Дым, огонь и мёртвые тюлени: топ-5 экологических катастроф в Казахстане в 2023 году

cover

Представить современный Казахстан без экологических проблем просто невозможно. Смог над Алматы и Усть-Каменогорском, мелеющий Каспий и выживающий Арал — всё это тянется уже десятилетиями. Но практически каждый год с экологией случается что-то такое, о чём потом вспоминают: это было в 2021-м, а это — в 2022-м. Orda.kz составила подборку крупнейших экологических катастроф, произошедших в 2023 году. 

Пожар в «Семей орманы»

Крупнейший лесной пожар 2023 года произошёл в области Абай в июне. Огонь уничтожил 60 тысяч гектаров леса, унёс жизни 15 человек. И он же стал причиной снятия с должности министра по чрезвычайным ситуациям Юрия Ильина, который не поехал лично на место происшествия. В отличие от президента, который встретился с семьями погибших лесников, отменив поездку во Вьетнам.

Июньский пожар в природном резервате «Семей орманы» был уже вторым за месяц. В конце мая там спасали лес от огня, перекинувшегося с территории России и охватившего 3500 гектаров.

Пожар, начавшийся 8 июня, сначала охватил территорию в 0,3 га. Но момент, когда его могли локализовать, упустили, и огонь перекинулся на огромную площадь, а тушить его пришлось больше недели. 

Пожар, охвативший «Семей орманы», добрался и до нескольких окрестных сёл, 800 человек из которых эвакуировали. К счастью, повторения костанайской трагедии 2022 года, когда пламя перекинулось на населённые пункты, удалось избежать. Но без жертв не обошлось: в огне погибли 15 сотрудников резервата, которые поехали на тушение пожара без необходимой техники и оснащения. 

Трагедия в «Семей орманы» вскрыла огромные проблемы в лесной отрасли Казахстана. «Внезапно» выяснилось, что лесники работают на старой технике, у них нет нужного защитного обмундирования, и работают они за небольшую зарплату. После пожара эти вопросы постепенно начали решаться

Что же касается вреда для экологии, то 60 гектаров леса, пострадавшего от огня, — это примерно 10 % от всей площади «Семей орманы». В масштабах страны это примерно 0,5 % всех лесных площадей. Учитывая, что лишь 5 % территории Казахстана покрыты лесом, это огромная потеря! 

Пожар на скважине в Мангистау 

На фоне пожара в «Семей орманы» пожар на нефтегазовом месторождении «Каратурун Южный»  в Мангистау остался почти незамеченным. Он начался в ночь с 8 на 9 июня со взрыва на разведочной скважине и горел до 26 декабря. Загасить пламя помогла только наклонная скважина глубиной более километра, в которую закачали так называемый раствор глушения.

Вред, нанесённый природе пожаром на Каратуруне, ещё предстоит осмыслить. Но и в августе учёные говорили, что по уровню содержания метана там превышены все значения. Департамент экологии Мангистау называл такую цифру — 2540 мг на кубометр. О том, что от горящей скважины идут выбросы больших облаков метана, сообщали даже европейские учёные. 

Фото Gov.kz.

Кроме этого, предстоит понять, какой ущерб был нанесён почве, флоре, фауне. Пока же только объявили, что компания «Бузачи нефть» выделит 50 миллионов тенге на соцобъекты в Мангистауской области. 

А ещё пожар на «Каратуруне Южном», пожалуй, можно считать второй подобной экологической катастрофой в Казахстане. Как минимум по продолжительности. Дольше горела только скважина на Тенгизе в 1985–1986-х годах — её тушили 398 дней.

Дым над Атырау

В начале апреля нефтяную столицу Казахстана затянуло дымом  настолько, что местным жителям стало трудно дышать: им рекомендовали не выходить из домов, а детей отправили на дистанционное обучение. Одним из источников этого дыма стал горящий камыш в дельте реки Урал. Дымный след от этого пожара потом ощущали даже за сотни километров от Атырау в России. Но не в только пожаре было дело.

Фото читателей Orda.kz

Жители города с первых дней жаловались, что на улице пахнет ещё и сероводородом. Из-за этого они подозревали в выбросах местный нефтеперерабатывающий завод. И, как позже выяснили специалисты, отчасти были правы.

Как оказалось, примерно в одно и то же время в Атырау горел камыш, произошло задымление на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе и сжигали газ на факеле предприятия Kazakhstan Petrochemical Industries Inc. 

8 апреля появилась информация, насколько вредным была эта смесь из дымов от пожара и двух заводов. Подтвердилось, что в воздухе в эти дни была превышена концентрация вредных веществ. И особенно оксида углерода — почти в 20 раз: 4086 мкг на кубометр вместо нормативных 211. 

После этого в течение года в отношении предприятий прошли проверки. А камыш в дельте Урала тушили ещё не раз. Но, к счастью, уже без столь сильных последствий, как в апреле. 

«Цинковая река» в ВКО

27 июля в Восточно-Казахстанской области прорвало одно из хвостохранилищ «КазЦинка». 1350 кубометров цинкового шлама утекли в реку Филипповка, из-за чего та приобрела молочный цвет. Филипповка — это приток реки Тихая, Тихая — приток Ульбы. Обычно на этом перечисление останавливается. Но вообще-то Ульба — приток Иртыша. То есть тонны «хвостов» — отходов цинкового производства — могли попасть в главную реку Казахстана. 

Фото: Минэкологии

Вред экологии реки из-за прорыва хвостохранилища описывается цифрами, которые привёл департамент экологии ВКО. Согласно результатам проб, взятых в день происшествия, концентрация нитратов в Филипповке увеличилась в 140 раз, взвешенных веществ — в 50 раз, марганца — в пять раз.

В сентябре стало известно, что из-за загрязнения реки «КазЦинк» оштрафовали на 49,6 миллиона тенге. 

При этом, как рассказал директор усть-каменогорского Центра экологической безопасности Даулет Асанов, в ВКО около 100 подобных хвостохранилищ, оставшихся ещё с советских времён, и большинство из них бесхозны. И если какое-то из них так же прорвёт, то непонятно, с кого будет спрос. 

Массовая гибель тюленей 

В рейтинге экологических катастроф нельзя обойти стороной случаи гибели тюленей на Каспии. В этом году их регистрировали трижды, и каждый раз в Мангистау. Первый был в начале мая, когда на побережье нашли 15 мёртвых нерп. Примерно неделю спустя нашли ещё несколько туш. Третий случай массовой гибели каспийской нерпы был уже в октябре. Тогда же нашли и около 30 мёртвых осетров.

Фото: Минэкологии

Всякий раз, когда на берегу Каспия регистрируют массовую гибель тюленей, возбуждают уголовное дело. Но о том, чтобы кого-то за это наказали, информации нет. Учёные даже не могут толком ответить, из-за чего гибнут нерпы — из-за человека (например, из-за загрязнения воды отходами) или из-за болезни.

Минувшей осенью стало известно, что в Мангистау планируют создать институт изучения Каспия, который будет заниматься в том числе массовой гибелью тюленей. Может быть, он сможет разгадать тайну их смерти.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости