Автобус провалился под землю в Павлодарской области: продолжать поиски погибших или остановиться?

cover

Поиски автобуса, который провалился под землю на дороге, ведущей к шахте Майкаинского рудника в Павлодарской области, продолжаются уже 25 дней. В салоне находились четверо сотрудников аварийно-спасательной службы. Тела двух подняли на поверхность спустя несколько часов после трагедии — 4 января. Остальных, как и само транспортное средство, не могут найти до сих пор.

О том, как случилась трагедия, были ли шансы выжить в такой ситуации и стоит ли продолжать поиски, разбирался корреспондент Оrda.kz.

В данный момент по факту происшествия возбуждено уголовное дело по ч. 3 статьи 277 УК РК («Нарушение правил безопасности при ведении горных или строительных работ»). 

Установлено, что автобус ушёл под землю в результате обвала дороги под которой находилось очистное пространство недействующей шахты.  Создана комиссия по расследованию. С места раскопок подняли на поверхность множественные фрагменты транспортного средства и личное снаряжение спасателей.

В поиске посменно принимают участие 147 человек, 45 единиц техники, три кинологических расчета и два беспилотных летательных аппарата.

«В рамках уголовного дела допросили более 40 работников предприятия, а также руководство ТОО, произведены выемки необходимых документов, записей с камер видеонаблюдения», — сообщили в Генеральной прокуратуре, на контроле которой находится расследование.

После трагедии возле шахты Майкаинского рудника жители поселка и бывшие сотрудники АО «Майкаинзолото» обратились в государственную комиссию, которая занимается расследованием аварии. Сельчане уверены, что причины ЧП кроются глубоко в политике и системе управления комбината. 

«Добыча руды проводилась без закладки специальным раствором пустот блоков и камер, как было предусмотрено в проектных документах. В результате этого над отработанными блоками образовалось большое очистное пространство, которое с годами постоянно увеличивалось, а в итоге обрушилось с поверхности в момент проезда автобуса», — говорится в обращении.
Майкаинцы уверены, что проверки на предприятии проводились формально, а замечания игнорировались руководством.

Жена одного из спасателей, которого всё ещё не могут найти в Майкаине, требует от властей обратиться за технической помощью к другим странам. Женщина записала видеообращение к Токаеву. 

Но поможет ли найти пропавших иностранное оборудование и почему отечественные специалисты до сих пор не могут определить точное местонахождение автобуса, который скрыт под толщей породы, корреспонденту Оrda.kz объяснили в Ассоциация аварийно-спасательных служб РК. 

Ассоциация аварийно-спасательных служб РК с 2019 года объединяет в своем составе крупнейших операторов на рынке аварийно-спасательных и противопожарных работ и услуг, а также экспертов с большим профессиональным опытом работы в области промышленной безопасности. Основные её задачи — защита интересов своих членов в государственных органах и общественных организациях, внесение предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере промышленной и пожарной безопасности.

Слишком много металла, а лучшая «техника» — кинолог и собака 

Председатель Ассоциации Владимир Кравченко уверен: отечественные спасатели, которые сейчас задействованы в поисковой операции на руднике, делают все правильно и оборудования у них хватает. Он подчеркивает — это не его субъективная оценка, а объективное мнение зарубежных экспертов: 

«За поисковыми работами на территории шахты мы следим буквально с первых дней. На постоянной связи со спасателями. Хочу отметить, что все их действия на объекте проводятся в соответствии с установленными регламентами и планом работ по ликвидации последствия ЧС. Привлечённых для этого сил и средств вполне достаточно. Мы также проконсультировались с зарубежными коллегами — ведущими профессиональными аварийно-спасательными (горноспасательными) службами. Хотелось получить оценку, а также их мнение по поводу дальнейших действий. Все иностранные эксперты отметили колоссальный объем проведенных работ с привлечением максимальных сил и средств».



Кравченко пояснил, что автобус не могут найти не потому, что у казахстанских специалистов плохая техника. Главная причина — специфичность грунта и сама территория аварии:

«Основная проблема не в дефиците сил и средств, на месте происшествия работает достаточно техники, а в определении точки нахождения автобуса и погибших. Геосканирование проводили сотрудники АО "АК Алтыналмас", но пока нет конкретного результата, работа продолжается. Также планируется привлечение специалистов Qazaq Geophysics ТОО "Казахмыс" для проведения геофизического и аэрофизического обследования с применением БПЛА или вертолета. Эта компания специализируется на исследованиях и глубинных поисках полезных ископаемых на территории Казахстана». 

Спикер отмечает, что при поиске используют те же средства и методы, что и за рубежом. Но технические средства типа локаторов и сканеров не работают:

«Это место — старые выработки ещё советских времен. Внутри них есть различные пустоты и конструкции из металла. Это всё вкупе блокирует действия оборудования. По сути, в таких ситуациях для поиска до сих пор остается только одна самая надёжная и проверенная "техника" — кинолог и собака. Эта не только наша практика, но и зарубежная. Обратите внимание: при землетрясениях и подобных завалах во всех государствах именно собаки в первую очередь задействованы для поисков». 

По словам Кравченко, при такой аварии у людей не было шансов остаться в живых, поскольку высота падения автобуса минимум 150 метров.

«В этом автобусе были четыре спасателя, которые ехали по вызову на шахту, в которой предположительно произошел хлопок и загорелась насосная станция. Они выехали на место происшествия согласно плану ликвидации аварии. То есть шёл оперативный автобус, а за ним — пожарная машина. Ещё выехал главный инженер этой шахты. Он оказался между двумя машинами. Автобус по словам очевидцев исчез мгновенно как только заехал на козырек. Это есть в акте расследования», — говорит Кравченко.

Он отмечает, что старые выработки, из-за которых произошло обрушение, должны были закладывать сухой закладкой. Кто допустил такое нарушение — предстоит выяснить комиссии. 

«Подобные аварии в Казахстане уже были. В 2011–2012 годах похожее ЧП произошло в ВКО. Там по горному отводу ехал УАЗ с пятью пассажирами. Дорога как раз пролегала в зоне обрушения. Но их не засыпало, так как обрушение произошло ранее, а в Павлодарской области обрушение случилось именно тогда, когда автобус попал на козырек и со всей горной массой обрушился. Эта горная масса и та, которая была на откосах, его засыпала. А в том случае в ВКО, поскольку машину не засыпало, людей достаточно быстро вытащили».

Обвал может произойти снова 

Сейчас в поисках автобуса и погибших заняты около 170 человек. Условия, в которых идёт работа, по словам специалистов, не просто сложные, но и крайне опасные. 

«Риск очень значительный, и чем дольше идут поиски, тем больше они осложняются разными факторами. Во-первых, происходят обрушения. И самое главное, не в количестве сил и средств, а в том, что мы практически не знаем точное местонахождение этого автобуса. На месте совместно работают подразделения МЧС РК и республиканского центрального штаба профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб. И сейчас есть большая опасность для жизни и здоровья специалистов. Об этом также говорил вице-министр МЧС — Бауыржан Сыздыков», — рассказал Кравченко.

Поиски осложняются минусовыми температурами и сильными морозами, крайне нестабильным состоянием почвы, постоянным осыпанием грунта с откосов воронки и возможными пустотами под ней.

«Это увеличивает риск дальнейших обвалов и соответственно есть огромный риск для самих спасателей — провалиться вниз ещё глубже, тогда надо будет проводить еще одну спасательную операцию».

По словам спикера, применяемой технике — мини экскаватору — приходится работать под большими валунами, которые по размеру в разы превосходят саму машину:

«Для обывателей, не знакомых с проведением таких работ, могу пояснить. Этот маленький экскаватор, который находится внутри воронки, тросами страхуют два больших экскаватора, которые стоят сверху. Объем ковша у него небольшой, поэтому и количество горной массы, которую он извлекает, также незначительный. Это затягивает процесс поиска, но более тяжелую технику вниз спускать нельзя. Может быть обвал. Самого экскаваторщика страхуют веревками, периодически спасатели сменяют друг друга. Также у экскаватора нет крыши. Как раз для того, чтобы в случае ЧП вытащить из него водителя».
Экскаватор со срезанной крышей внутри воронки

Он подчеркивает, что чем больше затягивается работа, тем выше риск для спасателей. 

«Мы рискуем людьми каждую минуту», — говорит он.
Спасатель на страховке опускается внутрь воронки

Поиски пора остановить? 

По словам Кравченко, все зарубежные специалисты отмечают высокий риск дальнейшего поиска для тех, кто проводит работы: 

«На недавнем селекторном совещании с международными коллегами после тщательного анализа всех доступных данных и обстоятельств все участники приняли единогласное решение — рекомендовать приостановить поисковые работы. Это основано на реальной угрозе жизни и здоровью всех участников операции. Зарубежные партнеры подтвердили, что это необходимо».

В пример привели международный опыт:

  • в 2016 году на шахте Лили Майн в Южной Африке трое шахтеров находились в контейнере, который ушел под землю при обрушении. Поскольку операция стала слишком опасной из-за трещин и ухудшения состояния грунта, и потребовалась бы дорогостоящая операция по восстановлению доступа к месту пострадавших, которую владельцы не могли себе позволить, операцию остановили. Троих погибших не нашли;
  • в России при затоплении Рудника «МИР» в 2017 году работы длились беспрерывно 528 часов. Из 151 шахтеров удалось вывести 142. Из-за риска одномоментного схода воды из карьера в подземные горные выработки было принято тяжелое решение прекратить горноспасательные работы. 
«В 2008 году на шахте Абайская также пришлось принять непростое решение о прекращении операции. На момент ЧП на аварийном участке шахты находились 58 человек. Были найдены 35 пострадавших без признаков жизни. При достижении уровня метана в шахте более шести процентов (взрывоопасная концентрация) решили операцию завершить. Под землей остались 23 погибших. Из-за высокого риска взрыва их тела не подняли на поверхность. Похожий случай был и в Степногорске около десяти лет назад. Шесть суток мы вели поисковые работы, тоже был обвал в шахте, и мы практически ходили на месте. Туда невозможно было доставить кинологов, к тому же были постоянные обрушения, спасатели рисковали. Нам повезло, что удалось обнаружить волосы и только после этого найти тело погибшего. Но это был большой риск», — вспоминает Кравченко.

Он поясняет, что такие случаи регламентирует п. 8 ст. 50 закона «О Гражданской защите» РК: «В случае невозможности проведения аварийно-спасательных и неотложных работ руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации имеет право принимать решения о приостановке указанных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зоне чрезвычайной ситуации людей».

«Мы все сейчас переживаем за семьи тех, кого ищут, глубоко сочувствуем им. Я сам в горноспасательной службе более 45 лет, начинал в Южном Казахстане в Кентау. Поэтому понимаю и разделяю всю боль и ответственность МЧС и ДЧС. Возможно, решение об остановке операции было бы принято уже давно», — поясняет Кравченко.

Он отметил, что некоторые предлагают отложить операцию до тёплого времени года. Но по мнению других специалистов даже в этом случае поисковые работы не исключают риска для спасателей.

Читайте также: 


Лента новостей

все новости