«Голиаф»: библейский вестерн о транзите власти

cover

Вчера на Венецианском кинофестивале состоялась премьера нового фильма Адильхана Ержанова «Голиаф». И, кажется, в Казахстане появилась первая художественная картина о… президенте Касым-Жомарте Токаеве.

Что за фильм? Непривычно – разумеется, для Ержанова – перегруженный экшн-сценами притчевый вестерн, отсылающий одновременно к библейской легенде и к транзиту власти в Казахстане.

Кто в ролях? Данияр «Абсолютное зло» Алшинов, Берик «Неабсолютное добро» Айтжанов, Еркен «Братское сердце» Губашев, Дмитрий «Выдан в нагрузку от российских продюсеров» Чеботарёв.

О чём? В мифическом ауле Каратас, где происходит действие большинства картин Ержанова, стабильно царят тирания и беззаконие. Власть узурпировал криминальный авторитет Пошаев со своей бандой. В первой же сцене Пошаев казнит жену контуженного бедняка Арзу и, чувствуя безнаказанность, предлагает вдовцу покровительство. Вскоре случится так, что самопровозглашённый диктатор Каратаса не сможет доверять никому, кроме Арзу, который, кажется, настолько зависим от своего врага, что неспособен на месть.

Кому и зачем смотреть? Преданным фанатам Адильхана Ержанова и зрителям, страдающим синдромом поиска глубинного смысла.

Несмотря на то, что практически каждая картина казахстанского режиссёра перегружена отсылками к живописи, кинематографу и мифологии, единственным связующим звеном является рефлексия автора на тему жизни в современном Казахстане. И если предыдущие работы Ержанова, «Штурм» и «Онбагандар», прошли относительно незаметно, то «Голиаф» имеет шансы стать новой ступенью в фильмографии Адильхана. Хотя бы потому, что в упаковке постапокалиптического вестерна можно разглядеть творческий комментарий к транзиту власти внутри государства.

Ержанов не даёт явных параллелей на ключевые политические фигуры, но остроумно обыгрывает природу тирании и вседозволенности. Так, например, у главного антагониста нет имени, но есть фамилия, которая заставляет в ужасе трепетать всех в округе – от маленьких детей до вооружённого до зубов окружения Пошаева.

В то же время ему противопоставляется человек, который выглядит максимально безобидно. Но именно в Арзу, по непонятным причинам, жители Каратаса (включая, как ни парадоксально, самого Пошаева) видят единственного спасителя.

«Голиаф» – безусловно, одна из самых выразительных и продуманных картин Ержанова. Поклонники творчества режиссёра наверняка заметили, что, несмотря на одинаковое название «Каратас», кочующее из картины в картину, место действия всегда меняется. На сей раз это умирающая под палящим солнцем пустыня, где косые лачуги соседствуют с «человейниками» из контейнеров, а богатую минералами землю Пошаев продаёт иностранцам, при этом не забывая о патриотизме и служению богу.

В актёрском плане Ержанов довольно продолжительное время отдавал свои картины на откуп Данияру Алшинову, но тут нашёлся идеальный «противовес» в лице Берика Айтжанова. Бескрайняя маскулинность одного здесь перекрывается обезоруживающей безучастностью и сдержанностью другого.

Увы, не раскрывая подробностей финала фильма, невозможно объяснить, откуда возникают параллели с Нурсултаном Назарбаевым и Касым-Жомартом Токаевым, но третий акт мне представился, как идеальное разрешение тех самых «клановых войн», о которых в нашей стране слышал каждый, но мало кто имеет хотя бы малейшее понятие, как всё обстоит на самом деле. Могу лишь сказать, что финал отличает осторожный оптимизм, согласное которому победивший дракона необязательно сам становится драконом.

Лента новостей

все новости