Эффект сжатой пружины: намазхана в школе – зло или благо?

В преддверии нового учебного года в Казнете снова начались споры о том, нужно ли создавать в школах Казахстана молельные комнаты. Их сторонники напирают на равные права для всех граждан, противники парируют тем, что РК — это светское государство. Журналист Orda.kz пообщался с представителями обеих сторон, и выслушал их аргументы. Примечательно, что в обоих случаях спикеры говорили об эффекте сжатой пружины. Правда, в разных контекстах
Тогжан Кожалы: Намазхана воспитает толерантность
Одна из активных сторонниц создания в школах молельных комнат – директор благотворительного фонда HAQ Тогжан Кожалы. У себя в Facebook она опубликовала пост, в котором коснулась, в том числе, и темы молельных комнат в школах, написав, что вопросом, где молиться, задалась её дочь. Orda.kz узнала у Тогжан более развернутое мнение на этот счёт.

«У себя на странице я опубликовала доклад посольства США в Казахстане о свободе вероисповедания в нашей стране. В нём говорится, что согласно переписи населения 70% жителей Казахстана считает себя мусульманами. Пусть даже практикующих намаз мусульман у нас всего 10% — это получается, где-то 1,8 миллиона. Мне кажется, эта цифра в демократическом государстве должна учитываться. А мы ведь строим демократическое государство. Это просто права человека на свободу вероисповедания».
По её мнению, создание молельных комнат как раз-таки позволит сформировать в Казахстане демократическое, толерантное общество.
«У нас очень сильно развит буллинг. И то, что дети вынуждены прятаться для намаза по закуткам – это повод для буллинга. Не нужно религиозных людей вынуждать прятаться, а наоборот, стоит воспитывать толерантность в обществе. Потому что человек, которого загоняют в угол, становится радикальным. У него срабатывает эффект сжатой пружины».
Также, по её словам, нужно брать во внимание не только детей, но преподавателей.
«В казахских школах, особенно в регионах, мусульман очень много именно среди преподавателей. В частных школах можно увидеть девушек в хиджабах, парней с бородами. Они очень хорошие преподаватели, прогрессивные, умные. Но они тоже вынуждены ходить молиться в подсобки или ещё куда-то, чтобы никому не мешать».
При этом, по мнению Кожалы, создание в школах места для молитвы не отразится на учебном процессе.
«Никто не будет читать намаз в школе пять раз. На рабочее время приходится один намаз, где-то в обед, и занимает всего минут пять. И большого помещения тоже не нужно. Это может быть уголок 2х2 метра, отделенный ширмой. Его можно обустроить даже в коридоре».
Что касается очередей, которые могут выстроиться к таким «молельным уголкам», то по мнению Кожалы, они не станут новым поводом для преследований.
«Постепенно люди перестанут это замечать. Так и воспитывается толерантное отношение. А сейчас не только в школах, но в других местах мусульмане вынуждены искать уголки, где им прочитать намаз. Для курильщиков у нас есть курилки, куда они могут спокойно пойти, и на них никто не обращает внимания – это их дело. А мусульмане вынуждены искать себе место для молитвы».
При этом, по мнению Тогжан, создание молельных комнат в школах, никак не отразится на статусе Казахстана как светского государства. В качестве примера она приводит Турцию, Индонезию и Малайзию, где так же большая часть жителей – это мусульмане, но при этом они остаются светскими странами.
«Почему, когда речь заходит о мусульманах, то сразу вспоминают Афганистан, Иран или Сирию, а не Малайзию, где буддисты уживаются с мусульманами».
Вариант Турции, где с 2016 года в школах создают полноценные намазханы, Тогжан Кожалы называет идеальным. Но, она говорит, что была бы не против, если бы в школе была одна молельная на несколько религий.

Саида Сулеева: Школа – не место для религии
Журналист Саида Сулеева одна из тех, кто вступил в спор с Тогжан Кожалы по поводу молельных комнат в школах. Она считает, что их там не должно быть ни в каком виде. Почему, она подробно ответила Orda.kz

«Намазхана лишняя не только в школах, но и в государственных учреждениях, и в торгово-развлекательных центрах. Казахстан – светское государство, это записано в Конституции. И если мы идём на встречу одной конфессии, значит, нужно идти на встречу всем остальным. А кроме ислама у нас люди исповедуют и православие, и католицизм, и протестантство, и буддизм. Одних только христианских течений можно насчитать около десятка».
По её мнению, вместо того, чтобы идти на уступки тем или иным конфессиям, куда лучше просто придерживаться действующего закона. В том числе и в плане создания молельных комнат в школах.
«Я считаю, что школа, в принципе, не место для религии. И ещё одна причина, по которой я против намазхан в школах: дети до 18 лет – это неустоявшиеся личности. Дети – это пластилин, который лепят родители. И если старшие говорят ребёнку про ислам или про православие, то это не его осознанный выбор. Мне кажется, до 18, а лучше до 21 года, человеку вообще ничего не навязывать».

Аргумент насчёт того, что 70% жителей Казахстана исповедуют ислам, Саида Сулеева парирует примером из собственной жизни.
«Во время предыдущей переписи населения переписчик, записав мою национальность – казашка, автоматически вписал в графу религия «ислам». И я считаю, что многих вот так, по национальному признаку, причисляют к религии. Хотя, если взять моё окружение, то практически никто не исповедует ислам. Да, мы отмечаем Наурыз, по пятницам иногда делаем лепёшки, но это скорее национальные традиции, а не религиозные».
Сулеева считает, что сейчас в обществе идёт путаница – люди считают себя мусульманами, даже если они просто пекут по пятницам хлеб в память об ушедших родственниках и отмечают праздники Курбан Айт и Ораза Айт. При этом даже ни разу в жизни не открыв Коран и не зная ни одной суры.
По мнению журналистки, дело может быть ещё в том, что на Казахстане всё ещё сказываются последствия 70 советских лет, когда любая религия отрицалась.
«Это эффект сжатой пружины: то у нас не было никакой религии, то её теперь с избытком. И эти 30 лет мы видим всплеск религиозности на постсоветском пространстве, в то время как в западном мире идёт обратный процесс».
Говоря о примере Турции, Саида Сулеева обращает внимание на то, что в последние десятилетия там всё больше идёт уклон в сторону ислама.
«Турция была провозглашена светской республикой при Ататюрке. Но мы видим, что при Эрдогане, который находится у власти последние 20 лет, там идет резкий разворот в сторону ислама. Именно при нём появились намазханы в госучреждениях. И мы видим, что делая больше уступок одним, он ограничивает свободу других».

Неидеальный запад
Кроме эффекта сжатой пружины, оба спикера вспоминали страны запада. Европу и Америку вообще часто приводят в пример, как вариант общества, решившего межконфессиональные проблемы с помощью толерантного отношения. Однако, в реальности это не совсем так. Об этом, кстати, недавно говорил и министр информации и общественного развития РК Дархан Кадырали. Он напомнил, что во Франции и Австрии запрещено ношение хиджабов до определённого возраста.
Это же касается и создания молельных комнат. К примеру, в канадской провинции Квебек в 2022 году их законодательно запретили создавать в школах. Попытка мусульманского сообщества опротестовать этот запрет в суде ни к чему не привела – суд встал на сторону властей провинции.

Примечательно, что Квебек – провинция франкоязычная, а в самой Франции за принципом секуляризма следят очень строго. Например, в июне этого года в департаменте Приморские Альпы разразился скандал – в пяти учебных заведениях – школах и колледжах, выявили факты совершения молитв учащимися-мусульманами. В итоге, трое студентов одного из колледжей были отчислены. А на прошлой неделе, как раз в преддверии нового учебного года, в государственных школах Франции запретили ношение абайи – традиционного мусульманского платья.
Но в то же время, есть обратный пример из Германии, где в городе Людвигсбург в земле Баден-Вюртемберг, в гимназии оборудовали молельную комнату для школьников-мусульман. Правда, только на время священного месяца Рамадан. Примечательно, что Людвигсбург находится всего в 80 километрах от границы с Францией.
В Великобритании же создание молельных комнат практикуется во многих школах довольно давно. Правда, чаще они там называются не молельные, и не намазхана, а «тихое место» или «комната для размышлений». В них можно не только молиться представителям любых конфессий, но и медитировать или просто побыть в тишине. При этом, создаваться подобные места начала еще в конце 2000-х по настоянию именно мусульманской общественности.
К слову, комментарий по поводу создания намазхан в школах мы попросили и в Духовном управлении мусульман Казахстана. На что нам там дали крайне лаконичный ответ: «Не обращайте внимания».
Читайте также:
Лента новостей
- Гроза и дождь — прогноз погоды на 23 апреля
- Россия сняла запрет на импорт сельхозпродукции из Казахстана
- Верховный суд объяснил, почему закрыли свободный доступ к делам
- В индийском Кашмире расстреляли туристов
- Почему казахстанские чекисты уходят молча и вовремя? Пять выстрелов в замакима Шымкента. Совпадение?
- Доступ к банку судебных дел усложнили в Казахстане
- Черногория может предоставить политическое убежище Дине Тансари
- «В белый покрасьте»: Бердымухамедов готов покупать собранные в Казахстане автомобили
- Импорт картофеля взлетел в 90 раз, а цены всё выше
- Стало известно, за что разыскивают бизнес-партнёра Кайрата Боранбаева
- На поле в Талгаре, где уничтожили краснокнижные тюльпаны, вели незаконную стройку
- Как не умереть во время марафона, рассказал профессиональный спортсмен
- Толпой на одного: в Павлодаре дети жестоко избили семилетнего мальчика
- Нефть есть, прозрачности нет: Каспий мелеет, а властям нет до этого дела
- Четыре человека погибли в ДТП с внедорожником в Алматинской области
- Allur и Jetour создадут международный учебный центр в Центральной Азии
- Пассажирка родила в поезде и выбросила младенца из окна
- Фиктивное производство молока разоблачили в Караганде
- Журналистку Orda.kz Сандугаш Дуйсенову вызвали в полицию из-за её публикаций
- Акиматы обязали «рассекретить» очередь на земельные участки