Берегите природу: почему на Большом Алматинском озере до сих пор не решили проблему поборов
В начале этой рабочей недели пользователь Instagram опубликовал с Большого Алматинского озера видео, вызвавшее резонанс. Автор показал, как на территории природного парка выше водоёма стоял автомобиль, около которого семеро туристов устроили пикник. Всё это происходило на глазах человека в форме инспектора Иле-Алатауского национального парка.
Те, кто раз бывали в этой природоохранной зоне, знают, что здесь регулярно происходят вопиющие вещи. Почему частное нарушение – не случай, а закономерность, узнавал корреспондент Orda.kz.
Объект является водохозяйственным сооружением, имеющим особое стратегическое значение. Однако некоторым туристам на машинах, по-видимому, более доступна одна из главных достопримечательностей Алматы. При этом отдых на противоположном от других туристов берегу происходит под музыку из колонок.
В комментарии к видео автор указал, что якобы «службы с доступом оперативно смекнули, что можно пускать туристов и выгуливать их подальше от толп обывателей – в водоохраной зоне».
На все вопросы пользователя Instagram туристы агрессивно просили не снимать и проходить мимо. В комментариях также сказано, что инспекторы предлагают подняться на машинах к самому озеру и устроить пикник. Цена за час – 35 тысяч тенге. Казахстанцы начали поддерживать позицию горожанина, отмечая Instagram-аккаунты городского акимата, нацпарка и СМИ.
Журналист Orda.kz также попросил руководство Иле-Алатауского национального парка прокомментировать инцидент. Однако на момент выхода статьи не получил ответа.
Напомним, в марте 2020 года дорога на БАО была закрыта из-за появлений промоин и обвалов на нескольких участках. Три года туристы могли попасть на БАО только пешком. Проезжать могли лишь сотрудники организаций, расположенных около озера. Автодорога же находится в ведении «ҚазАвтоЖола». Два года компания разрабатывала проект её реконструкции.
В конце августа этого года проезд на БАО на автомобиле всё-таки открыли. Экоактивисты тем временем тут же потребовали его закрыть. Они считают, что так называемые автотуристы могут погубить уникальный природный источник и зелёные насаждения вблизи него.
«Флора БАО только начала восстанавливаться и приходить в себя, сейчас его просто уничтожат как розовое озеро, как плато Ассы, Кок-Жайлау и многие места общедоступного пользования», считает частый посетитель маршрута Роман Сушков.
При этом, по мнению экоэкспертов, автомобильный заезд на стратегический объект приведёт к тому, что местная природа пострадает в том числе из-за возможных возгораний, от практически стихийного потока многочисленных туристов на транспорте и как следствие обвалов, а также от мусора. Об этом изданию рассказал эколог, руководитель общественного объединения Kaz Eco Patrol Тимур Елеусизов.
«Нужно выставить кордон, чтобы не пускали автомобили к озеру, и привлечь к ответственности нарушителя. Трудно не понять, что идёт нарушение рекреационной нагрузки – это уже спровоцировало побочный эффект. Местность несёт угрозу для жизни, а любой плачевный случай может вызвать международный скандал. Нужно срочно принимать меры по закрытию всей этой местности и развитию там экологического транспорта для переброски туристов», сказал Тимур Елеусизов.
Он также добавил, что активисты будут требовать разработки закона по аналогии с европейскими или американскими парками – пусть записываются заранее. А иначе, считает Елеусизов, неконтролируемый поток туристов и слабая борьба с их мусором станут причиной гибели животных и растений, занесённых в Красную книгу.
Пешие туристы тоже против автомобильного заезда на не экологически чистом транспорте.
Справедливости ради стоит подчеркнуть, что ранее на БАО запускали автотранспорт, но из-за аварийности дороги заезд временно закрыли. Сейчас, после строительства новой плотины и реконструкции маршрута, озеро вновь стало доступным как пешим, так и автомобильным туристам.
В свою очередь, 5 июня на заседании совета по туризму Алматы говорили, что пора сделать БАО современным местом досуга и объектом, рекомендованным для внутреннего туризма. А для этого нужно разработать конкурентоспособный, привлекательный, рентабельный и экологически чистый проект.
Платная дорога?
К концу августа в соцсетях распространился пост, в котором говорится, что дорожная компания закрыла проезд до БАО. Ограничения по въезду сотрудники объясняли проблемами с дорогой. При этом они якобы предлагали довезти до желаемого пункта на служебной машине. За свои услуги у туристов просили 30 тысяч тенге.
Тогда же в «КазАвтоЖоле» сообщили, что ограничение движения авто ввели на несколько дней в связи с образованием дефектов в виде глубоких промоин и сужения проезжей части. Кроме того, в ведомстве информировали, что заявления о частных перевозках не соответствуют действительности.
Правда, кроме аварийной дороги к озеру есть и другие проблемы. В 50-60 годы прошлого века на БАО была построена гидроэлектростанция. С того момента озеро частично обеспечивает Алматы питьевой водой и является стратегическим объектом. Как и к любому источнику пресной питьевой воды, для туристов доступ к берегу озера закрыт.
Проблема в том, что при наличии разного рода нормативных правовых актов, регламентирующих правила водопользования (а к ним относится также использование водных ресурсов в рекреационных целях) в Казахстане до сих пор не было отдельного министерства, которое бы курировало эту сферу. Теперь экологи надеются, что, переведя проблему на уровень выше, с ней, наконец, разберутся.
Напомним, в ежегодном послании народу Казахстана президент Токаев заявил о создании министерства водных ресурсов и ирригации. Эта новость порадовала специалистов, которые уже много лет твердили о необходимости этих мер.
Читайте также:
Лента новостей
- Родные убитого Шерзата Полата отреагировали на слитые кадры начала конфликта в Талгаре
- Бектенов: за замёрзшую Сарань будут отвечать должностные лица
- За «крышевание» вымогали миллионы у бизнесменов: молодёжную банду задержали в Шымкенте
- Когда побеждает второй: как работает схема с тысячами тендеров за полгода
- Причины дефицита сжиженного газа назвали в ЗКО
- Морозы на севере и снег на юге: какая погода будет на этой неделе в Казахстане
- Военные самолёты для охраны Дональда Трампа запросила его команда
- Карагандинская область мёрзнет уже в октябре: в Сарани сорвали начало отопительного сезона
- Тюремный срок за торговлю криптовалютой получили два жителя Астаны
- Восемь лет за спасение сына от насилия со стороны мужа
- Интервью с Хасаном Касымбаевым, которого называют главарём банды «Хуторских» и связывают с убийством подростка в Талгаре
- История Ербаяна Мухтара: возбуждено ещё одно уголовное дело
- Смерть криминального авторитета в российской тюрьме: что говорят ветераны КНБ о Лёхе Семипалатинском
- Рейтинг Bereke Bank понизили после продажи катарскому инвестору
- «Убили и сбросили с высоты» — астанчанка требует наказать виновных в гибели сына
- Токаев обсудил с премьер-министром Армении вопросы торгового оборота
- Срочник совершил суицид в военной части Приозерского гарнизона
- Женщина из-за плесени не может дышать, а её дом так и не отремонтировали после паводка
- Жители села Рыскулова, который называют «Хутором», сделали заявление в ответ на слухи о «бандитизме»
- «Не нужно искать виноватых» — министр о детских суицидах