Под следствие в Китае попали топ-менеджеры госбанка, который финансировал проект ЛРТ в Астане

cover Фото: Associated Press

Топ-менеджеры Государственного банка развития КНР попали под следствие по делу о коррупционных преступлениях. Китайская финансовая организация выделяла средства на финансирование печально известного проекта Астанинского легкорельсового транспорта (ЛРТ), сообщает Orda.kz.

Прокуратура КНР предъявила обвинение в коррупции бывшим вице-президентам Государственного банка развития Китая Ли Цзипину, Ван Юншэну и Чжоу Цинъюю.

Чжоу Цинъюя подозревают в получении взяток, в отношении него возбудили уголовное дело. Прокуратура сообщила, что он злоупотреблял своим служебным положением и личным влиянием, оказывал содействие третьим лицам в получении кредитов и финансирования, заключении договоров, ведении предпринимательской деятельности. За это Цинъюу получал материальное вознаграждение в особо крупных размерах.

Ли Цзипин также стал фигурантом антикоррупционного расследования. Он находится на пенсии в течение последних восьми лет. Его подозревают в серьёзных нарушениях дисциплины и закона.

Третьему задержанному вице-президенту банка Вану Юншэну инкриминируют нарушение установленных правил путём получения подарков, участия в банкетах, туристических поездках и играх в гольф, которые организовывали владельцы частного сектора. Кроме того, Юншэн вмешивался в работу по найму сотрудников финансовых организаций, незаконно завладел ценными бумагами компаний и использовал власть в корыстных целях.

Памятник коррупции

Формально строительство ЛРТ стартовало в 2011 году. Для реализации проекта власти Казахстана хотели привлечь 1,8 млрд долларов от Государственного банка развития Китая. Но ТОО «Астана LRT» получила только 344 млн долларов, которые направили на строительство.

О получении инвестиций в Китай отправился договариваться на тот момент премьер-министр Казахстана Карим Масимов. По неизвестным причинам ему удалось согласовать условия сотрудничества, в рамках которого финансовые власти КНР фактически нарушили одно из своих главных правил предоставления кредитов другим странам — они не стали сохранять денежный оборот внутри Китая. Это обстоятельство, вероятно, и стало одной из причин преследования топ-менеджеров китайского банка.

Деньги перевели в «Банк Астаны», который лишился лицензии в 2018 году. Затем власти РК решили продавать облигации «ТОО «Астана LRT», чтобы покрыть расходы на реализацию проекта и вернуть займ Государственному банку развития Китая .

Строительством ЛРТ должны были заниматься китайские компании China Railway №2 Engineering Group Co., Ltd, Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd и China Railway Asia Europe Construction Investment Co., Ltd. Представителей этих компаний осудили в Китае, однако у МИДа РК нет информации об именах осуждённых, деталях дела, приговоре и о размере ущерба. 

В мае 2023 года по делу о хищениях на строительстве ЛРТ осудили девять человек: бывшего заместителя акима столицы Каната Султанбекова, экс-главу «Астана LRT» Талгата Ардана, бывшего начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашида Аманжулова, бывшего депутата и секретарь маслихата Нур-Султана и экс-руководителя ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жаната Нурпиисова, экс-председателя правления АО Astana Innovations Талгата Ашима, а также сотрудников ряда предприятий Улугбека Ачилова, Тимура Касабаева, Дулата Мусенова и Даурена Абдыхамитова.

Читайте также:

Лента новостей

все новости