Договоренности с китайцами и прочие достижения: экс-глава АНПЗ Шухрат Данбай выступил в суде

cover Фото: Orda.kz

В Атырауской области продолжается суд по делу экс-главы НПЗ Шухрата Данбая и бывшего директора департамента по закупкам Каната Сейдуалиева, сообщает корреспондент Orda.kz.

В суде Шухрат Данбай рассказал о целях, поставленных перед ним после назначения главой Атырауского нефтеперерабатывающего завода. До этого, напомним, он занимал руководящие должности в ПНЗ и АО «КазМунайГаз».

«В 2017 году я успешно завершил модернизацию на Павлодарском заводе. После, работая в "Казмунайгазе", курировал все три завода по стране. Я имел представление обо всех проблемах и о том, что со стороны консорциума имелись претензии к заводу. То, что они обратились с иском в стокгольмский суд, мне также было известно. С моим участием состоялись переговоры АО "Казмунайгаз" с компанией Sinopec, где мирным путем смогли договориться и решить имеющуюся проблему. После этого руководство "КазМунайГаза" поставило передо мной задачу возглавить АНПЗ и завершить модернизацию», — заявил он.

Отметим, что на момент вступления Данбая в должность генерального директора АНПЗ работы по установке комплекса глубокой нефтепереработки, которые продолжались в течение восьми лет, практически завершились.

«В 2019 году они подходили к концу. В подрядных организациях работало более двух тысяч человек. Все дороги были разбиты тяжелой техникой. По всему заводу можно было наблюдать горы мусора. Также с приходом я столкнулся с текучкой кадров. Другие нефтяные компании называли АНПЗ учебным центром, где специалисты набирались опыта и уходили на другие предприятия. Передо мной поставили цель улучшить ситуацию. В первую очередь необходимо было решить вопрос с китайцами», — рассказал подсудимый.

Данбай обратил внимание суда на то, что в момент его прихода на завод, строительство комплекса глубокой переработки нефти было завершено, однако в эксплуатацию комплекс так и не ввели.

«Участники консорциума в составе компаний SEG и КСС в связи с понесенными расходами неоднократно предъявляли требования об увеличении стоимости. В последующем государственной экспертизой по объекту КГПН были установлены увеличение объема и стоимость. Была определена сумма, подлежащая выплате консорциуму в размере 1,9 млрд долларов, что превышало первоначальную цену в договоре на 264,4 млн долларов», — отметил обвиняемый.

Учитывая всю эту ситуацию, он, с его слов, создал рабочую группу по выявлению дефектов на установках. По словам Данбая, он регулярно проводил совещания, а результаты проведенной работы передавал высшему руководству АНПЗ и КМГ для формирования окончательной цены договора с учетом затрат завода.

«Итоги отражались в протоколах, которые приобщены к материалам дела», — добавил Шухрат Данбай.

Со слов подсудимого, он неоднократно проводил переговоры с китайской стороной.

«При формировании окончательной цены договора представители компании SEG согласились учесть предъявленные АНПЗ убытки за просрочку приемки комплекса глубокой переработки нефти, а также за невыполненный объем остаточных работ, расходы АНПЗ на устранение выявленных дефектов и дополнительные затраты на осуществление авторского и технического надзора на сумму около 110 млн тенге».

Изложив свою позицию в суде, Данбай подтвердил наличие документов и фактов, свидетельствующих об успешных переговорах и достигнутых договоренностях.

«После длительных переговоров с китайцами нам удалось добиться удержания в размере 110 миллионов тенге».

Адвокат Данбая поинтересовался, можно ли было запустить детандер при работающем заводе. На что экс-глава АНПЗ ответил, что это невозможно.

«Запускать детандер при работающем заводе категорически запрещается. Для этого нужно остановить крекинг, а это 45 суток крекинга. Мои слова во время допросов подтвердили специалисты завода, выступавшие свидетелями в суде», — сказал Данбай.

Кроме того, адвокат поинтересовался, каким специалистом показал себя его подзащитный, когда приступил к обязанностям руководителя департамента госзакупок при АНПЗ. 

«Канат Сейдуалиев стал руководителем департамента госзакупок в 2019 году после моего прихода на должность гендиректора АНПЗ. Я его сам лично пригласил. Так как для решения ряда проблем на заводе нужен был человек, который хорошо разбирается в своем деле. Таких специалистов, как Канат, по республике по пальцам можно пересчитать. Он показал себя профессионалом», — заключил Данбай.

В чем обвиняют Шухрата Данбая и Каната Сейдуалиева

По версии следствия, Шухрат Данбай и Канат Сейдуалиев при строительстве комплекса глубокой переработки нефти в 2019–2020 годах, нарушая требования устава ТОО и договора, не сочли необходимым потребовать от подрядчика стоимость поставленного неисправного оборудования либо его замены по гарантийным обязательствам. Ущерб государству якобы превысил 2,9 млрд тенге.

Согласно заключению госэкспертизы подрядчик требовал увеличения суммы контракта и выплаты 230 млн долларов. Ее провели еще до назначения Данбая директором АНПЗ. Подозреваемый, в свою очередь, снизил сумму выплаты консорциуму до 87 млн долларов. Он удержал 110 млн долларов в счет устранения дефектов.

Суд первой инстанции оправдал Данбая, не найдя в его действиях состава преступления. Прокуратура региона направила протест в Атырауский областной суд. Апелляционная коллегия в июне 2023 года его отклонила. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда отменила оправдательный приговор в отношении Данбая. Ему избрали меру пресечения в виде содержания под стражей.

Редакция Orda.kz будет продолжать следить за ходом судебного дела.

Автор: Даниэль Артуров

Читайте также:

Лента новостей

все новости