«Қаш»: в степи никто не услышит твой хрип…
![cover](/uploads/orda-poster.jpg)
Состоялась премьера дебютного фильма Айсултана Сеитова «Қаш», который по праву можно считать самой ожидаемой казахстанской кинокартиной года. Вот только, оправдались ли эти ожидания?
Что за фильм? Мечущееся между притчей, этно-хоррором и исторической драмой двухчасовое путешествие по безжизненной степи и самой страшной странице в истории Казахстана.
Кто в ролях: Еркебулан «Как всегда на высоте» Дайыров, Ондасын «Ужасающий» Бесикбасов, Александр «Не было никакой необходимости» Паль, Султан «Я устал» Нурмуха.
О чём? 1930-е годы, Казахская АССР, в отрезанном от мира ауле от голода массово умирают люди. Ради спасения оставшихся в живых в город Сарканд за помощью отправляют могильщика Исатая, который берёт с собой малолетнего брата Алима. Мучимые голодом и тяжёлой дорогой братья встречают в пути странника Тепе, обещающего вывести их к Сарканду. Правда, новый попутчик ведёт себя крайне подозрительно.
Кому и зачем смотреть? Портрет потенциального зрителя фильма «Қаш»обрисовать довольно сложно. Можно быть уверенным лишь в том, что вы прочтёте десятки отзывов с избито-занудной формулировкой «заставляет задуматься», хотя картина Айсултана Сеитова, скорее, «приводит в замешательство».
Здесь необходим дисклеймер о том, что «Қаш» – проект, ожидания от которого были завышены ещё на стадии запуска.
Отечественный вундеркинд, снимавший клипы для звёзд мирового хип-хопа и рекламные ролики для глобальных брендов, локомотив совершенно нового поколения режиссёров-постановщиков Айсултан Сеитов стал для Казахстана общим «жұрттың баласы» (или, если угодно, «сыном маминой подруги») и как будто бы не должен был совершить ошибку, не имел права на неё в своём полнометражном дебюте.
И, может быть, эта чрезмерная ответственность и отразилась в противоречивом результате.
Безусловно, визуальной, технической, актёрской составляющими «Қаш» смотрится блестяще. Отдельные кадры потрясают, а общая атмосфера безнадёги, подкреплённая общенациональной психологической травмой, засасывает зрителя с вступительных титров. Открывающая сцена производит настолько гнетущее впечатление, что может отпугнуть пласт особо впечатлительных зрителей.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2022/12/whatsapp-image-2022-11-30-at-13.14.07.jpeg)
Однако, чем дальше мы погружаемся в события, тем больше режиссёру отказывает чувство меры. Притчевость незаметно перерастает в претенциозность.
Складывается ощущение, что «Қаш» пытается надеть на себя всё самое модное и дорогое сразу, тем самым вступая со зрителем в конфронтацию.
А ведь, казалось бы, картина с таким хлёстким и лаконичным названием должна увлечь своей динамикой, но Сеитов зачем-то решил поиграть со зрителем в новомодные слоубёрнеры (от английского Slow burn («медленно гореть») – фильмы, держащие в напряжении за счёт медленного нарастания саспенса), а тот вряд ли был к этому готов –как морально, так и физически. В итоге, «Қаш» не столько пугает, сколько изматывает экспериментами.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2022/12/whatsapp-image-2022-11-30-at-13.14.08.jpeg)
И совсем уж чувство вкуса режиссёру отказало, когда он решил пригласить на эпизодическую роль Нурлана Сабурова, загримированного под степного разбойника. Это всё равно что, если бы, например, в «Списке Шиндлера» или «Гладиаторе» посреди второго акта неожиданно появился комик Джимми Фэллон, причём безо всякой на то необходимости. В этот момент вся атмосфера фильма разрушается, и до финальных титров пытаешься найти ответ на вопрос «Зачем это было?» (слава богу, не «Что было дальше?»).
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2022/12/whatsapp-image-2022-11-30-at-13.14.06.jpeg)
Что имеем в итоге? «Қаш» кино неплохое, но во многом вторичное. Насмотренный зритель увидит в нём и отсылки к Андрею Тарковскому (куда без них?), и цитаты из «Дороги» Кормака Маккарти, и атмосферу новомодных постхорроров от адептов студии «A24» типа Роберта Эггерса или Ари Астера и даже влияние якутских этнохорроров, но где же во всём этом сам Айсултан Сеитов?
Лента новостей
- Сборная Казахстана с флагом страны на Олимпийских играх в Париже
- Челябинская область: прорыв плотины, затопило несколько сёл
- «Переводчик смеётся, обвиняемый протестует»: Айтбек Амангельды возмущён судом над Айтеновым
- В Париже началась церемония открытия XXXIII летних Олимпийских игр
- Арест и выдворение: иностранца задержали в Астане за домогательства к женщине
- Суд в Алматы вынес приговор избившему детей в лифте
- Олимпиада в Париже: волна преступлений захлестнула город
- Рэпер Снуп Догг пронёс олимпийский огонь перед открытием Олимпиады
- «Не сможем простить его»: родные погибших супругов, которых сбил полицейский
- Подрядчик сорвал сроки, но продолжает получать миллионы от акимата Алматинской области
- Казахстан хочет принять международные нормы по минимальной зарплате
- Леса в двух регионах отдали совместной казахстанско-китайской компании
- Шуточный срок: как казахстанцы отреагировали на арест комика Александра Меркуля
- Котельная в сельской школе горела в Жамбылской области
- «Я обнимал её, а она дубасила» — что Айтенов сказал в суде
- «В Шымкенте похитили девушку, полиция отказалась заводить дело» — Дина Смаилова
- Комфортные школы: что правда, а что миф?
- Зампрокурора Алматы Нурлан Ауганбаев вернулся на работу
- Бывшей супруге Марата Айтенова вынесли предупреждение
- «Здесь просто отмывают деньги!»: жители улицы недалеко от Акорды устали от многолетнего ремонта