Казахстан, как и Россия, отказался выдвигать свой фильм на «Оскар»: почему?!

cover

Через несколько дней после того, как российский союз кинематографистов объявил о том, что не будет в этом году выдвигать свою картину на соискание премии «Оскар», аналогичное заявление сделал и казахстанский «оскаровский» комитет. Причины этих решений разные, но в имиджевом плане ситуация несёт для Казахстана ощутимый урон.

О том, что Казахстан не будет участвовать в грядущей «оскаровской» гонке в номинации «Лучший иностранный фильм», накануне объявил продюсер и член союза кинематографистов Канат Торебай. Объявил… в своём посте в Facebook (орфография и пунктуация оригинала сохранена): 

Оскаровский Комитет при Союзе кинематографистов Республики Казахстан постановил:
От Республики Казахстан на соискание премии Американской академии кинематографических искусств и наук («Оскар») в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в 2023-м году кинокартину не выдвигать. 

Как удалось узнать из собственных источников, заявки на участие в этом году подали всего четыре картины, среди которых две («Мимикрия» и «Горный лук») не рассматривались (причины не объяснены), а между двумя оставшимися «Обучение Адемоки» Адильхана Ержанова и «Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова голоса распределились следующим образом: два – за первую картину, один – за вторую и четыре воздержавшихся. Таким образом и было принято решение о снятии с «Оскара» по собственному желанию. 

Как же так вышло, что при стремительно растущем как прокатном, так и авторском кино, нам некого и нечего выдвинуть на «Оскар»?

На самом деле, картин, отвечавших регламенту, предостаточно. Это мог быть и «Боран» Сабита Курманбекова, незаметно прошедший в прокате летом, и дебют Айсултана Сеитова «Қаш», и готовящийся к прокату фильм «Братья» Дархана Тулегенова (тоже дебют). Но, пожалуй, наиболее реальным претендентом выглядела картина «Бақыт» Аскара Узабаева, прошедшая в прокате в начале года.

Я связался с Узабаевым и выяснил, что ни он, ни продюсеры картины не были в курсе отбора картин для участия в «Оскаре» от Казахстана. То есть, «оскаровский» комитет есть, союз кинематографистов его курирует, но сами кинематографисты (за исключением нескольких) об этом не знают.

Назревают сразу несколько вопросов.

Насколько вообще компетентен союз в подобных вопросах, если он элементарно не может наладить коммуникации с действующими кинематографистами страны?

Кто и почему занимается отбором картин?

Почему имена членов казахстанского «оскаровского» комитета, по-прежнему, не оглашаются? Хотя бы после публикации решения об участии, а, вернее, неучастии страны в главной кинопремии мира?

Что делать продюсерам и режиссёрам, которые были не в курсе подобного отбора, а теперь узнают, что все сроки прошли?

И наконец: нельзя ли было выбрать лучшие время и форму оглашения подобного решения? Публично снабдив его хотя бы мотивировочной базой. Со стороны, для людей, не будущих разбираться в сути вопроса, отказ хронологически вслед за Россией может выглядеть, как акт поддержки. Хотя на самом деле это не так.

Лента новостей

все новости