«Берёт всё, что плохо лежит»: зачем Тимуру Турлову аэропорт Караганды?

cover Фото: Fassileety / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Казахстанский бизнес-магнат Тимур Турлов, чьё состояние оценивают в 3,3 млрд долларов, приобрёл очередной актив. Он стал владельцем контрольного пакета акций карагандинского аэропорта «Сары-Арка». Зачем миллиардеру понадобилась собственная воздушная гавань, выясняла Orda.kz.

По информации Forbes.kz, принадлежащий миллиардеру инвестиционный холдинг Turlov Private Holding купил 60 % материнской компании аэропорта — ТОО «Sky Service». Ранее контрольный пакет акций (95 %) принадлежал бывшему гендиректору компании «Верный капитал» Ерлану Оспанову.

Через Turlov Private Holding миллиардер контролирует ряд компаний по добыче меди, редких и драгоценных металлов, а также имеет долю в капитале цементного завода в Семее. Кроме того, по данным KASE, Freedom Finance Global PLC получила половину купонных облигаций материнской компании карагандинского аэропорта суммарной стоимостью свыше пяти млрд тенге.

В пресс-службе Freedom Finance журналисту Orda.kz отказались комментировать сделку, попросив направить письменный запрос.

Бывший гендиректор компании «Верный капитал» Ерлан Оспанов, с которым связалась редакция, сообщил, что покупка аэропорта Караганды господином Турловым связана с проектом по дальнейшему комплексному развитию объекта.

«Он это делает для дальнейшего развития аэропорта в качестве грузового хаба. Совместно планируют развивать Karaganda Cargo City со всей необходимой инфраструктурой: склады, топливный комплекс, офисы грузовых компаний и так далее», пояснил Ерлан Оспанов.

Аэропорт «Сары-Арка» в Караганде — актив хоть и не убыточный, но по меркам отрасли не самый привлекательный: на 1 января 2024 года его обязательства превышали совокупные активы более чем на четыре млрд 655 млн тенге. К тому же у аэропорта периодически возникают проблемы с АЗРК — в 2022 и 2023 годах агентство предъявляло ему претензии из-за монопольно высоких цен на топливо. Акционерному обществу пришлось заплатить штраф на сумму более 31 млн тенге и компенсировать неправомерно полученный доход в размере более 50 млн тенге.

Аэропорт Караганды
Аэропорт Караганды. Фото: Ds02006 / Wikimedia Commons (в общественном достоянии)

Возникает вопрос: для чего Тимуру Турлову, чей бизнес вырос на основе финтеха и банковской деятельности, внезапно потребовался аэропорт?

По словам экономиста Армана Бейсембаева, в данном случае миллиардер просто проявляет предпринимательскую смекалку — диверсифицирует активы и вкладывает средства, которых у него более чем достаточно, в потенциально выгодные проекты.

«С точки зрения бизнес-поведения Турлов строит корпорацию — это уже достаточно давний тренд. Я так понимаю, что он решил перейти от узкой специализации к более широкой. Это то, чем отличаются такие корпорации, как тот же Samsung, который занимается буквально всем — начиная от машиностроения и заканчивая выпуском смартфонов», — пояснил Арман Бейсембаев.

По словам эксперта, в поведении Тимура Турлова прослеживается стремление создать собственный зонтичный бренд по примеру крупных зарубежных бизнес-империй. При таком подходе в рамках одной корпорации сосредотачивается как можно больше разноплановых активов — это классическое распределение яиц по разным корзинам. Сейчас такой сценарий г-н Турлов стремится реализовать в Казахстане на базе Freedom Finance.

«Он собирает всё, что плохо лежит — всё, чем хотят поделиться, он охотно берёт, потому что у него есть на это деньги, и тем самым диверсифицирует свой бизнес. Это абсолютно логично и рационально. Одно дело, когда у тебя только брокерский бизнес и с ним может произойти всё что угодно. Другое — когда у тебя был брокерский бизнес, потом появился банк, потом телеком, потом потихоньку ты заходишь в IT, начинаешь развивать маркетплейс... Полагаю, что в конечном итоге, когда эту сферу либерализуют, Турлов ещё и своего мобильного оператора тоже сделает. Он пытается взять максимальным охватом экономики, не ограничиваясь каким-то одним сектором». прогнозирует Арман Бейсембаев

Учитывая, что «Фридом Финанс» прочно пустил корни в казахстанской экономике, появление в списке активов Турлова аэропорта не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Содержание аэропортов обходится дорого, и чем больше крупных инвесторов войдут в отрасль, тем будет выгоднее для Казахстана. Не зря министр транспорта Марат Карабаев в начале года заявлял о намерении передать под контроль иностранных инвесторов ещё 20 воздушных гаваней в разных городах страны.

А в случае с карагандинским аэропортом за инвестором не пришлось далеко ходить: Тимур Турлов, кажется, только рад прибрать к рукам очередной актив, который при худшем раскладе можно будет перепродать с прибылью, а при лучшем — превратить в доходный бизнес.

Карагандинский аэропорт очевидным образом нуждается в денежных вливаниях, поэтому для него переход в руки миллиардера скорее благо. Но учитывая, что предыдущим владельцам не удалось решить все проблемы аэропорта «Сары-Арка», судьба бизнеса во многом будет зависеть от качества нового менеджмента.

По словам экономиста Армана Бейсембаева, Тимур Турлов — классический пример бизнесмена, который в первую очередь думает о прибыли, предельно циничен и рационален. Поэтому при управлении новым активом он будет преследовать исключительно собственные интересы, снижая издержки и максимизируя прибыль. Если потребуется — при помощи сокращений персонала и распродажи непрофильных активов.

«У Турлова, видимо, есть стратегия по развитию бизнеса. Он попытается её применить — насколько я знаю, Турлов не такой человек, который будет просто сидеть и ждать дивиденды. Он вкладывается основательно. Как любой разумный бизнесмен, он начнёт резать расходы и избавляться от всего лишнего. Надо будет — сократит штат, урежет зарплаты, уменьшит издержки. Первое, с чего он начнёт — посмотрит, из чего состоят убытки. Менеджмент получает необоснованные бонусы? Резать! Слишком много директоров? Уволить 60-80%, потому что это балласт! Штат раздут? Надо уволить половину сотрудников — значит, уволит. Где висят три лампочки — повесит одну, потому что надо экономить на оплате электроэнергии. Высвободившиеся деньги перенаправит на реконструкцию, на расширение площадей, на обновление взлётно-посадочной полосы. Глядишь, и сработает», — резюмирует Арман Бейсембаев.

Редакция Orda.kz направит запрос в пресс-службу Freedom Finance и будет ждать официальных комментариев от имени г-на Турлова касательно сделки по покупке контрольного пакета акций карагандинского аэропорта.

Читайте также:

Лента новостей

все новости