Фильм «Жамбыл. Жаңа дәуір»: новая эпоха в нашем историческом кино?

cover

До казахстанского проката добралась-таки картина режиссёра Жандоса Кусаинова «Жамбыл. Жаңа дәуір» («Жамбыл. Новая эпоха»), на съёмки которой мы ездили в Алматинскую область ещё осенью 2022 года. И ожидание было не напрасным! Про ленту, рассказывающую о жизни легендарного акына Жамбыла Жабаева, можно сказать коротко: в Казахстане наконец сняли качественное историческое кино!

Фильм начинается с титра «Алматы. XX век», и по картинке мы понимаем, что это 1930-е годы: повсюду висят транспаранты, прославляющие Сталина, свирепствует НКВД, царит удушающая атмосфера ура-советской диктатуры. Это первая из двух сюжетных линий, Жамбылу в ней уже за девяносто лет (акына здесь играет Досжан Жанботаев), он имеет культовый статус в народе, поэт, автор многочисленных знаменитых кюев, мастер авторского устного творчества. Вторая линия – XIX век, Казахстан под властью тогда ещё Российской империи. Жамбыл тут – молодой джигит (актёр Айтыш Асылбек), чей яркий талант уже пробивается и привлекает внимание. Он переживает свои первые успехи, как акын, а также первое сильное чувство – любовь к односельчанке Бурым (Индира Сабирова).

Сценарист и режиссёр Жандос Кусаинов на протяжении всей ленты очень удачно миксует обе линии. У него получилось разделить картину на разные временные пласты, обойдясь без банальностей вроде перебивок с титрами или смены палитры и метко построив повествование на параллельной драматургии.

Перекликаются и противопоставляются похожие эпизоды песенных выступлений Жамбыла, его конфликтов с властью, сцен пожаров (знаменующих мгновения трагедий) из юности и преклонных лет, создавая интересный и эффектный контрапункт, подчеркивая и усиливая заложенные смыслы. В фильме развиваются темы поиска правды, верности корням, возможности быть честным в сложные времена колонизации и диктатуры, морального и физического насилия.

В ХХ веке мы видим, как власть, которой к дате громкого мероприятия в Москве в 1936 году непременно нужен плакатный «советский народный поэт», решает срочно вылепить его. Такой поэт должен будет писать идеологически правильные стихи, его можно будет продемонстрировать на весь Союз. И эта самая власть, в лице тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Левона Мирзояна (Фархат Махмудов) и его подчиненного Иосифа Гильмана (Филипп Волошин), выбирает Жамбыла, действительно народного поэта – только именно казахского, а не советского. Для надёжности привлекают наркома просвещения Ораза Жандосова (Асан Мажит), который теперь головой отвечает за «советизацию» знаменитого акына. Если он сочиняет только устные произведения – не беда, можно и записать. А если там что-то не очень «правильно», можно и «подкорректировать». Если ведёт себя как-то не так – надавить.

В юном возрасте Жамбыла опять-таки пытаются сделать «своим», да только и здесь он неудобен – критикует и казахских баев, и царских чиновников, творящих несправедливость, к тому же вознамерился жениться на девушке, которая, по мнению односельчан, ему «не по зубам».

Создателям фильма – что редкость у нас в этом жанре – удалось выйти за рамки формата «тотально хорошие персонажи против тотально плохих», и показать, что реальность многогранна и сложна.

 Жамбыл показан именно живым человеком, со своими силой и страхами, уверенностью и сомнениями, в него веришь – и в молодого, и в пожилого, в его юную пробивающуюся искренность и в зрелую мудрость, доставшуюся дорогой ценой. Прекрасная работа обоих актёров – ветерана Досжана Жанботаева и молодого Айтыша Асылбека.

Видна попытка Кусаинова (не всегда, возможно, одинаково удачная, но весьма похвальная) создать объёмных и сложных героев, а не раскрашивать их сплошь в чёрное или белое.

Интересны тут перекликающиеся образы Ораза Жандосова и бая Сарыбая (Болат Абдильманов), которые, с одной стороны, сотрудничают с колониальными режимами (советским и царским), а с другой – пытаются лавировать между ними, душой болея за свой народ. Удачно показано и то, что Жандосов искренне верил в советские идеалы, но со временем ему всё труднее становилось сохранять это шаткое равновесие.

Прекрасно противопоставлены в фильме (и драматургически, и визуально) два совершенно разных по своей природе способа бытия – кочевого, вольного образа жизни казахов, честного и спонтанного устного творчества и пришедшей с советским режимом закрытой, изолирующей урбанистической культуры, а также культуры письменной, так легко поддающейся корректировкам и переписыванию.

Да и, в целом, в плане более широком, историческом, хорошо показан глобальный, масштабный трагизм того времени. В котором, как бы ты ни старался принять новое, идти навстречу, сотрудничать (в силу разных причин – от искреннего пиетета, как в случае с Жандосовым, до реализации психопатических наклонностей, как с НКВД-шником Нояном) людоедский режим пожирал всех – ибо в этом была сама его суть.

Фильм «Жамбыл. Жаңа дәуір» можно похвалить и за удачное визуальное решение от оператора Еркинбека Птыралиева и художника Мурата Карипова. Отличное воссоздание исторических эпох, умелое и точное противопоставление текстур и цветов, плотности и прозрачности, свободная, чуткая камера, движущаяся в унисон с нервом истории. Хороша и музыка – не столь оглушительная и в лоб очевидная, как во многих наших исторических фильмах, а более тонкая, лаконичная.

А за творчеством Жандоса Кусаинова теперь будет интересно следить. Во время нашего визита на съёмочную площадку он говорил, что раньше снимал малобюджетные фильмы и сериалы, и это первый его крупный проект. Что ж, режиссёр продемонстрировал, что ему присущи хороший вкус, чувство меры, да и просто талант. Его подход к теме –патриотичный, однако при этом живой и осмысленный – показывает, что так тоже можно: снимать кино о выдающемся соотечественнике, не впадая в чрезмерный пафос и скуку; показать героя великим, и при этом живым человеком, а не бронзовой статуей. Надеюсь, что вслед за «Жамбыл. Жаңа дәуір» последуют и другие подобные фильмы. Что это действительно начало новой эпохи.

Лента новостей

все новости