Никто не виноват, ничего не делать

cover

Театральная жизнь Алматы входит в свою более-менее привычную колею. Свой 21-й сезон ARTиШОК открыл премьерой выпускников актёрско-режиссёрского курса 2019-21. Айганым Рамазан поставила пьесу Светланы Петрийчук «Во всём виноват Вайнштейн».

Для ARTиШОКа весь коронавирусный период прошёл под знаком актёрско-режиссёрского курса. Спасаясь от карантинной тоски, театр жил молодой энергией студентов – и на закрытии прошлого сезона, и на открытии нового сцену отдали выпускникам. Между тем, события «Вайнштейна» разворачиваются за год до пандемии, с тех пор повестка заметно изменилась, и сейчас нужно напоминать про #metoo, харассмент и чёрные платья.

О чём?

Пьеса Светланы Петрийчук «Во всём виноват Вайнштейн» рассказывает о девятикласснице Алине, которая обвинила учителя ОБЖ в домогательствах. Текст был написан в 2018 году на пике движения #metoo: в частности, в пьесе драматург напоминает об истории, когда на крупнейшие мировые кинопремии актрисы пришли в чёрных платьях в поддержку жертв харассмента. Поводом послужил скандал вокруг американского кинопродюсера Харви Вайнштейна, которого в конце 2017 года обвинили в сексуальном насилии в отношении нескольких десятков женщин, а в марте 2020-го приговорили к 23-м годам тюрьмы.

Героиня пьесы Петрийчук историю о насилии выдумывает, и с этого момента рушатся судьбы всех в её окружении. А ответ на вопрос, кто виноват, автор даёт через реплику другой героини, матери Алины: «Никто не виноват».

«Во всём виноват Вайнштейн» – текст понятный и прямолинейный, это пьеса «с началом, серединой и концом». В ней мало метафор, много морали, такие истории часто нравятся публике, но не становятся вызовом для режиссёров – их легко иллюстрировать. Спектакль ARTиШОКа – это первая постановка пьесы в Казахстане и первая режиссёрская работа Айганым Рамазан.

Как это?

Доступно и иллюстративно. Местами даже стереотипно. В режиссёрской работе Рамазан очень заметен кинематографичный подход, как и в пьесе Петрийчук – что понятно: обе занимаются кино, даже успели поработать вместе на площадке.

У Рамазан заметен свой стиль: до этого в ARTиШОКе она показывала курсовые и дипломные работы, ставила читки. Айганым – агрессивный режиссёр с тягой к ярким мазкам, крупным планам и чёрно-белому максимализму в изображении персонажей.

Но предъявлять претензии в максимализме вчерашним студентам – довольно пошло, они имеют на него полное право и получают заметное удовольствие, уходя в отрыв на сцене. Да и ARTиШОК только рад такому захвату.

Если продолжить говорить о контрастах, то в «Вайнштейне» сложился яркий актёрский дуэт Лауры Турсункановой в роли Алины и Евгения Игнатова в роли учителя ОБЖ Алексея Николаевича. Это работа на разных уровнях энергии: она – пульсирующая, чрезмерная, он – приторно сдержанный и душный.

Декораций в спектакле нет, за них отрабатывают костюмы, свет и звук. Это кислотно и под Моргенштерна: лучше сходить, чем прочитать в обзоре. Самая выразительная визуальная деталь здесь – люминесцентный плакат, возникающий в середине действия. На одной его стороне написано «лох», на другой – «бог».

Для кого?

В описании спектакля оговаривается, что со сцены звучит ненормативная лексика, но ARTиШОК рекомендует его подросткам. Обычно мат в театре автоматически обязывает к возрастному рейтингу 18+. В этом основное противоречие современного театра для подростков и о подростках: если говорить с аудиторией честно, то получается продукт «только для совершеннолетних».

Тем не менее, опыт показывает, что шокировать такие спектакли могут разве что родителей. Самих тинейджеров удивить сложно: это для них просто срез реальности. И если в Сети цензуры нет, то почему она должна быть в театре?

В идеале, конечно, показывать и обсуждать «Вайнштейна» с подростками стоило бы без их родителей. Но ARTиШОК рекомендует спектакль «для семейного просмотра». Впрочем, отчего бы и нет? Это может стать интересным поводом для искреннего разговора поколений, лишь бы без дополнительной агрессии.

Почему это важно?

Момент, на самом деле, исторический: в ARTиШОК пришло новое поколение. В последний раз команда театра пополнялась пять лет назад, когда к труппе присоединились выпускники Ярославского театрального института (сейчас их осталось трое – Нурсултан Мухамеджанов, Куантай Абдимади и Айганым Сагынбаева).

Выпускники актёрско-режиссёрского курса 2021 года будут работать параллельно с основным составом: им отдали малую сцену, где теперь расположится мастерская-театр – «побочный» проект ARTиШОКа.

А «Во всём виноват Вайнштейн» – спектакль, который возвращает ARTиШОКу и его зрителям тот самый «шок», который был так важен создателям театра двадцать один год назад.

Вместо заключения прошу тех, кто спектакль посмотрит, разделить со мной внутреннее противоречие. На обсуждении после премьеры главный режиссёр ARTиШОКа Галина Пьянова сказала, что не видит в «Вайнштейне» отрицательных персонажей. А я не увидела положительных. Что скажете вы?

Лента новостей

все новости