Джентльмены не уважают блондинок: скандальный новый фильм о Мэрилин

cover

На платформе Netflix вышел долгожданный фильм о Мэрилин Монро – «Блондинка». Мировая премьера картины состоялась ранее в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, где она осталась без призов. Теперь же, когда «Блондинка» стала доступна онлайн, и фильм, и режиссёр Эндрю Доминик оказались в эпицентре скандала.

Делать эпатажные заявления для прессы Доминик начал ещё до выхода фильма. Например, совершенно серьёзно заявил, что «Блондинка» – это один из десяти величайших фильмов в истории. Затем не менее уверенно добавил, что его новая работа – это микс «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса и «Бешеного быка» Мартина Скорсезе.

Столь громкие, даже для режиссёра уровня Доминика, заявления разделили аудиторию пополам: одна половина осудила новозеландца за хвастовство, другая поверила в то, что он действительно снял особенное кино.

В итоге, «Блондинке» прочили едва ли не «Золотого льва» в Венеции, и уж точно ждали награды для исполнительницы главной роли Аны де Армас. Однако создатели фильма, а среди них и Брэд Питт, спродюсировавший все картины Доминика и сыгравший главные роли в предыдущих двух, уехали с фестиваля с пустыми руками. Но поклонники Мэрилин и Эндрю не унывали в ожидании премьеры на Netflix, а также в надежде на предстоящий сезон кинопремий.

Однако сразу же после просмотра фанаты Монро возненавидели фильм, а после новой серии интервью режиссёра – и его самого. Резюмируя, как Доминик отзывался о героине собственного фильма: Монро играла в кино «нарядных шлюх», «гламуризировала» проституцию, да и вообще, фильмы с ней никому не интересны. Такая позиция поначалу вызывает недоумение и сама по себе, и в контексте того, зачем признанному мастеру вообще снимать фильм о столь не интересной ему особе?

Невольно вспоминается, что предыдущие фильмы Доминика – шедевр «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» и стильный неонуар «Ограбление казино» – были тотально «мужскими». И, возможно, стоило в том же духе и продолжать.

В «Блондинке» озвученный выше взгляд на Мэрилин присутствует буквально в каждой минуте, и это портит, выхолащивает фильм, несмотря на бесспорное режиссёрское мастерство Доминика.

Вроде бы удачно получилось показать фрагментарное, распадающееся сознание героини. Сцены реальных и бредовых пожаров, кошмарные флэшбеки из детства и сцены из взрослой жизни – атмосфера ужаса, морока, заколдованного царства, из которого никак не вырваться прекрасной принцессе, визуально безупречно. Микс цветного изображения в духе кино того периода, будто снятого в «Техниколоре», и чёрно-белого инфернального визуала, действительно отсылающего к «Гражданину Кейну», – прекрасно. Оператору Чейзу Ирвину можно вручить «Оскар».

Однако при просмотре на ум невольно приходит цитата из «Соляриса» Андрея Тарковского о том, что человеку нужен человек. Кино интересно зрителю только тогда, когда рассказывает о человеке и личности. Проблема же «Блондинки» в том, что режиссёр видит в Мэрилин Монро кого угодно, только не живого человека. Для Доминика она, очевидно, некий объект, чья история используется для облюбованной идеи абсолютно обречённой жертвы. Жертвы, травмированной в детстве настолько, что потом, несмотря на красоту и славу, она неумолимо движется к смерти.

Сценарий писал сам Доминик по одноимённому, частично фантазийному роману Джойс Кэрол Оутс. И именно в этой части у фильма проблемы. Чем-то он напоминает «Чёрного лебедя» Даррена Аронофски – историей углубляющегося безумия, компенсации травмы отвергающей матери и отсутствующего отца. Выбором же исключительно одной грани личности героини – несчастной и саморазрушительной – «Блондинка» похожа на недавнюю картину Пабло Ларрэйна «Спенсер». Однако в тех фильмах режиссёры явственно испытывали к своим героиням эмпатию и теплоту. И идол Доминика Орсон Уэллс любил своего героя Чарльза Фостера Кейна. А вот сам Эндрю, при всех стараниях, никак не может скрыть своей нелюбви и более того – отсутствия даже малейшего сочувствия к Мэрилин.

«Блондинка» построена так, что вроде бы осуждает сексуальную эксплуатацию и системное насилие в Голливуде, объективацию и бесправие женщин в тот период. При этом, в уста героини вкладываются довольно топорные фразы вроде «Я что – мясо?» или «И ради этого я убила своё дитя?». Но некоторыми диалогами, ракурсами, монтажом фильм словно поддерживает подобное отношение. Сцены с Джоном Кеннеди и Джо Ди Маджио, съёмки культовой сцены над вентиляционной решёткой из «Зуда седьмого года», бесконечное обнажение без повода – всё это снято так, словно оправдывает абьюз, и превращается в какой-то бесконечный «пир» эксплуатации боли и страданий героини.

Трудно, например, объяснить аж две совершенно безжалостные как по отношению к героине, так и к зрителю детальные сцены абортов.

Повторюсь, «Блондинка» – это мастерски, роскошно снятая картина с интересными режиссёрскими находками. Художественное решение, костюмы, грим, воссоздание эпохи «золотого Голливуда» – восторг! Гипнотически-прекрасный саундтрек от Ника Кейва и Уоррена Эллиса. Очень сильное впечатление от игры Аны де Армас, очень точно попавшей в образ Мэрилин. Ей удалось не потеряться на фоне таких сильных исполнителей, как Эдриан Броуди (Артур Миллер) и Джулианна Николсон (мать Мэрилин). Но очень жаль, что эти усилия оказались потрачены на эксплуатационное кино, в котором нет самых важных вещей – гуманизма и любви.

Лента новостей

все новости