Безграмотные подрядчики и жуки-пилильщики: как чиновники за народные деньги выращивают аллергены

cover Коллаж Orda.kz

В Казахстане ведётся работа по масштабному озеленению территорий, сообщил министр экологии Ерлан Нысанбаев. Однако качество этой работы и её потенциальные плоды у экспертов вызывает большой скепсис. 

Так, на площадке Службы центральных коммуникаций при президенте министр напомнил, что президент Токаев ещё в 2020 году поручил за пять лет пополнить лесной фонд республики 2 млрд саженцев, а в населённых пунктах – 15 млн.

«Акиматами областей и подведомственными организациями министерства утверждены комплексные планы воспроизводства лесов и увеличения объёмов лесоразведения на 2021–2025 годы. Согласно комплексным планам, местные исполнительные органы должны высадить более 1,5 млрд саженцев, министерство экологии и природных ресурсов – более 251 млн, другие природопользователи – 210 млн», – проинформировал глава Минэкологии.

Кроме того, для осуществления общественного контроля за лесоразведочными мероприятиями министерством совместно с «Қазақстан ғарыш сапары» разработана интерактивная карта, показывающая работы по посадке сеянцев.

«Планы по посевной работе на 2021-2022 годы выполнены в полном объёме: на общей площади 232,4 тысячи га высажены 421,2 млн саженцев», – сообщил Ерлан Нысанбаев, добавив, что в 2021 году приживаемость в среднем составила 71,7%, а в 2022 году – 65,3%.

Также ведётся определённая работа по посадке 15 млн саженцев в населённых пунктах. В частности, утверждены региональные планы по озеленению территорий областей, Астаны, Алматы и Шымкента и созданию зелёных зон. С 2021-го по 2025 год ежегодно должны высаживать по 3 млн саженцев: в 2021-2022 годах были высажены 7 млн, а в 2023 году  1,1 млн. До декабря этого года план будет полностью исполнен, сказал министр.

Сохнущие туи в Алматы в районе Атакента. Фото Татьяны Антоненко

Детские ошибки

Как следует из сообщения министра, немалая часть новых зелёных насаждений погибает, и такое происходит каждый год в самых разных регионах, причём иногда по самым абсурдным причинам. 

Несколько дней назад в Шымкенте в микрорайоне Шымсити волонтёры Антикоррупционной службы решили проверить состояние 5 500 тысяч саженцев, высаженных в декабре прошлого года. Но насчитали только 4 700, из которых 3 700 оказались засохшими

Буквально недавно в Караганде имел место скандал: акимат района имени Казыбек би потратил 75 миллионов тенге на посадку деревьев, но практически все они засохли. Акимат подал иск в суд на подрядчика, по вине которого на одной и той же территории деревья гибнут уже во второй раз. 

В той же Караганде в прошлом году выделили 44,5 млн тенге на озеленение, однако множество саженцев не прижились из-за того, что рабочие их закопали прямо в полиэтиленовых мешках. 

Нельзя не вспомнить и случай в Актобе, где несколько лет назад погибли 1,2 млн саженцев. На них потратили 71 млн тенге, но не поливали. В акимате перевели стрелки на подрядчика, который уверил, что посаженные деревья сами вырастут, питаясь накопленной в почве весенней влагой и летними осадками. 

Крайне важное значение озеленение имеет для крупнейшего мегаполиса страны – Алматы, население которого ежегодно увеличивается на 50 тысяч человек, а с ним и количество автотранспорта и, как следствие – ядовитых выхлопов, аллергических, онкологических, сердечно-сосудистых и прочих заболеваний. На протяжении очень многих лет эксперты и гражданские активисты поднимают эту тему и предлагают различные способы улучшения экологической ситуации. На охрану окружающей среды выделяются крупные средства. Однако даже несмотря на это городской администрации за много лет не удалось выстроить грамотную систему сохранения и приумножения зелёного фонда города. 

Новые посадки часто не приживаются, а если и приживаются, то через год-другой засыхают из-за плохого ухода. Старые же деревья болеют из-за паразитов и зачастую крайне маленькой грунтовой пристволовой зоны – нередко всё пространство вокруг дерева закатано в асфальт. Через асфальт деревья не могут получать воздух и воду. Летом земля под асфальтом нагревается значительно больше, чем в открытом состоянии, что приводит к высыханию корней. Если земля вокруг ствола не будет освобождена от асфальта, деревья болеют, чахнут и в итоге гибнут.

Так, в июле этого года во время заседания Общественного совета Алматы руководитель управления экологии и окружающей среды Серик Адилбаев сообщил, что из высаженных в 2021-2022 годы саженцев пропало 30%, что составило 215 тысяч деревьев. По его словам, основными причинами гибели стало то, что сеянцы сажали без кома земли и не была организована поливочная система. Однако, по мнению активистов, процент не прижившихся саженцев на самом деле куда выше.   

Почему же проекты по озеленению городов постоянно выливаются в разного рода аномалии?  Своими соображениями на сей счёт с корреспондентом Orda.kz поделились эксперты. 

Странная постановка задачи

Так, Юрий Гашек, экологический активист-общественник из Павлодара, подчеркнул, что сама постановка задачи – «высадка двух миллиардов деревьев» – в корне неверна, хотя крайне удобна для чиновников и подрядчиков. 

«Эти миллиарды нужно не высадить, а вырастить, то есть довести их до взрослого состояния, когда они смогут в полной мере выполнять свою функцию. А это – абсолютно разные вещи! Кроме того, перед тем как приступать к такой сложной и масштабной задаче, необходимо было создать соответствующую инфраструктуру, подобрать нужных людей и выделить им достаточно ресурсов. Это самое главное, что нужно было сделать и с чего начинать. Руководить этим процессом должны профессионалы, которые знают где, что и как сажать и выращивать», – сказал Юрий Гашек. 

Однако государство решило пойти по более лёгкому пути и подключить бизнес. Предприятия (причём многие без всякого энтузиазма) тоже взялись за озеленение, но им эта задача оказалась не по силам. И их саженцы нередко погибают уже на следующий год чуть ли не полностью. Поэтому мы и наблюдаем такие плачевные результаты. И чиновникам, и бизнесменам, и подрядчика главное что-нибудь посадить и отчитаться, а что будет дальше их не интересует, посетовал эксперт.  

Массовая гибель саженцев на улице Тлендиева, ниже Толе би, в Алматы. Фото Orda.kz

 «Министр сказал, что приживаемость саженцев составляет около 70%. Я не могу оспаривать эти цифры, но могу сказать, что по результатам мониторинга, который проводила экологическая общественность с участием представителей госорганов приживаемость новых посадок составляет не более 30%», – добавил Юрий Гашек. 

В прошлом году аким Павлодарской области Асаин Байханов доложил, что проведённый членами экосовета общественный мониторинг показал низкий уровень приживаемости деревьев. К примеру, приживаемость посадок 2022 года на территории Павлодарского нефтехимического завода составила 40%. На территории санитарно-защитной зоны АО «Алюминий Казахстана» и АО «Казахстанский электролизный завод» в прошлом году высажено 27 тысяч деревьев, приживаемость составила всего 11%.

Погибшие саженцы на улице Розыбакиева в Алматы. Фото Orda.kz

Кривые прутики вместо полноценных саженцев

Создатель Ассоциации озеленения Казахстана Татьяна Антоненко утверждает, что, несмотря на повышенное внимание гражданских активистов к теме городского озеленения и долгую и кропотливую работу экспертов-дендрологов с акиматом, существенных сдвигов в этом направлении достичь не удалось. 

Так, согласно принятым стандартам у каждого сеянца должны быть крона и штамб – очищенный ствол до первых скелетных веток, высотой 180-200 см. А сам саженец должен быть высотой 2,5-3 метра, в диаметре – 3-4 см. Но на практике всё иначе. 

«Вместо полноценных саженцев высаживают какие-то прутики, кривые, косые, которые выкопали в каких-то порослях, а не привезли из питомника. Так, буквально на днях на улице Тимирязева, где я живу, высадили прутики берёзы – еще не сформировавшиеся саженцы без штамба. Я возмутилась, пожаловалась в акимат, но там всё свалили на подрядчика, а тот, в свою очередь, на субподрядчиков. А эти субподрядчики, или, как их ещё иногда называют, «субчики», даже в тендере не участвуют. Тендер выигрывает какая-нибудь строительная фирма, предлагая самую низкую цену на свои услуги, забирает себе свою долю, а на оставшиеся деньги нанимает «субчиков», совершенно не разбирающихся в сложностях озеленения», – возмутилась Татьяна Антоненко.
Здесь когда-то росло дерево. Старая площадь Алматы. Фото Orda.kz

Разведение вредителей

Но это только часть проблемы. Другая часть состоит в том, что в городе стали выращивать породы деревьев, которые категорически нежелательны для нашей экосистемы. Это, например, клён ясенелистный – опасный инвазивный вид родом из Северной Америки. Дендрологи его называют «клёном-убийцей» потому, что он выделяет опасные ингибирующие вещества, которые уничтожают все прочие деревья. При этом он довольно непрочный и зимой легко ломается от снега. А весной в период цветения его пыльца у многих людей вызывает поллиноз. Люди, у которых аллергия на пыльцу, должны сказать спасибо тем, кто сажает эти растения, поскольку этот клён — ветроопыляемый, он производит огромное количество очень аллергенной пыльцы. 

«Поэтому он занесён в чёрную книгу во многих странах и запрещён к высадке. Однако его активно высаживают в Алматы, потому что он уже много где растёт и не нужно покупать саженцы в приёмнике, а можно просто накопать клён бесплатно. Что и делают подрядчики и субподрядчики. Это инвазивная порода, с которой нужно бороться, а её, наоборот, распространяют за народные деньги», – сказала Татьяна Антоненко. 

Улица Назарбаева в Алматы. Фото Orda.kz

 В Алматы до сих пор продолжают высаживать каштаны и дубы несмотря на то, что они все почти поголовно болеют и заражены паразитом пилильщиком – древесным жуком-паразитом. Осуществляя посадки этих пород, власти впустую тратят народные деньги и увеличивают кормовую базу природных вредителей. А бороться с ними практически нереально. Только если проводить тотальную химобработку пять раз в год, что стоит очень дорого. Можно сказать, что за бюджетные средства они кормят паразитов, добавила Антоненко. 

Ещё совершенно бесполезно в городе сажать туи – они не могут заменить полноценные лиственные породы и очень плохо приживаются. 

Умирающие туи в Алматы. Фото Татьяны Антоненко
«Рекомендуется сажать тополь. Он очень хорошо чистит воздух – даже лучше, чем сосны или другие хвойные породы. Некоторые боятся, что от тополей будет пух и аллергенная пыльца. Но в казахстанских питомниках уже давно выращивают тополя, не дающие пуха и пыльцы. И их нужно высаживать в городе. Ещё очень желательны карагач и ясень настоящий», – резюмировала спикер.

В северных регионах Казахстана – свои сложности 

Дендролог, магистр садоводства, директор Ботанического сада Петропавловска Артур Рязапов рассказал, что в Северном Казахстане выращивать деревья очень непросто, так как здесь очень суровый климат, сильные морозы, подсолёные почвы. Когда в Алматы золотая осень, в Петропавловске уже может стоять зимняя стужа.

 И хотя уже давно в наличии и скрупулёзно разработанные методики по управлению городским зелёным фондом, и опытные специалисты, чиновники не слишком охотно обращаются к ним за помощью. Делают всё по своему усмотрению, допуская массу грубейших ошибок, что приводит к совершенно неэффективным тратам огромных бюджетных средств. 

Участок с погибшими саженцами на улице Назарбаева, ниже проспекта аль-Фараби в Алматы. Фото Orda.kz

 По словам Артура Рязапова, в Петропавловске высаживали сосны, рябины, другие породы, которые либо светолюбивые, либо плохо переносят выхлопные газы. Но самое главное, что отсутствует грамотный уход. Их поливают, пока они не укоренятся, а потом до них никому нет дела. В итоге в зиму они уходят ослабленными, летом мучаются от жары, в следующую зиму уходят ещё более ослабленными и весной попросту не просыпаются.

«Сейчас озеленением в городах зачастую занимаются абсолютно случайные организации, которые зимой снег чистят, летом асфальт кладут, а весной и осенью сажают деревья. Их рабочие не знают элементарных вещей, таких, например, как на какую глубину опускать саженцы, можно или нельзя заглублять корневую шейку, в какое время лучше всего осуществлять посадки, и прочее.  Давно пора возродить «Зеленстрои», «Зелентресты» в городах, где будут работать профессионалы и отвечать за состояние зелёного фонда», – предложил директор Ботсада.

Эксперт уверен, что к озеленению нужно подключать ботанические сады, экоцентры, биостанции, развивать агросоветы, чтобы посадка саженцев велась на научно-методической базе, и планировать работы хотя бы на ближайшие два-три года. Так чтобы осенью подготовили почву, выкопали ямки, засыпали в них плодородную землю. А весной, как только земля оттаяла, начинать посадки. А не начинать весенние посадки как у нас, с постоянным опозданием сроков, когда вся зелень уже расцвела. Питомники заранее должны знать, сколько и каких деревьев должны выращивать. 

Анализ состояния программы по реализации озеленения Петропавловска за 2020-2021 гг.

 Должны быть лицензирование, обучение, план по озеленению, постоянное взаимодействие с научными учреждениями и питомниками. А со стороны Минэкологии требуется строгий надзор за ходом и результатами озеленительной работы акиматов, заключил эксперт.

Читайте также: 


Лента новостей

все новости