Столпы коррупции: кто из семьи Назарбаевых приложил руку к банкротству Астана банк и ЛРТ

cover Астана ЛРТ/ Фото: tengrinews.kz

Недавно стало известно о том, что многострадальный проект Астана ЛРТ всё-таки обещают достроить. На это из бюджета выделили 50 млрд тенге. Несмотря на заявления Счётного комитета о неокупаемости проекта, правительство продолжает вкладывать средства, закрывая глаза на миллионы, исчезнувшие безвозвратно. Orda.kz вспомнила историю памятника коррупции и попыталась разобраться, куда пропали 257 млн долларов

История с Астана ЛРТ знакома каждому казахстанцу до скрежета зубов. Памятник коррупции по сей день мозолит глаза астанчанам, проезжающим по Кабанбай батыра, напоминая о вечном зле.

Строительство ЛРТ началось в 2011 году, однако так и не было завершено. В своём январском обращении народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что "ЛРТ превратился в серьёзную проблему, которая вредит репутации страны. Проект изначально был ошибочным и с запахом коррупции".

В мае 2021 года суд вынес приговор по делу Астана ЛРТ. Семерым фигурантам дали от семи до 10 лет колонии. Затем городской суд отменил приговор. Дело вернули прокурору для устранения существенных нарушений, препятствующих назначению главного судебного разбирательства.

На скамье подсудимых по делу ЛРТ находятся девять человек: пятеро выступают в суде из СИЗО: экс-начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Рашид Аманжулов, экс-секретарь маслихата Астаны Жанат Нурпеисов, бывший руководитель компании "Нур-Трейд" Улугбек Ачилов, экс-директор субподрядной организации ТОО НПФ "Геобур" Тимур Касабаев, экс-руководитель ТОО Rimteks Дулат Мусенов.

Бывший председатель правления АО "Astana Innovations" Талгат Ашим и экс-владелец компании "Аркан про" Даурен Абдыхамитов находятся под домашним арестом, а руководитель ТОО "LRT" Талгат Ардан и экс-замакима столицы Канат Султанбеков объявлены в международный розыск.

По последним данным, Ардан скрывается в Турции, Султанбеков – в США. По версии следствия, при строительстве ЛРТ были похищены 5,8 млрд тенге. 

Их обвиняют в том, что они заранее договорились похитить деньги со строительства легкорельсового транспорта (ЛРТ), скоростного автобусного транспорта (БРТ) и интеллектуальной транспортной системы (ИТС).

Согласно версии следствия, им пришлось привлечь к реализации проекта иностранные компании, подговорить их участвовать в хищении, а позже они через иностранные компании, как указано в обвинительном акте, получали деньги за невыполненные работы. Подсудимые же утверждают, что все работы выполнили, стоимость проекта не завышалась, идея привлечь иностранных специалистов принадлежала правительству, а не сотрудникам акимата. А хищения, по их мнению, на этом этапе не было.

Подсудимые уверены, что деньги были похищены позже, когда проект курировали Адильбек Джаксыбеков и Нурали Алиев, которые сделали генеральным подрядчиком китайскую компанию. А сумма хищения в несколько десятков раз превышает те 5,8 млрд тенге тенге, составив 257 млн долларов.

Экскурс в историю

История многострадального проекта взяла своё начало ещё в 2008 году, когда экс-президент Нурсултан Назарбаев решил построить транспортную инфраструктуру, которая бы отвечала международным стандартам. Для реализации ЛРТ хотели привлечь бюджетные средства, однако финансовых возможностей якобы оказалось недостаточно. В период с 2011 по 2013 год возможность финансирования рассматривали компании Франции и Филиппин. Однако, сославшись на недостаточную численность населения столицы, работы по реализации так и не начались. 

В 2013 году Назарбаев поручил правительству и акимату Астаны приостановить реализацию проекта ЛРТ и отдать предпочтение более дешевому проекту – "Скоростных автобусных перевозок" (БРТ).

До конца 2014-го акимат Астаны и ТОО "Астана LRT" стали заниматься реализацией проекта БРТ и даже приступили к его строительству. Строительство первой линии должно было завершиться в 2016 году. Однако в 2015 году был проведен аудит и выявлены финансовые нарушения на 9 млрд тенге, после которых новый аким столицы Адильбек Джаксыбеков отказался от проекта скоростных автобусов. А 9 млрд тенге были восстановлены трансфертами из государственного бюджета. В это же время заместителем акима Джаксыбекова стал внук экс-президента Нурали Алиев.

Таким образом главные лица хищения, по мнению подсудимых, бывший аким Астаны Адильбек Джаксыбеков и его заместитель Нурали Алиев вступают в игру. По словам подсудимого и экс-замакима Султанбекова, именно они вместе с Каримом Масимовым, премьер-министром РК, убедили Назарбаева привлечь международный заём в Китайском банке развития, чьи деньги позже были похищены через АО "Банк Астаны". 

Китайские партнёры

18 марта 2015 года Нурали Алиев подписал письмо, в котором подтверждал своё участие от акимата Астаны, участие Талгата Ардана – от ТОО "Астана LRT" в китайско-казахстанском заседании с консорциумом в составе China Railway №2 Engineering Group Co., Ltd, Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd и China Railway Asia Europe Construction Investment Co., Ltd. 25–27 марта 2015 года в Пекине.

Письмо, подтверждающее участие Нурали Алиева – от акимата Астаны и Талгата Ардана – от ТОО «Астана LRT» в китайско-казахстанском заседании / Фото из официального аккаунта Каната Султанбекова

В марте проект ЛРТ был официально включён в перечень проектов с высокой степенью проработки. Во время поездки Масимова в столицу КНР был подписан меморандум о сотрудничестве с консорциумом. 

В апреле Джаксыбеков просит Бакытжана Сагинтаева, первого заместителя премьер-министра, провести встречу с прибывшей в Астану китайской стороной для обсуждения реализации 1-й очереди ЛРТ.

Уже в мае 2015 года между акиматом и китайским консорциумом было подписано рамочное соглашение, которое позволит банку Китая начать процедуры по выделению финансирования ЛРТ и мобилизации китайских трудовых ресурсов.

10 июня Масимов внёс на рассмотрение Назарбаеву проект ЛРТ вместо БРТ. Он написал, что от китайского консорциума поступило предложение по реализации 1-й очереди ЛРТ с предварительной стоимостью 1,3–1,8 млрд долларов за счёт долгосрочного финансирования Государственного банка развития Китая.

Масимов отметил, что, учитывая неокупаемость проекта, обслуживание и погашение займа, а также часть расходов по эксплуатации будут осуществляться за счёт республиканского бюджета. Также премьер указал, что столичный акимат предложил использовать неиспользованные по проекту БРТ 16,3 млрд тенге для начала реализации ЛРТ.

24 июня Бакытжан Сагинтаев подписал протокол об одобрении дорожной карты "ЛРТ 1-я очередь". В рамках карты акимату и Министерству индустрии поручил получить условия финансирования от государственного банка развития Китая. После в письме Кариму Масимову он называет наиболее приемлемым вариант взять правительственный заём вместо предоставления государственной гарантии, аргументируя необходимостью срочного начала реализации ЛРТ и сжатые сроки завершения.

9 июля Нурали Алиев попросил заместителя министра иностранных дел Аскара Мусинова оказать содействие в ускорении процедуры оформления и получения виз для сотрудников китайского консорциума. В другом письме он попросил Министерство по инвестициям и развитию вынести на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии вопрос замены проекта БРТ и ИТС на ЛРТ и ИТС.

11 июля Карим Масимов попросил Нурсултана Назарбаева выделить 19 млрд тенге для оплаты 20% аванса консорциуму, обосновывая сжатыми сроками реализации проекта, необходимостью начинать проектирование.

23 ноября Джаксыбеков поручил своему заместителю Нурали Алиеву, ТОО «Астана LRT» и управлению предпринимательства предусмотреть размещение рабочих проектов «ЛРТ».

Затягивание строительства

В марте 2016 года Нурали Алиев покидает пост заместителя акима, со словами "…буду заниматься своим любимым делом в бизнес-среде…". Примечательно, что это произошло буквально перед публикацией "Панамского архива", где у 31-летнего внука президента обнаружили дорогую яхту и офшорные счета на Кипре.

Джаксыбеков же остается на посту акима лишь до июня 2016 году. Перед своим уходом 20 июня Джаксыбеков просит Карима Масимова выделить из резерва правительства средства для финансирования ЛРТ в 2016 году.

В феврале 2017 года уже следующий аким столицы Асет Исекешев сообщил об открытии нового предприятия по контролю над строительством ЛРТ – ТОО "LRT Construction", которое заявило о новых условиях контракта, что не понравилось китайской стороне. В ответ они написали письмо-жалобу на имя Назарбаева.

15 августа 2017 года Исекешев просит Адильбека Джаксыбекова, уже руководителя Администрации президента, внести на рассмотрение президентом вопроса о продлении сроков строительства 1-й очереди ЛРТ до конца 2019 года вместо июля 2018 года. Такую задержку он объяснил тем, что «подготовка территории строительства потребовала дополнительного времени из-за отопительного сезона и выставки ЭКСПО».

25 августа 2018 года Бакытжан Сагинтаев уже в лице премьер-министра утвердил протокол заседания, на котором было решено удешевить стоимость ЛРТ в связи с замораживанием заёмных средств очередного транша, размещённых в АО "Банк Астаны".

Бесследно пропавшие миллионы

Руководство ТОО "Астана LRT" в сентябре 2016 года подало заявку на получение очередного транша внешнего займа в сумме 257,6 млн долларов. По словам экс-заместителя акима столицы Каната Султанбекова, у компании "Астана LRT" не было никаких причин привлекать к строительству линии легкорельсового транспорта заёмные деньги. Он убежден, у компании не было ни графика строительства утверждённого проекта, ни плана работ. Поэтому запрос больше похож на начало хищения.

Выписка по счету АО "Банк Астаны"/ Фото из официального аккаунта Каната Султанбекова

Транш на счёт в АО "Банк Астаны" поступил в декабре 2016 года. Деньги, доверенные банку, бесследно исчезли, а сам же "Банк Астаны" в 2018 году был ликвидирован. Примечательно, что самым странным образом. 

В апреле 2018 года экс-президент Назарбаев, выступая на совещании по итогам деятельности Национального банка, неожиданно объявил на всю страну, что три банка: ЭксимБанк, Qazaq Banki и "Банк Астаны" имеют ужасные показатели, а их акционеры плохо работали. 

"Акционеры банков плохо руководили, задолжали и не могут ответить вкладчикам средствами своими. Как они могут работать? И всё надо это взвалить на государство. Если хотят сохранить эти банки, пусть акционеры вкладывают и вернут те деньги, которые вытащили самым неправильным образом. Вытащили банки, куда были вложены деньги, как квазигосударственного сектора, так и населения – пусть вернут и работают", – сказал Назарбаев.

В августе того же года Национальный банк лишил лицензии Qazaq Banki и Эксимбанк. А месяцем позже и "Банк Астаны". 

Позже стало известно, что "Банк Астаны" перевёл свой долг в размере 257,6 млн долларов перед компанией Aстана ЛРТ в Фонд проблемных кредитов. А через некоторое время должников теперь уже Фонда и вовсе передали ТОО "Aстана LRT".

Заключение о переводе долга из Банка Астаны в Фонд проблемных кредитов/
Фото: Сайт Казахстанской фондовой биржи (KASE)

Эти решения принимались новым премьер-министром Алиханом Смаиловым. По словам Султанбекова, главный акционер "Банк Астаны" Олжас Тохтаров обещал, если должники не возместят ущерб компании "Астана LRT" до августа 2021 года, то он сам вернёт деньги. 

"Что мешает следственному органу или акиму Астаны начать процедуру истребования их у Тохтарова?" – пишет Султанбеков в одном из постов в Фейсбук. 

На данный момент Казахстан уже вернул 257 млн долларов китайскому банку из денег налогоплательщиков, а правительство думает, как завершить многострадальный проект. При этом вопрос возврата денег, потерявшихся вместе с "Банк Астаны", никого как будто не волнует.

Всех на ковёр...

Сам факт выбора "Банка Астаны" как фининститута для размещения столь крупной суммы вызвало беспокойство даже у самих сотрудников Астана ЛРТ. Жанна Акжанова устроилась в компанию в мае 2016 года. Ей было поручено провести аудит компании и дать заключение.

"Меня интересовали текущие статусы по всем вопросам строительства. Первое – деньги, размещённые в "Банке Астаны". Обнаружили нарушение в том, что не было положения по управлению активами компании. Сам факт размещения заёмных денег для строительства ЛРТ в "Банке Астаны" – это нарушение. Ведь размещая средства, было необходимо выбирать финансовые инструменты и институты с минимальным риском", – говорит в суде Акжанова.

Бывший замакима столицы Канат Султанбеков рассказал, что Дарига Назарбаева могла стоять за интересами АО "Банк Астаны". 

В вышеупомянутом выступлении 2018 года по итогам деятельности Национального банка, Назарбаев упрекнул не только акционеров трех банков-аутсайдеров, но и депутатов Парламента. 

"Прекратите нажим на Нацбанк, подключая депутатов Парламента. Что это такое вообще, мне не понятно. В последнее время каждого председателя Нацбанка, который непосредственно подчинён президенту, есть закон, и каждого министра, депутаты начали приглашать и ставить на ковёр. Так не должно быть, мы никогда так не работали".

По мнению Султанбекова, Дарига Назарбаева в то время была тем единственным депутатом парламента, которая безнаказанно могла вызвать к себе на ковёр председателя Нацбанка и потребовать деньги для коммерческого банка.

Из аудиторского отчёта следует, что на следующий день после выступления бывшего президента, ТОО "Астана LRT" направило в "Банк Астаны" заявление №823 на перевод 86 млн долларов для оплаты китайскому подрядчику за построенные столбы ЛРТ.

Фото из официального аккаунта Каната Султанбекова

Однако перевод в связи с дефолтом "Банка Астаны" не исполнен. Таким образом, по словам Султанбекова, можно легко понять, что 257,6 млн долларов ЛРТ до выступления Назарбаева уже кто-то вытащил из "Банка Астаны" самым неправильным образом.

"За возникшую проблему с проектом ЛРТ тогда никто не понёс ответственности, так как там были замешаны приближённая элита, и внук, и дочь первого президента (в том числе и согласно аффидевиту, данному под присягой, свидетелем со стороны защиты). Всё это было причиной остановки ЛРТ в 2019 году, через пять лет после моего увольнения из акимата города", – говорил журналистам Канат Султанбеков.

Примечательно, что "Банк Астаны" – это единственный потонувший банк, чьё руководство и акционеров не преследовали и деятельность не расследовали, в отличии от RBK и Tengribank. 

Продолжение строительства 

В 2019 году после приостановления строительства ЛРТ президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал проект, отметив дороговизну и неэффективное планирование бюджета:

"Наглядно о проблемах качественного планирования свидетельствует проект LRT. Вместо создания удобного, понятно, практичного для населения вида транспорта, предложен дорогостоящий. Мнения специалистов, архитектурного общества, как я понимаю, не были учтены. Есть риск, что неокупаемый проект повлечёт постоянное получение субсидий и ляжет бременем на правительство. Кстати говоря, мы все знаем, 100 миллиардов тенге, часть китайского кредита в Банке Астаны, они всё, уже пропали?".

Государство из года в год заявляет о выделении десятков миллиардов тенге бюджетных денег на реализацию проекта ЛРТ. Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета ещё в 2020 году опубликовал заключение по государственному аудиту финансово-хозяйственной деятельности компании "Астана LRT". Заключение обращало внимание на неокупаемость проекта и значительные бюджетные расходы в случае продолжения его реализации.

Однако в этом году Токаев на совещании по развитию Астаны повторил, что считает проект "ошибочным, но у нас нет другого выбора".

"Мы должны реализовать этот проект. Если мы остановим строительство ЛРТ, то убытки будут ещё больше".

Так недавно аким столицы Женис Касымбек пообещал закончить работы по строительству ЛРТ до конца следующего года.

Сколько ещё бюджетных средств налогоплательщиков уйдут на многострадальный проект и достроят ли его в обещанный срок, неясно.

Лента новостей

все новости