Берегите природу: почему на Большом Алматинском озере до сих пор не решили проблему поборов

В начале этой рабочей недели пользователь Instagram опубликовал с Большого Алматинского озера видео, вызвавшее резонанс. Автор показал, как на территории природного парка выше водоёма стоял автомобиль, около которого семеро туристов устроили пикник. Всё это происходило на глазах человека в форме инспектора Иле-Алатауского национального парка.
Те, кто раз бывали в этой природоохранной зоне, знают, что здесь регулярно происходят вопиющие вещи. Почему частное нарушение – не случай, а закономерность, узнавал корреспондент Orda.kz.
Объект является водохозяйственным сооружением, имеющим особое стратегическое значение. Однако некоторым туристам на машинах, по-видимому, более доступна одна из главных достопримечательностей Алматы. При этом отдых на противоположном от других туристов берегу происходит под музыку из колонок.
В комментарии к видео автор указал, что якобы «службы с доступом оперативно смекнули, что можно пускать туристов и выгуливать их подальше от толп обывателей – в водоохраной зоне».
На все вопросы пользователя Instagram туристы агрессивно просили не снимать и проходить мимо. В комментариях также сказано, что инспекторы предлагают подняться на машинах к самому озеру и устроить пикник. Цена за час – 35 тысяч тенге. Казахстанцы начали поддерживать позицию горожанина, отмечая Instagram-аккаунты городского акимата, нацпарка и СМИ.
Журналист Orda.kz также попросил руководство Иле-Алатауского национального парка прокомментировать инцидент. Однако на момент выхода статьи не получил ответа.
Напомним, в марте 2020 года дорога на БАО была закрыта из-за появлений промоин и обвалов на нескольких участках. Три года туристы могли попасть на БАО только пешком. Проезжать могли лишь сотрудники организаций, расположенных около озера. Автодорога же находится в ведении «ҚазАвтоЖола». Два года компания разрабатывала проект её реконструкции.
В конце августа этого года проезд на БАО на автомобиле всё-таки открыли. Экоактивисты тем временем тут же потребовали его закрыть. Они считают, что так называемые автотуристы могут погубить уникальный природный источник и зелёные насаждения вблизи него.
«Флора БАО только начала восстанавливаться и приходить в себя, сейчас его просто уничтожат как розовое озеро, как плато Ассы, Кок-Жайлау и многие места общедоступного пользования», считает частый посетитель маршрута Роман Сушков.
При этом, по мнению экоэкспертов, автомобильный заезд на стратегический объект приведёт к тому, что местная природа пострадает в том числе из-за возможных возгораний, от практически стихийного потока многочисленных туристов на транспорте и как следствие обвалов, а также от мусора. Об этом изданию рассказал эколог, руководитель общественного объединения Kaz Eco Patrol Тимур Елеусизов.
«Нужно выставить кордон, чтобы не пускали автомобили к озеру, и привлечь к ответственности нарушителя. Трудно не понять, что идёт нарушение рекреационной нагрузки – это уже спровоцировало побочный эффект. Местность несёт угрозу для жизни, а любой плачевный случай может вызвать международный скандал. Нужно срочно принимать меры по закрытию всей этой местности и развитию там экологического транспорта для переброски туристов», сказал Тимур Елеусизов.
Он также добавил, что активисты будут требовать разработки закона по аналогии с европейскими или американскими парками – пусть записываются заранее. А иначе, считает Елеусизов, неконтролируемый поток туристов и слабая борьба с их мусором станут причиной гибели животных и растений, занесённых в Красную книгу.
Пешие туристы тоже против автомобильного заезда на не экологически чистом транспорте.
Справедливости ради стоит подчеркнуть, что ранее на БАО запускали автотранспорт, но из-за аварийности дороги заезд временно закрыли. Сейчас, после строительства новой плотины и реконструкции маршрута, озеро вновь стало доступным как пешим, так и автомобильным туристам.
В свою очередь, 5 июня на заседании совета по туризму Алматы говорили, что пора сделать БАО современным местом досуга и объектом, рекомендованным для внутреннего туризма. А для этого нужно разработать конкурентоспособный, привлекательный, рентабельный и экологически чистый проект.
Платная дорога?
К концу августа в соцсетях распространился пост, в котором говорится, что дорожная компания закрыла проезд до БАО. Ограничения по въезду сотрудники объясняли проблемами с дорогой. При этом они якобы предлагали довезти до желаемого пункта на служебной машине. За свои услуги у туристов просили 30 тысяч тенге.
Тогда же в «КазАвтоЖоле» сообщили, что ограничение движения авто ввели на несколько дней в связи с образованием дефектов в виде глубоких промоин и сужения проезжей части. Кроме того, в ведомстве информировали, что заявления о частных перевозках не соответствуют действительности.
Впрочем, в комментариях указывалось, что поборы по дороге на БАО существуют давно. И в прошлом году якобы за проезд дорожники брали с водителей не 30, а 20 тысяч тенге, либо сами подвозили туристов наверх за аналогичную сумму.
Правда, кроме аварийной дороги к озеру есть и другие проблемы. В 50-60 годы прошлого века на БАО была построена гидроэлектростанция. С того момента озеро частично обеспечивает Алматы питьевой водой и является стратегическим объектом. Как и к любому источнику пресной питьевой воды, для туристов доступ к берегу озера закрыт.
Проблема в том, что при наличии разного рода нормативных правовых актов, регламентирующих правила водопользования (а к ним относится также использование водных ресурсов в рекреационных целях) в Казахстане до сих пор не было отдельного министерства, которое бы курировало эту сферу. Теперь экологи надеются, что, переведя проблему на уровень выше, с ней, наконец, разберутся.
Напомним, в ежегодном послании народу Казахстана президент Токаев заявил о создании министерства водных ресурсов и ирригации. Эта новость порадовала специалистов, которые уже много лет твердили о необходимости этих мер.
Читайте также:
Лента новостей
- Уголовную ответственность для недобросовестных поставщиков мяса предлагают в Казахстане
- Европейцы будут есть казахстанское мясо
- Эскимо станет роскошью — цены на мороженое в Казахстане резко подскочили
- «Дочку» Казахмыса оштрафовали на 55 миллионов тенге за загрязнение воздуха
- Высокая инфляция вынудила правительство временно заморозить тарифы на комуслуги
- На глазах депутата в Конаеве утонула женщина: на пляже не было спасателей и медиков
- Скандал с образовательным центром Gasyr: уголовные дела возбудили в трёх регионах Казахстана
- 22 миллиарда на модернизацию, а пока фуры стоят по 14 часов у таможни «Сырым» в ЗКО
- Вечные пейзажи Алматы: загадочные микротротуары, или Как гулять, не ломая ноги
- С 2021 года в Казахстане сажают два миллиарда деревьев. Сколько из них реально станет лесом?
- Экологи выясняют причину массовой гибели рыбы в Мангистау
- На юге жара, на востоке дожди — прогноз погоды на 8 июля
- Казахстанские тяжелоатлеты установили новые рекорды
- Трамп направил письмо Токаеву о введении 25-процентных пошлин против Казахстана с 1 августа
- Три года спустя: каннабис в Таиланде снова под запретом
- «Сооружаем мосты, а не стены»: глава МИД Казахстана принял участие в саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро
- Житель Костанайской области с ВИЧ получил пожизненный срок за изнасилование падчерицы
- Экс-глава Минтранса России покончил с собой в день увольнения
- Казахстан и Россия возобновили сотрудничество в сфере поставок нефти
- «Обещал вознаграждение»: подозреваемый в мошенничестве экстрадирован из ОАЭ