Фильм «Болмаған балалық шақ»: новый народный хит от создателей «Дос-Мукасан»

cover

Картина «Болмаған балалық шақ» («Детство, которого не было»), кажется, потрясла всех, кто её видел. Это экранизация одноимённой повести популярного казахстанского писателя и поэта Акбергена Елгезека, режиссёром которой выступил Айдын Сахаман, ранее снявший суперуспешный «Дос-Мукасан».

К Сахаману присоединилась и основная команда, работавшая в своё время над нашумевшим байопиком легендарного музыкального коллектива: сценарист Евфрат Шарипов, художник-постановщик Нурболат Жапаков, оператор Сабит Семетаев. Чем же так впечатляет их новая совместная работа?

В первую очередь, конечно, сильнейшим драматургическим базисом: тут и знаменитый литературный первоисточник, и перо отлично зарекомендовавшего себя в сценарном деле Шарипова.

Сюжет – история мальчика по имени Акберген, чья мать после смерти супруга решает снова выйти замуж, а отчим Тагай оказывается тираном и абьюзером. Время – судя по всему, позднесоветский Казахстан, место – маленький аул в глубинке. Пронзительный реализм замиксован здесь с фэнтези: Акберген видит Тагая этаким сказочным чудовищем, свою мать – заколдованной принцессой. «Ведь не могла же она сама полюбить такого, как он?» – задаётся вопросом юный герой фильма, мечтатель, помешанный на книгах.

Если проводить кинопараллели, то первым делом на ум приходит, конечно, «Лабиринт фавна» Гильермо дель Торо. Интересно, как в пространстве кинематографического магического реализма вдруг встретились два, казалось бы, довольно разных творческих взгляда – казахский и латиноамериканский. И сразу вызывает уважение, что на этой, весьма рискованной, территории Сахаман ни разу не впадает в избыточность, безвкусицу и китч – всё сделано очень чутко и умно, элементы фэнтези вшиты в тело фильма тонко и изящно.

Сказка вовремя переходит в суровую зернистую реальность, чудовища приобретают вид агрессивных и абьюзивных, а то и просто недобрых и эмоционально недоступных людей. Колдовство – это на самом деле нищета и безысходность, демоны – взрослые, которые сами когда-то были детьми, попавшими в страшную сказку. Фэнтези сцены, как и у дель Торо, привносят нотки хоррора, тем больше страшного, что при просмотре быстро понимаешь, что настоящий хоррор – как раз реальность.

Хороши актёрские работы, в первую очередь, юного дебютанта Шакарима Алмасбека, сыгравшего Акбергена в детстве. Трудно поверить, что это первая роль для мальчика – настолько впечатляет его игра глубиной и удивительной зрелостью. Что касается Берика Айтжанова, исполнившего роль отчима-тирана Тагая, то в последнее время он заново открывается для зрителя, притом, что уже давно в профессии и большая звезда. Вспоминая его выдающиеся работы в «Голиафе» и «Степном волке» Адильхана Ержанова, глядя на него в «Болмаған балалық шақ», задумываешься, что Айтжанов обрёл качественно новые объём и масштаб в своей актёрской персоне.

Визуальное решение фильма сознательно не вычурно – нет каких-то радикальных ракурсов и цветовых решений. Однако после просмотра приходишь к мысли, что, в целом, общим мощным эффектом эта картина обязана слаженной, точно выверенной, не демонстративной, но безупречно попадающей в цель работе всей команды.

Художник Нурболат Жапаков и оператор Сабит Семетаев, помимо «Дос-Мукасан», работавшие на других заметных проектах (первый – на фильме «Айқай», второй – на «Жамбыл. Жаңа дәуір»), это уверенно набирающие вес кинопрофессионалы, чьи имена приятно видеть в титрах.

Однако, прежде всего, вновь отмечу сильнейший драматический накал фильма – как за счёт сценарного материала, так и сильной, самобытной режиссуры. Огромное уважение автору книги Акбергену Елгезеку, который выступил и генеральным продюсером фильма, и сценаристу Евфрату Шарипову, сумевшими создать такую искреннюю (и, очевидно, личную), настоящую историю, где, как и в жизни, трагичное замешано с радостным, а реальность – с мечтами и страхами. Отдельно выделю сцены финальных диалогов Тагая и его собственного приёмного родителя – мачехи, а также родственника-воспитателя Акбергена и его удочерённой сестры – они просто выворачивают душу.

Что касается Айдына Сахамана, то, во-первых, можно констатировать, что в нашем кинематографе появился новый яркий мастер режиссуры, обретший творческую автономность и собственный киноязык.

А во-вторых – сделаю «лирическое отступление». В Казахстане в последние годы снимается всё больше заметных и ярких картин – есть уже привычные громкие имена, с каждым годом появляются новые. И у каждого – своя главная черта. Понятно, что не единственная – но превалирующая. Скажем, Фархат Шарипов – это в первую очередь стиль и атмосфера, Адильхан Ержанов – интеллект и метакино, Шарипа Уразбаева – пронзительный реализм и суть казахстанской женщины, Дархану Тулегенову нет равных в способности уловить и показать нерв нашего времени. 

Айдын Сахаман, как никто другой, умеет почувствовать и, что ещё важнее, показать – тот самый казахский ген.

Его кино – если вспомнить «Дос-Мукасан», посмотреть «Болмаған балалық шақ» – отличает какая-то неистребимая, могучая, проросшая сквозь него корнями народность. Национальное, но не на уровне ура-патриотических плакатов, а на чём-то более глубинном, почвенно-хтоническом. И в этом смысле Сахама, пожалуй, самый казахский сейчас из всех отечественных режиссёров.

Лента новостей

все новости