«Финист Ясный Сокол»: пьеса, за которую сажают

cover Фото Кристины Зориной

На большой сцене театра «ARTиШОК» прошла читка пьесы Светланы Петрийчук «Финист Ясный Сокол». Все, кто хоть немного следит за новостями культуры и политики, слышали о так называемом «театральном деле» в России. Петрийчук и режиссёр спектакля по её пьесе Женя Беркович оказались в СИЗО.

Алматинский театр эта ситуация затронула сильнее, чем можно предположить. Несколько лет Петрийчук сотрудничала с «ARTиШОКом», и прошлый год не был исключением. Результатом стали полюбившиеся зрителям «Мушкетёры. Перделер», «Во всем виноват Вайнштейн» и «Розовый шум». И желание «артишоковцев» выразить поддержку абсолютно понятно. Правда, далось это тяжело и зрителям, и самим актёрам.

Перед началом читки директор театра Анастасия Тарасова и режиссёр Галина Пьянова зачитали фрагмент лингвистической экспертизы по пьесе. Согласно ей, «Финист Ясный Сокол» содержит открытые призывы к терроризму, а инструкции, которые автор приводит, как иллюстрацию уклада жизни религиозных фанатиков, – буквальные побуждения к действию. В ход в экспертизе идёт якобы наука «деструктология». «Учёные» ищут чёрную кошку в тёмной комнате – и находят. Текст экспертизы, к слову, есть в свободном доступе в Сети.

«Артишоковцы» предупредили, что читка не содержит никаких режиссёрских решений и любых интерпретаций. Не было и последующего обсуждения.

«Художник, драматург Светлана Петрийчук – это абсолют человеколюбия. В её пьесах нет негодяев, даже отрицательные герои ведут себя достойно. Сейчас у нас нет цели кого-то к чему-то агитировать, создавать сообщества. Мы только хотим провести эту экспертизу сами и сделать это чисто. Просто послушайте текст – сердцем, умом, ушами, как угодно. Мы не хотим, чтобы вы попали под любое влияние, в том числе наше», – сказала Галина Пьянова.

В читке участвовали шесть актёров, одетых в чёрно-белое. Единственное сопровождение – текст обращений женщин на экране, который озвучивал искусственный интеллект.

Фото Кристины Зориной

«Финист Ясный Сокол» в псевдо-фольклорной манере поднимает сложную тему жен шахидов и женского джихада. Все героини становятся Марьюшками и уезжают в тридесятое царство – в запрещённые организации вроде ИГИЛ. Не называя имён, пьеса раскрывает весьма непривлекательную картинку: тысячи женщин едут к мужчинам, которых никогда не видели. Они верят в своё предназначение, принимают топорную вербовку за любовь и готовы положить жизнь ради высшей, но непонятной цели.

Единственное, на мой взгляд, к чему текст пьесы может призывать – задуматься о хрупкости человеческой психики, которая поддаётся манипуляциям на раз-два. Это стимул лишний раз поинтересоваться жизнью своей взрослой дочери, которая подозрительно много времени проводит у компьютера и не говорит о личной жизни. Это повод рассказать отчаявшимся в попытках устроить личную жизнь подругам, что так бывает и гораздо чаще, чем кажется. И хотя спекулировать на тему терроризма при таком раскладе очень удобно, никаких крамольных призывов в пьесе нет.

Фото Кристины Зориной

Несмотря на заявленный аншлаг, зал, в итоге, был заполнен на две трети. Пришли как коллеги Светланы, так и простые зрители. Но обсуждать увиденное не стали даже в кулуарах. Да и что сказать, когда спектаклю сначала дают все ещё престижную «Золотую маску», а через год – авторы оказываются за решеткой?

Читка пьесы «Финист Ясный Сокол» будет проходить в «ARTиШОКе» с разным актёрским составом каждый месяц, пока Светлана находится в СИЗО. И это тот редкий случай, когда хочется пожелать театру обойтись лишь одним показом.

Лента новостей

все новости