Кому выгоден запрет на экспорт нефтепродуктов из Казахстана?

cover Экспорт ГСМ. Иллюстративное фото pixabay.com

Государственные структуры, которые должны пресекать контрабанду нефтепродуктов, фактически не справились со своими задачами. Похоже, именно это повлияло на решение запретить вывоз всего, что имеет похожие свойства, тем самым подвергнув сектор малой переработки нефти риску краха. Каковы последствия?

С апреля в стране действует запрет министерства энергетики на экспорт отдельных видов нефтепродуктов. Согласно заключению этого ведомства, приказ приняли в контексте реализации межведомственного протокола от 6 мая 2019 года между министерствами энергетики Казахстана и России.

В документе утвердили перечни нефтепродуктов, запрещённых или ограниченных к вывозу из РФ в РК, а также за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В рамках того же договора Казахстан импортирует из РФ следующие нефтепродукты:

  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • авиакеросин;
  • битум.

А чтобы избежать реэкспорта указанных нефтепродуктов и аналогичных им по свойствам, Казахстан и ввёл запрет согласно встречным требованиям РФ, так как беспошлинная поставка ГСМ – потеря бюджета для РФ.

Казалось бы, всё предельно ясно. Однако всё-таки стоит объяснить читателям, что на деле ситуация обстоит иначе. Казахстан не импортирует такие нефтепродукты, как печное топливо и нафта, он же бензин-растворитель, используемый в нефтехимической промышленности. Более того, эта промышленность не развита в стране и, соответственно, спроса на продукцию нет, как и нет спроса в соседних странах Евразийского экономического союза.

Запрет на экспорт также ввели из-за того, что под видом нефтепродуктов недобросовестные предприниматели могли бы незаконно вывозить из страны импортированное из России дизельное топливо. Это наводит на иной вопрос: а чем тогда занимаются контролирующие оборот нефтепродуктов государственных структуры? Получается, что те, кто должен пресекать контрабанду, фактически не справляются со своими задачами. От этого и последовал единственный, на взгляд министерства, выход – просто запретить вывоз всего того, что похоже на дизельное топливо.

Теперь о последствиях действующего запрета

В июне 2014 года в правительстве утвердили Концепцию развития топливно-энергетического комплекса страны на 2023–2029 годы. Согласно этому документу, внутренний рынок страны формируется исходя из потребностей в основных видах нефтепродуктов. Так, в структуре потребления светлых нефтепродуктов основную долю составляет:

  • дизельное топливо – около 50%;
  • автомобильный бензин – около 44%;
  • авиационное топливо – 6%.

При этом доподлинно известно, что производство светлых видов нефтепродуктов в соотношении с объёмами потребления на внутреннем рынке имеет тенденцию наличия постоянного дефицита дизельного топлива в стране. В дополнение ко всему перечисленному: из-за недавно обнаруженных неисправностей на сырьевом теплообменнике Т-251 (применяется при производстве автобензина АИ-95) на Шымкентнском нефтеперерабатывающем заводе в министерстве энергетики уже проработали вопрос импорта автобензина АИ-95 из России.

Редакция Orda.kz ранее писала, что приказ министра энергетики о запрете таких видов нефтепродуктов, как печное топливо и нафта.ю фактически приведёт к остановке мини-НПЗ. Таким образом, большое количество людей останется без работы. На сегодня эта предпосылка начинает сбываться, следует из данных участников рынка.

Если же продолжить риторику вне социального аспекта, то среди всех мини-НПЗ есть и такие, которые производят дизельное топливо. Они фактически покрывают имеющийся в стране дефицит. Только вот вместо того? чтобы дать им возможность развиваться и закрывать перманентный дефицит, профильное министерство подписывает роковой документ, чтобы они закрылись. Наталкивает на мысль, что одна из истинных целей – беспрепятственно продолжать импортировать дизель из России.

В стране, где президент объявил курс на поддержку и развитие предпринимательства, можно наблюдать, что речи об этом со стороны vинистерства энергетики не идёт. У участников рынка есть предложение, что главе государства докладывают иную информацию касательно положения дел. Полагаем, лишь Касым-Жомарт Токаев может повлиять на то, чтобы Казахстан не оставался зависимым от импорта топлива из России.

Как ранее утверждали эксперты корреспондентам Orda.kz, ограничения на торговлю в рамках ЕАЭС кажутся лишь отговоркой и негативно повлияют на положение мини-НПЗ, так как потенциальных покупателей в РК нет.

Лента новостей

все новости