Как вернуть Алматы былую славу города-сада: советы учёного-дендролога

cover Коллаж Orda.kz

Какие ошибки допускают подрядные организации Алматы при высадке и уходе за саженцами, и опыт каких стран мира можно перенять для эффективного озеленения южной столицы Казахстана, выясняла Orda.kz.

В 2020 году президент Токаев поручил чиновникам посадить в государственном лесном фонде два миллиарда деревьев, а в крупных городах — 15 миллионов. Программу масштабного озеленения страны планировалось завершить в 2025 году, однако потом её срок продлили до 2027 года. А чтобы общественность могла контролировать ход работ, создали интерактивную «Зелёную карту». В ней указано, где, сколько и какие породы деревьев посадили, и эти данные регулярно обновляются. 

В мае 2025 года Минэкологии и природных ресурсов отчиталось о проделанной за четыре года работе. На пресс-конференции чиновники заявили, что в лесных питомниках уже высажено 1,36 млрд деревьев, а в мегаполисах — 15,7 млн деревьев. Так что план по озеленению городов оказался перевыполнен! Радужную картину портили только комментарии экоактивистов в соцсетях. Они напомнили, как осенью 2024 года премьер-министр Олжас Бектенов обмолвился, что у нас приживаются только около 60 % саженцев. 

Засохшие саженцы. Фото Orda.kz

Как считают учёные-дендрологи, проблема не только в дефиците поливной воды и несвоевременным уходом за деревьями и кустарниками. Большая часть саженцев засыхает потому, что их сажают необдуманно, без учёта климата. А ещё их губят насекомые. Именно об этом наши журналисты поговорили с заведующим отделом Казахского НИИ защиты и карантина растений, кандидатом биологических наук Нуржаном Мухамадиевым. 

Зелёное наследие

Поручение президента в части озеленения крупных городов страны уже выполнено. Однако я, коренной житель Алматы, не чувствую пока, что дышать легче стало. Может, стоит увеличить посадки в нашем городе?

— Думаю, да. Просто нужен грамотный лесоводческий подход в этом деле. Если всё правильно сделать, то можно в разы улучшить экологическую обстановку в городе, которая всё ещё оставляет желать лучшего.

Нуржан Мухамадиев. Фото из личного архива

В советские времена Алматы считался городом-садом, потому что он утопал в зелени. Сейчас город напоминает больше каменные джунгли из-за массового строительства коммерческой недвижимости. Какие существуют международные стандарты по количеству зелёных насаждений на каждого человека, и насколько мы приближены к ним?

— Всемирная организация здравоохранения рекомендует не менее девяти квадратных метров зелёных насаждений на человека. Сюда входят деревья, кустарники, цветники и газоны. Оптимальным считается 50 кв. м на человека. В ряде международных исследований фигурируют 10–15 кв. м на человека, но в качестве минимального ориентира для комфортной городской среды. Что касается Алматы, то в 2024 году специалисты генплана называли цифру в 6,2 кв. м. Именно столько зелёных зон приходится у нас на душу населения. Планируется довести этот показатель до 12 кв. м.

Сколько сейчас деревьев насчитывается в Алматы, и в каком они состоянии? Спрашиваю потому, что часто вижу в отдельных частях города засохшие деревья, которые резко контрастируют с новыми посадками в центре.

— Сегодня в Алматы 4 млн 339 тыс. 684 деревьев, из которых 829,5 тыс. признаны ослабленными, 57 214 усыхающими, а 28,5 тыс. — находящимися в аварийном состоянии. Информацию о состоянии каждого дерева можно узнать в Реестре зелёного наследия. Это позволяет определить, где нужно проводить санитарную или омолаживающую обрезку, где удалять сухостои, а где высаживать молодые деревья. 

Какая организация подсчитывает количество деревьев и кустарников в нашем городе?

— В 20182019 годах инвентаризацию и паспортизацию зелёных насаждений проводили сотрудники городского управления экологии и окружающей среды. Сегодня эту работу проводят сотрудники Аграрного университета. Планируется, что в 2026 году они закончат.

Судя по статистике, каждое четвёртое дерево в Алматы — старое или больное. Что проще и дешевле — омолаживать их или рубить? 

— Думаю, лучше всего омолаживать старые деревья. Если взять, к примеру, нижнюю часть города, то возраст большинства тополей там перевалил за 150 лет. Рекордсменом-долгожителем считается дуб, которому 300 лет. Я предлагаю омолаживать старые тополя кронировкой. Это процесс, во время которого удаляются лишние ветви и формируется желаемая структура дерева.

Деревья во дворе многоквартирного жилого дома. Фото Orda.kz

 Что мешает влить «молодую кровь» в стареющий зелёный фонд города?

— Отсутствие у акимата Алматы собственного зелёного питомника. Нас в какой-то степени спасают частные зелёные питомники, но их мощностей не хватает, чтобы разом решить проблемы загрязнения воздуха. Казённый питомник нужен, чтобы завезённые посадочные материалы прошли там адаптацию в течение нескольких лет. Только после этого их можно высаживать в мегаполисе. А как у нас зачастую происходит? Привезённые из-за рубежа саженцы сразу высаживают, и многие из них скоро высыхают. 

Что вы предлагаете для улучшения качества воздуха в Алматы?

— Я предлагают создать зелёные пояса вдоль трассы Алматы — Астана, возле озера Сорбулак, а также вдоль трассы Алматы — Конаев. Они будут вытягивать выхлопные газы из мегаполиса. В самом мегаполисе можно будет разбить несколько новых парков и скверов в районе трамплинов и на Кок- Тобе, а в идеале построить ещё один ботанический сад. Тогда горожане задышали бы полной грудью. 

Опыт каких стран мира в области озеленения городов можно было бы перенять Казахстану вообще и Алматы в частности?

— Пару лет назад наши чиновники ориентировались на опыт западноевропейских стран. Они на Арбате высадили немецкие липы, в других местах примерно то же. А они в наших условиях или плохо приживаются, или требуют много ухода. Поэтому я предлагаю ориентироваться на опыт узбекских коллег, которые прекрасно взращивают чинары и платаны. Или на опыт Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, чей климат жёстче алматинского, но где львиная доля саженцев прекрасно приживается. Я был в Урумчи и Хоргосе и видел, как всё зелено там. Хочу отметить, что в китайских городских парках коммунальщики вводят уколы в кору деревьев. Так они подкармливают деревья питательными элементами. 

Человеческий фактор

Как алматинские дендрологи обследуют деревья и выносят своё заключение об их состоянии?

— Мы определяем возраст, диаметр стволов деревьев и их санитарное состояние, исходя из качественных характеристик. Даём заключение, что одно дерево здоровое, другое — ослабленное, третье — угнетённое, четвёртое — усыхающее, а вот это находится в аварийном состоянии и подлежит вырубке. 

Учёный-дендролог изучает состояние ствола дерева. Фото из личного архива

Кто даёт разрешение на санитарную обрезку и вырубку деревьев?

— Управление зелёной экономики Алматы. К примеру, если какая-то организация хочет вырубить дерево на своём участке, она должна отправить документы на сайт электронного правительства и предоставить гарантийное письмо о компенсационной посадке взамен вырубленного дерева. Если она это не сделает и незаконно вырубит дерево, то она несёт административную ответственность. Взамен одного уничтоженного дерева организация-нарушитель обязана высадить 20. 

Почему высаженные недавно в городской черте цветы, кустарники и деревья так быстро чахнут и увядают?

— В Алматы нехватка воды, в последние годы летом мало выпадает осадков. Высокая сухость воздуха, резкий перепад температур и активность насекомых-вредителей — всё это приводит к преждевременному увяданию многих деревьев и кустарников. Больше всех от жары, нехватки воды и вредителей страдают берёзы, липы, каштаны и ивы, так как они считаются влаголюбивыми породами деревьев. 

Играет ли роль в увядании зелени человеческий фактор?

— Конечно. Приведу простой пример. Зимой коммунальщики часто используют солевые реагенты для борьбы с наледью на дорогах. Из-за этого портятся колодки и резина автомобилей. Их кусочки отваливаются и падают на проезжую часть. Потом летом поливные машины смывают их, они попадают в корневой слой и начинают угнетать деревья. Другой бич — это нехватка питательных элементов в почве. Она сейчас истощена из-за обилия коммуникаций. В Алматы постоянно меняют и устанавливают бордюры, трубы, лотки для сточных канав, зачастую при этом вырубаются или повреждаются корни деревьев или же вывозится земля. Наши сотрудники в 2021–2022 годах обращались в акимат с просьбой проводить подкормку деревьев. Нас услышали, какое-то время подрядные организации подпитывали корни органическими удобрениями, а листву обрабатывали микро- и макроэлементами. Но затем они почему-то перестали это делать, хотя я считаю, что подкормку деревьев надо возобновить. 

Как вы в целом оцениваете работу подрядных организаций, которые занимаются озеленением города?

— В целом я доволен работой коммунальщиков-зеленщиков, хотя кое-где их работа вызывает нарекания. Например, летом они часто косят траву специальными триммерами и нередко повреждают корневую шейку деревьев, из-за чего те гибнут. Я разъясняю им, что не надо косить траву, растущую близко к стволу дерева, её надо или вручную вырывать, или перекопать землю вокруг дерева.

Почему у нас низкий процент приживаемости зелёных насаждений?

— Некоторые посадки не приживаются, потому что их необдуманно высаживали, без учёта климата и совместимости с другими древесными растениями. Так произошло с хвойными деревьями, высаженными несколько лет назад вдоль проспекта Абая. Многие из них зачахли. Я бы посоветовал коммунальщикам высаживать на том участке солеустойчивые породы деревьев, такие как акация, ясень и джигида. А каштаны и берёзы чаще других пород деревьев страдают некрозом, из-за чего их листва быстро желтеет и опадает. 

Хвойные деревья приживаются не везде. Фото из личного архива

Некоторые экологи-активисты считают, что большая часть деревьев гибнет из-за дескать некачественного фитосанитарного контроля за ввезёнными в страну саженцами. Мол, их толком не проверяют на наличие грибковых заболеваний и насекомых-вредителей, вот те потом и заражают местные деревья. Вы разделяете эту точку зрения?

— Проблема завоза заражённых импортных саженцев и семян остается актуальной. К тому же в Алматы сегодня прижилось много видов завезённых вредителей. Например, каштановая моль, вязевый пилильщик-зигзаг, мраморный клоп и дубовый минирующий пилильщик. Они прибыли к нам из Кыргызстана и России и поражают дубы, вязы, каштаны. 

Лекари деревьев

Какие зелёные насаждения подходят для озеленения крупных дорожных магистралей, а какие — для жилых районов Алматы?

— Для озеленения автотрасс подходят неприхотливые породы. Такие, как вяз мелколистный, ясень обыкновенный, клён татарский и карагач. А для жилых районов я рекомендую пирамидальный и серебристый тополь, платан, крымскую сосну, черешчатый дуб, сумах, гледичию, клён татарский. Многолетние цветники можно высаживать, такие как розы и микантусы, однолетники вроде петуний и таргетисов. Из кустарников рекомендую высаживать барбарисы, красный дёрн, гортензию, спирею, сирень и дикий виноград. 

Какие краснокнижные породы деревьев можно увидеть в нашем городе?

— Дуб черешчатый, ясень согдийский, рябину персидскую, яблоню Сиверса, яблоню Недзвецкого, дикий абрикос, турангу сизолистную и другие породы. Их успешно культивируют частные зелёные питомники.

Как часто городские власти обращаются к вам, учёным-дендрологам, за советами и рекомендациями?

— Мы консультируем, когда речь идёт о защите и карантине зелёных насаждений. Как, например, с обработкой деревьев. Управление зелёной экономики Алматы привлекает наш институт для составления плана защитных мероприятий под названием «Лекари зелёных насаждений». 

Сотрудники Казахского НИИ защиты и карантина растений. Фото из личного архива Нуржана Мухамадиева

 Как грамотно, по-научному, надо сажать молодые деревца?

— При посадке молодых деревьев приствольный круг надо засаживать кустарниками. Такими, как барбарис, кизильник или красный дёрн, и из них формировать нижний ярус обхватом в 40–50 см, который будет создавать микроклимат. Он будет препятствовать иссушению корней дерева и заодно придавать ему красивый вид. 

Вы обмолвились о насекомых-вредителях. С какими видами чаще всего приходится бороться сотрудникам вашего НИИ и каким образом?

— Самые распространённые вредители зелёных насаждений сейчас — дубовый и тополевый пилильщики, каштановая моль, тополевый листоед, тля, вязевый зигзаг, паутинный клещ, мраморный клоп, боярышниковая листовёртка. Для борьбы с ними мы выращиваем 12 видов полезных насекомых-энтомофагов, например, бракона, трихограмму, мокроволуса. Они пожирают вредителей в закрытом грунте теплиц и тем самым спасают урожаи огурцов, помидоров и прочих овощей и фруктов. 

Получается, вы помогаете и фермерам?

— Да. Мы создаём электронную карту сельхозполей, запускаем беспилотные летательные аппараты и потом определяем по снимкам их состояние. Например, выясняем, на каких участках наблюдается пожелтение пшеницы, кукурузы, рапса и т. д. Затем снабжаем каждый беспилотник 12 литрами растворённых в воде препаратов и запускаем снова на проблемный участок, чтобы он обработал его с воздуха. 

Нуржан, вашими контактами поделились экоактивисты. А в каких случаях они к вам обращаются?

— Когда у них возникает спор с застройщиками о целесообразности вырубки деревьев для строительства жилых комплексов или коммерческой недвижимости. Наши сотрудники определяют, подлежат ли деревья сносу или их нужно подлечить, обрезать.

Ваш институт занимается только озеленением Алматы?

— Нет, мы консультируем природные резерваты и национальные парки, расположенные по всей стране. Я, например, в последние годы изучаю зелёные пояса Астаны и Актобе и занимаюсь разведением краснокнижного реликтового дерева туранги и гибридных видов тополя. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости