«Дочка» столичного акимата никак не продаст российскую фирму. Как она у нас оказалась и при чём тут LRT, Назарбаев и Банк Астаны

cover Коллаж: Orda.kz

На сайте электронных торгов госимуществом не смогли продать долю в ТОО «SAT Investment». Продавец — дочка акимата Астаны, транспортная компания ТОО «City Transportation Systems» (CTS). Торги не состоялись из-за отсутствия желающих, что немудрено, ведь цена за долю в ТОО составила 9,8 млрд тенге. Откуда у городского коммунального предприятия эти активы и при чём тут российское акционерное общество и лишённый лицензии «Банк Астаны», разбиралась Orda.kz

Судя по всему, само ТОО «SAT Investment» не ведёт какой-либо сверхприбыльной деятельности, с 2015 года компания выплатила всего 5,1 млн тенге налогов, а его уставный капитал составлял всего 175 тысяч тенге. Более того, у компании есть налоговая задолженность и запрет на регистрационные действия. 2 % ТОО принадлежат частному лицу — Манату Базарбекову, остальные 98 % — ТОО «City Transportation Systems» — его долю и продают на торгах.

Но из чего складывается такая большая сумма? Всё дело в том, что в залоге у SAT Investment находятся активы российского акционерного общества «Финнград». 

Балансовая стоимость АО «Финнград» — 938 143 605 рублей. Компания зарегистрирована в небольшом городке Пушкине под Санкт-Петербургом. Занимается производством изделий из бетона для использования в строительстве. Но на момент оценки предприятие не работало, 13 марта ему приостановили все операции по счетам. Учредитель — некто Марат Балтабаев. 

Интересно, что компанию основали в 2009 году. Финский производитель стационарных железобетонных укрытий открыл производство становых панелей в Санкт-Петербурге ЗАО «Бетсет». Построил завод и начал экспортировать свою продукцию в Швецию и Финляндию. В 2016 году финский владелец продал компанию казахстанскому ТОО «SAT Investment», тот переименовал её в «Финнград». 

Что произошло? 

Компания ТОО «SAT Investment» взяла в 2016 году кредит на сумму 15,5 млн долларов в печально известном «Банке Астаны». Цель — покупка 100 % акций компании «Бетсет» (ныне — АО «Финнград») и пополнение оборотных средств.

Скан отчёта об оценке АО "Финнград"

В качестве залога SAT Investment передала:

  • Все акции «Финнграда» (3,4 млн штук),
  • Здания, оборудование и землю в Санкт-Петербурге. На момент оценки всё это производство простаивало уже более трёх лет. 

Со временем SAT Investment перестала платить по кредиту. По решению арбитража Алматы в 2018 году с SAT Investment взыскали 7,6 млрд тенге (в пересчёте это около 20 млн долларов на тот момент).

Как сюда попало ТОО «Astana LRT» и кто кому должен? 

Astana LRT (позже переименована в CTS) держала деньги в Банке Астаны. На их счёте числилось 257,6 млн долларов. Но в 2018 году у банка отозвали лицензию, и всё счета клиентов заморозили. Так у банка возник долг перед Astana LRT на те же 257,6 млн долларов. «Банк Астаны» передал «Фонду проблемных кредитов» право взыскания долгов, включая долг SAT Investment — 8,8 млрд тенге и долг перед Astana LRT — 257,6 млн долларов. Так CTS стала новым владельцем залога. 

Скан отчёта об оценке ТОО SAT Investment

В итоге:

  • SAT Investment не вернул кредит и его долг перешёл госфонду.
  • Astana LRT потеряло деньги в банке и теперь ждёт возмещения от того же госфонда.
Вся эта схема — часть «расчистки завалов» после банкротства «Банка Астаны», в результате которого 257,6 млн долларов, выделенных на строительство LRT, просто исчезли.
Фото: Orda.kz / Ольга Ибраева

Резкое падения банка после слов Назарбаева

​18 апреля 2018 года на совещании по итогам деятельности Национального банка президент Нурсултан Назарбаев отметил неудовлетворительные показатели ряда банков, включая Банк Астаны. Он подчеркнул, что акционеры этих финансовых учреждений плохо управляли банками, что привело к задолженностям и невозможности выполнить обязательства перед вкладчиками. 

После слов Назарбаева о необходимости «навести порядок в финансовом секторе» и «жёстко разбираться с нечестными банкирами» началось стремительное падение банка «Астана». Вкладчики стали резко извлекать из банка свои накопления. В том же году у банка сначала приостановили лицензию, а позже и вовсе отобрали её. Причина — проблемы с ликвидностью и нарушения банковского законодательства. Но по факту — банк, аффилированный с тогдашними влиятельными фигурами, оказался в числе «нелюбимых».

Вкладчики остались без доступа к деньгам, здание головного офиса опустело, а банк стал символом того, как быстро в Казахстане может закончиться «финансовый успех», если он пошёл вразрез с интересами властной элиты. Но в случае с Банком Астаны это привело к заморозке финансирования одного из главных инфраструктурных проектов страны — линии надземного метро LRT в Астане.

Иронично, но потом именно этот объект назовут памятником казахстанской коррупции. 

Остаток этой истории мы уже знаем — суд, розыск причастных лиц, дополнительный заём у китайских партнёров и многострадальная стройка, которая, кажется, близится к завершению. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости