Казахстан выдавливает иностранцев из Карачаганака: завод хотят передать «КазМунайГазу»

Власти недовольны затягиванием сроков и перерасходом: управление газоперерабатывающим заводом просят отдать нацкомпании, сообщает Orda.kz.
Правительство Казахстана добивается от компаний Eni и Shell передачи управления проектом строительства газоперерабатывающего завода (ГПЗ) на месторождении Карачаганак национальной компании «КазМунайГаз». Об этом сообщило издание Upstream со ссылкой на собственные источники, близкие к переговорам.
По данным издания, ещё 17 мая зарубежные акционеры получили официальное письмо, в котором правительство Казахстана потребовало остановить строительство ГПЗ на Карачаганаке. Причиной стали затянувшиеся сроки и возросшие расходы. Иностранные акционеры предложили переложить часть затрат на бюджет страны и требовали прекратить арбитраж по газовому спору, что власти сочли неприемлемым.
После этого правительство предложило передать контрактные и управленческие права «КазМунайГазу». Компания Eni и Shell уже вложили около 60 млн долларов в подготовку к строительству. О компенсации этих затрат и окончательных условиях передачи предстоит договориться отдельно.
Несмотря на смену оператора, EPC-подрядчиком, как ожидается, останется консорциум Hyundai Engineering Co Ltd и Sicim. Они подтвердили готовность построить завод за 3,5 млрд долларов. Финансирование планируют частично привлечь из Национального фонда Казахстана.
Проект предусматривает переработку до четырёх млрд кубометров газа в год и должен сыграть ключевую роль в обеспечении страны товарным газом. Казахстан рассчитывает ввести завод в эксплуатацию к 2029 году.
Редакция Orda.kz запросила комментарий в национальной компании «КазМунайГаз». На момент публикации ответа не поступило.
Напомним, конфликт между Астаной и консорциумом «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» назревал давно. Изначально Eni и Shell обещали сдать завод к 2028 году, но затем перенесли срок на 2030-й и подняли смету почти до шести млрд долларов. Инвесторы также добивались от Казахстана миллиардной компенсации за снижение внутренней цены на газ, утверждая, что без этого проект не окупится в рамках текущего соглашения о разделе продукции, действующего до 2033 года.
Между тем власти Казахстана не исключали, что могут реализовать проект самостоятельно. В мае глава КМГ Асхат Хасенов прямо заявил, что нацкомпания недовольна ходом строительства. По его словам, правительство рассматривает сценарий, при котором ГПЗ на Карачаганаке будет построен без участия иностранных инвесторов.
Читайте также:
Лента новостей
- Что собираются сделать с рощей Баума рассказали в акимате Алматы
- Учитель физкультуры в Семее отстранён после избиения ученика
- В самолёте Air China загорелась литиевая батарея, лежавшая в ручной клади
- Эскорт российских Су и турецких F-16: стало известно, как Путин доберётся до Будапешта
- Тысячи тонн казахстанского лука потерялись в России
- Россия разрешила ввозить пшеницу из Казахстана
- Тегеран заявил об утрате правовых оснований для санкций
- Кому выгодны «космические» цены на коммуналку в Казахстане?
- Димаш против Олжаса, языковой скандал и мохнатые трусы. Что обсуждали соцсети на неделе
- Земельный скандал в Алматы: аким взял вопрос на контроль
- Депутат Бапи посетил в колонии марафонца Жыланбаева: о чём он рассказал и чего не упомянул
- Премьер морозит цены. В армии РК снова волна смертей. «Орда» на конференции ОБСЕ
- Разрывное ДТП в Алматы: пять человек пострадали
- Бывший глава Антикора получил должность заместителя генпрокурора
- Киберпреступность в РК: откуда к нам лезут хакеры с мошенниками и как от них защититься
- Протесты зумеров на Мадагаскаре: временным президентом стал военный
- Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?
- Цены на бензин заморозили: в Минэнерго объяснили, что это значит
- Днём ясно, ночью мороз — прогноз погоды на 18 октября
- Осторожно, высокое напряжение: астанчан предупредили об опасности у ЛРТ