«Қаш»: в степи никто не услышит твой хрип…

cover

Состоялась премьера дебютного фильма Айсултана Сеитова «Қаш», который по праву можно считать самой ожидаемой казахстанской кинокартиной года. Вот только, оправдались ли эти ожидания?

Что за фильм? Мечущееся между притчей, этно-хоррором и исторической драмой двухчасовое путешествие по безжизненной степи и самой страшной странице в истории Казахстана.

Кто в ролях: Еркебулан «Как всегда на высоте» Дайыров, Ондасын «Ужасающий» Бесикбасов, Александр «Не было никакой необходимости» Паль, Султан «Я устал» Нурмуха.

О чём? 1930-е годы, Казахская АССР, в отрезанном от мира ауле от голода массово умирают люди. Ради спасения оставшихся в живых в город Сарканд за помощью отправляют могильщика Исатая, который берёт с собой малолетнего брата Алима. Мучимые голодом и тяжёлой дорогой братья встречают в пути странника Тепе, обещающего вывести их к Сарканду. Правда, новый попутчик ведёт себя крайне подозрительно.

Кому и зачем смотреть? Портрет потенциального зрителя фильма «Қаш»обрисовать довольно сложно. Можно быть уверенным лишь в том, что вы прочтёте десятки отзывов с избито-занудной формулировкой «заставляет задуматься», хотя картина Айсултана Сеитова, скорее, «приводит в замешательство».

Здесь необходим дисклеймер о том, что «Қаш» – проект, ожидания от которого были завышены ещё на стадии запуска.

Отечественный вундеркинд, снимавший клипы для звёзд мирового хип-хопа и рекламные ролики для глобальных брендов, локомотив совершенно нового поколения режиссёров-постановщиков Айсултан Сеитов стал для Казахстана общим «жұрттың баласы» (или, если угодно, «сыном маминой подруги») и как будто бы не должен был совершить ошибку, не имел права на неё в своём полнометражном дебюте.

И, может быть, эта чрезмерная ответственность и отразилась в противоречивом результате.

Безусловно, визуальной, технической, актёрской составляющими «Қаш» смотрится блестяще. Отдельные кадры потрясают, а общая атмосфера безнадёги, подкреплённая общенациональной психологической травмой, засасывает зрителя с вступительных титров. Открывающая сцена производит настолько гнетущее впечатление, что может отпугнуть пласт особо впечатлительных зрителей.

Однако, чем дальше мы погружаемся в события, тем больше режиссёру отказывает чувство меры. Притчевость незаметно перерастает в претенциозность.

Складывается ощущение, что «Қаш» пытается надеть на себя всё самое модное и дорогое сразу, тем самым вступая со зрителем в конфронтацию.

А ведь, казалось бы, картина с таким хлёстким и лаконичным названием должна увлечь своей динамикой, но Сеитов зачем-то решил поиграть со зрителем в новомодные слоубёрнеры (от английского Slow burn («медленно гореть») – фильмы, держащие в напряжении за счёт медленного нарастания саспенса), а тот вряд ли был к этому готов –как морально, так и физически. В итоге, «Қаш» не столько пугает, сколько изматывает экспериментами.

И совсем уж чувство вкуса режиссёру отказало, когда он решил пригласить на эпизодическую роль Нурлана Сабурова, загримированного под степного разбойника. Это всё равно что, если бы, например, в «Списке Шиндлера» или «Гладиаторе» посреди второго акта неожиданно появился комик Джимми Фэллон, причём безо всякой на то необходимости. В этот момент вся атмосфера фильма разрушается, и до финальных титров пытаешься найти ответ на вопрос «Зачем это было?» (слава богу, не «Что было дальше?»).

Что имеем в итоге? «Қаш» кино неплохое, но во многом вторичное. Насмотренный зритель увидит в нём и отсылки к Андрею Тарковскому (куда без них?), и цитаты из «Дороги» Кормака Маккарти, и атмосферу новомодных постхорроров от адептов студии «A24» типа Роберта Эггерса или Ари Астера и даже влияние якутских этнохорроров, но где же во всём этом сам Айсултан Сеитов?

Лента новостей

все новости