«Горный лук»: «Золотая виагра» для папы

cover

Сегодня начинается XVI международный кинофестиваль «Евразия». И сегодня же в рамках национального конкурса состоится показ дебютной полнометражной картины Эльдара Шибанова «Горный лук», ранее представленной в программе Biennale College Cinema Венецианского кинофестиваля. И это, пожалуй, один из самых трогательных и нежных авторских казахстанских фильмов за последние несколько лет.

Что за фильм? Лирическая история о детях, которые пытаются спасти разрушающуюся семью, разыскивая препарат под названием «Золотая виагра».

Кто в ролях? Куантай «Кидалт» Абдимади, Лаура «Всё сама» Турсынканова, Санжар «Дальнобойщик твоей мечты» Мади, Есил «Переигравший всех взрослых» Амантай.

О чем: В степи неподалеку от границы с Китаем в уютной юрте проживает семья: папа, мама, дочь и сын. Папа строит дом, дети собирают горный лук, продают его на трассе, играют с ровесниками. Казалось бы, идиллия. Однако выясняется, что семейство переехало сюда потому, что год назад отцу взбрело в голову строить дом, но за это время дело особо не сдвинулось с мёртвой точки. Естественно, всё это не устраивает его супругу, которая не раз предлагала вернуться в город. Семья на грани развода, а тут ещё неподалеку ошивается местный плейбой-дальнобойщик дядя Витя. И не по годам деятельный Джабай с сестрёнкой Саниёй отправляются на поиски разрекламированной дядей Витей «Золотой виагры», которая позволит отцу снова почувствовать себя мужчиной.

Кому и зачем смотреть? Да, пожалуй, всем, у кого сложился чёткий стерепотип вокруг понятия «казахстанская комедия».

Синопсис «Горного лука» отдалённо напомнит синефилам о фильме «Урга: территория любви» Никиты Михалкова, в котором степной монгол поехал в город на поиски контрацептивов. Но это, пожалуй, один из многочисленных референсов, легших в основу «Горного лука». И анекдотическая, кажущаяся скабрезной завязка здесь становится фундаментом для многослойного исследования гендерных ролей в современной семье. При этом Шибанову и соавтору сценария Юлии Левицкой хватает остроумия не превращать свою картину в занудную слезоточивую драму, а выдерживать необходимый градус абсурдности происходящего и дать зрителям поистине очищающее и примиряющее с близкими зрелище.

Второй, и, может быть, куда более важной темой становится понятие мужественности. Здесь авторы фильма будто бы высмеивают все её архаичные атрибуты. С одной стороны, вечно строящийся дом Айбека (Куантай Абдимади), с другой – сексуальные эскапады дяди Вити (обезоруживающий своим обаянием в этом образе Санжар Мади), с третьей – исследование собственной физиологии главным героем истории Джабаем (блестящая роль Есиля Амантая), ну и, естественно, главная забава местных мужиков – аттракцион «Силомер».

Мир «Горного лука» настолько заражён идеей маскулинности, что пацаном хочет стать и Сания. При этом авторы практически с первых минут демонстрируют нам единственного персонажа «с яйцами» – мать семейства в исполнении Лауры Турсынкановой.

Если продолжать проводить кинематографические параллели, то «Горный лук», пожалуй, ближе всего к ранним фильмам Тайки Вайтити (например, безумно трогательному «Мальчику») или лучшей, на мой взгляд, картине Уэса Андерсона «Королевство полной луны». Здесь противопоставление деятельных и не по годам смышлёных детей и застрявших в своем инфантилизме взрослых работает на том же уровне.

Но даже без вторых слоёв и синефильских отсылок «Горный лук» бесконечно очаровательное кино, заражающее пусть наивным, но трогательным оптимизмом.

Лента новостей

все новости