Цифровой археолог: как искусственный интеллект помогает изучать петроглифы Казахстана

cover Коллаж: Orda.kz

Аббревиатура ИИ сейчас звучит так часто, что кому-то могла уже набить оскомину. Но некоторые люди используют искусственный интеллект не для развлечений, а действительно для благого дела. Как например, волонтёры-археологи из фонда «Охотники за петроглифами», которые надеются, что ИИ сильно упростит им процесс изучения тысяч наскальных рисунков Казахстана. Как именно, рассказывает Orda.kz.

Узнавать о том, как ИИ может помочь в изучении археологических памятников, журналист Orda.kz вместе с охотниками за петроглифами отправился в урочище Теректы в национальном парке Алтын-Эмель.

Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Там находится одно из скоплений наскальных рисунков под названием Танбалы Тас. Всего мест с таким названием в Казахстане около 30. Именно это находится в одноимённом ущелье гор Шолак.

Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Место для рассказа про изучение петроглифов здесь на самом деле весьма удобное, потому что разглядеть их тут очень легко. Сотни рисунков с изображением козлов, всадников, верблюдов, оленей и других персонажей видны невооружённым глазом.

Фото: Игорь Улитин, Orda.kz
«Можно с большой уверенностью говорить, что в Казахстане больше всего петроглифов в мире. С нами, возможно, могут поспорить Монголия и Западный Китай, но всё-таки, скорее всего, у нас больше. Количество рисунков у нас может исчисляться сотнями тысяч. Мы в своё время придумали слоган „Казахстан — страна петроглифов“, и он 100 % соответствует действительности»,говорит один из главных активистов «Охотников за петроглифами» Юрий Дорохов.

В теректинском Танбалы Тасе правдивость этого слогана видна наглядно. Петроглифы здесь в прямом смысле за каждым углом. Стоит повернуть по тропе, ведущей по дну ущелья, и вот уже плита, которую 3000 лет назад начали разрисовывать люди бронзового века, а продолжили саки, древние тюрки, казахи.

«Всего здесь уже зафиксировано около 1000 изображений, и это мы ещё не исследовали верхнюю часть гребня. А там тоже могут быть рисунки»,рассказывает исполнительный директор фонда «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова.
Ольга Гумирова. Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Однако то, что в Казахстане действительно огромное количество наскальных рисунков, в нынешних реалиях привело к проблеме их изучения — для исследования такого количества древних памятников просто не хватает людей.

«Академических учёных, занимающихся изучением петроглифов, на весь Казахстан всего человек пять. Да, есть мы, волонтёры, но нас тоже немного. И нужно понимать, что волонтёр — это человек, который занимается петроглифами в свободное от основной работы время. А рисунков, повторю ещё раз, тысячи и тысячи!»говорит Юрий Дорохов.
Юрий Дорохов. Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Как объяснили археологи, петроглифы недостаточно просто найти и сфотографировать. Нужно поставить геотег рисунка, описать его размер; как скала, на которой он нарисован, расположена по отношению к сторонам света, отрисовать сам рисунок и т. д. Всё это занимает очень много сил и времени.

«Раньше вообще отрисовывали так: сначала каждый рисунок обводили карандашом, потом на плиту натягивали плёнку и на ней прорисовывали петроглифы. Сейчас стало проще — можно использовать качественные фотографии. Но всё равно процесс очень длительный. К тому же не всегда на снимке видны все рисунки. Потому что какие-то из них лучше различимы днём, какие-то утром или вечером», объясняет Ольга Гумирова.

О том, насколько процесс обработки информации о найденных рисунках трудный, красноречиво говорит такой факт, приведённый Юрием Дороховым: обычно археологи не успевают обработать за зиму весь материал, который они собрали за летний сезон. Именно потому, что материала много, а рук мало. 

Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Естественно, в век высокий технологий не обошли они стороной и поиск наскальных рисунков. С недавних пор археологи используют приложения, которые позволяют просматривать сделанные снимки в разных спектрах. Это позволяет увидеть то, что не всегда видят линза объектива и глаз человека. Вот пара примеров. На первом снимке изображение плиты из Танбалы Таса, сделанное на фотоаппарат журналиста Orda.kz.

Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

А вот снимок той же плиты, обработанный с помощью приложения.

Фото: Юрий Дорохов

На обработанном снимке стало видно, что у фигуры человека справа в руках небольшой лук. На первом снимке его практически не видно.

Или вот. На обычном фото — тёмный камень с какими-то непонятными, плохо различимыми кружками.

Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

А вот после обработки.

Фото: Юрий Дорохов

Видно, что на камне — то, что археологи называют гантелевидными символами, точное значение которых пока не до конца понятно.

Но, как объяснил Юрий Дорохов, это ещё не ИИ. О помощи искусственного интеллекта в изучении наскальных рисунков речь зашла этой осенью, когда с «Охотниками за петроглифами» начал сотрудничать Yandex Qazaqstan. Его специалисты из Центра технологий для общества объединились с коллегами из КБТУ и создали модель ИИ для изучения петроглифов.

Как объяснил СЕО компании Тимур Шалекенов, технология, которую разрабатывают их специалисты для изучения древних рисунков, схожа с той, что они используют для обработки снимков МРТ и УЗИ, когда требуется второе мнение.

«Что в таком случае делает модель? Она анализирует десятки тысяч МРТ-снимков, находит закономерность и помогает найти то, что глазу человека сложно разглядеть. Например, раннюю опухоль, о которой можно предупредить врача. По сути такая же технология используется и в этой модели», объяснил Тимур Шалекенов.

Что уже умеет «археологический ИИ»? Он анализирует, что именно изображено на рисунке, изучает данные по геолокации и фиксирует рисунок на карте. Плюс искусственный интеллект уже умеет выдавать примерную датировку рисунка. То есть бронзовый ли это век, эпоха саков, Тюркского каганата и т. д.

«Человек может делать то же самое вручную, но это отнимает гораздо больше времени, чем при использовании ИИ, а значит, работа идёт гораздо медленнее. Плюс у человека может замылиться глаз, и он упускает некоторые детали, а искусственный интеллект их подмечает», объяснил Юрий Дорохов.
Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Как говорят археологи, даже при нынешних инструментах ИИ они надеются, что за эту зиму они собранный за лето материал всё-таки обработают. А он, надо сказать, огромный. Новые скопления петроглифов открывали и здесь, в Алтын-Эмеле, и в Ешкиольмесе, что на берегу реки Коксу, и в других местах.

В планах обучить ИИ и многим другим инструментам изучения петроглифов. Например, подбирать лучший вариант спектра для выявления плохо различимых рисунков. И искать похожие сюжеты петроглифов из разных мест.

«Так как уже есть тысячи фотографий, модель должна будет найти похожие из того, что человек уже разметил, и попробовать найти связь», объяснил Тимур Шалекенов.

Приведём наглядный пример. Как уже сказано выше, в теректинском Танбалы Тасе большая часть рисунков внизу ущелья уже описана. Но журналист Orda.kz нашёл петроглиф, который до этого археологам на глаза не попадался. Вот он:

Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Если вам показалось, что это какой-то вандал нацарапал смешного человечка в XXI веке, то вы ошибаетесь. По оценкам охотников за петроглифами, этому рисунку минимум лет 300, а может, и все 700. Об этом, в частности, говорит цвет линий рисунка. По словам Юрия Дорохова, они подобное изображение уже встречали ранее. Так вот ИИ после обучения сможет взять два этих рисунка, сопоставить между собой и, возможно, найти между ними какую-то связь. А это может стать почвой для размышления учёных. И так с другими сюжетами.

Кроме чисто научной пользы, археологи надеются, что ускорение процесса изучения древних рисунков сделает их и более известными для туристов, которые захотят их увидеть.

«Вот говорят, что у древних жителей Казахстана не было письменности. Но у них были рисунки, смысл которых люди понимали тысячелетиями. А многие из петроглифов были созданы во времена античной Греции или даже раньше. Но знают об этом не так много людей, как хотелось бы», говорит Юрий Дорохов.
Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Будем надеяться, что все возложенные на ИИ надежды оправдаются и он поможет и в изучении петроглифов, и в продвижении бренда «Казахстан — страна петроглифов». Правда, в одном он пока помочь не сможет — в поиске рисунков. Тут без человека всё ещё не обойтись. Поэтому «Охотники за петроглифами» призывают всех желающих присоединиться к волонтёрам. Лишней дополнительная пара рук и глаз точно не будет.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости