО «Baur Kazakhstan». 

Адвокат потерпевшего спросил Жумадильду, задумывался ли он как юрист о возможных последствиях, когда звонил Мади Батыршаеву — водителю Гульмиры Сатыбалды, чтобы получить разрешение для посещения Абая Жунусова, находившегося «в плену» у влиятельной родственницы. 

«Как юрист могу пояснить: в то время мы боялись как-либо ослушаться. Тупо выполняли все указания Мекешовой»,  сказал Жумадильда.

Конфуз возник, когда адвокат потерпевшего Рашид Тенизбаев спросил Жумадильду, какие компании были оформлены на доверенных лиц Гульмиры Сатыбалды. Её защитница Асемгуль Даниалова обратилась к суду с просьбой не использовать размытую формулировку «доверенные лица» и сразу называть конкретные имена. Но тут вмешалась сама обвиняемая, утверждая, что самые доверенные её лица — Абай Жунусов и его братья.

«Уважаемый суд, Абай Жунусов как мой бывший зять — моё самое доверенное лицо по этому делу. И его братья Алтай и Касым тоже, как мои кудалар (сваты) — они самые близкие люди мои, самые доверенные», с чувством юмора у обвиняемой, надо полагать, всё нормально. 

Но на этом моменте вся лёгкость процесса и закончилась. Жумадильда продолжил подробное повествование о том, как активы компании переходили под полный контроль Гульмиры Сатыбалды. Например, учредителем строительной компании ТОО «Ария-Жана Астана» она назначила своего бывшего водителя Игоря Родионова. 

Но ещё удивительнее жизненный путь некоего Мейрмана Мукашева, ставшего в тот период учредителем и директором одной из дочерних компаний холдинга, а именно — ТОО «Baur Development Group».

«В декабре 2020 года Нурлан Доскали, который на тот момент был директором Baur Development Group, обратился ко мне с просьбой сопроводить сделку по переоформлению компании. В тот период нотариусы как раз сидели в нашем офисе, для удобства клиентов, и я согласился помочь со сделкой. И тогда в офис приехал Мукашев с двумя неизвестными людьми. Мне сказали, что Мукашев покупатель, и мы подписали договоры по переоформлению компании»,  рассказал Жумадильда. 
В итоге по документам Мукашев числился первым руководителем ТОО Baur Development Group, которая занималась покупкой и продажей многоквартирных жилых домов и особняков, а фактически... был бомжем. Следствие выяснило, что он был неоднократно судим. Как сообщил журналисту Orda.kz Рашид Тенизбаев, последнюю судимость Мукашев получил за убийство. А жил он во времена своего «директорства» на одной из производственных баз другой дочки АО «Baur Kazakhstan» — ТОО «Премьер НС». Там же и умер в феврале 2022 года то ли от туберкулёза, то ли от последствий участия в январских событиях. 

Мукашев до сих пор во всех открытых интернет-источниках значится учредителем и руководителем Baur Development Group. 

Из допроса Жумадильды нельзя не отметить, что ему чаще, чем кому-либо из свидетелей, адвокаты защиты указывали на расхождения в следственных и судебных показаниях. На что юрист сообщил, что в начале следствия он был запуган, не знал, как правильно поступить. А после очной ставки многое вспомнил и изменил показания. По источникам Orda.kz, во время следствия Жумадильду допрашивали шесть раз. 

После обеда суд пригласил другого значимого свидетеля — Кайдара Батырбекова, бывшего директора ТОО «СП Казгерстрой», по совместительству зятя Абая Жунусова. Батырбекова тоже лишили свободы, но в отличие от Жунусова «законно». В сентябре 2020 года на него было открыто уголовное дело. Пока шли следствие и суд, Батырбеков был под арестом. 24 апреля 2024 года суд признал его виновным по части 1 статьи 250 Уголовного кодекса («Злоупотребление полномочиями») и освободил от уголовной ответственности по причине истечения срока давности преступления. 

На днях мы писали про другого зятя Жунусова, Гани Бекбосынова, которого осудили на четыре года лишения свободы. Батырбеков и защита потерпевших уверяют, что все эти гонения на семью Жунусовых были инициированы Гульмирой Сатыбалды.

орда
Кайдар Батырбеков. Фото: Orda.kz

У Батырбекова определённо есть что сказать суду. Такое длинное вступительное слово было только у потерпевших. Адвокат Асемгуль Даниалова попробовала возмутиться, но судья сообщил, но по закону у каждого свидетеля есть право выступить в свободной форме, и суду пришлось долго слушать историю Батырбекова. Пока его повествование новых деталей процессу не прибавило. Возможно, это произойдёт на следующем заседании. 

Экс-супругу Кайрата Сатыбалды, который приходится племянником бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, обвиняют в совершении уголовных правонарушений по трём статьям Уголовного кодекса:

126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»);
194 ч. 4 п. 2 УК РК («Вымогательство»);
389 ч. 4 УК РК («Самоуправство»).

Мади Батыршаева — водителя Гульмиры Сатыбалды — обвиняют в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьёй 126 ч. 3 п. 3 УК РК («Незаконное лишение свободы»).

Ранее Гульмира Сатыбалды получила два уголовных срока. Год назад её приговорили к восьми годам лишения свободы. Суд Кызылорды признал её виновной в присвоении и растрате чужого имущества. В мае 2023 года районный суд Астаны вынес приговор по обвинению в организации похищения человека и самоуправстве и в качестве наказания назначил семь лет лишения свободы.

Читайте также:

Лента новостей

все новости