Акорда признала экономический кризис? Что будет после обвала цен на нефть

cover Фото: freepik

На фоне обвала цен на нефть и роста пошлин между США и Китаем в Казахстане обсуждают, как выжить в новых условиях. О кризисе заговорили даже в стенах Акорды. Что об этом думают сенаторы, в материале Orda.kz.

План на финансовый кризис

Накануне в телеграм-канале Акорды появилось тревожное сообщение о том, что президент провёл совещание с премьер-министром Олжасом Бектеновым и главой Нацбанка Тимуром Сулейменовым в связи «с обвалом цен на энергоресурсы и основные товары на мировых рынках вследствие тарифных конфликтов».

«Глава государства поручил срочно завершить разработку плана действий правительства и акиматов „в условиях финансово-экономического кризиса“, чтобы не допустить снижения роста и оттока инвестиций», сообщили в Акорде.

Впрочем, сохранять спокойствие действительно сложно. Цена на нефть марки Brent на прошлой неделе обрушилась до 60,72 долларов за баррель — минимума с февраля 2021 года. Это связано с новыми торговыми пошлинами США и Китая. В ответ на действия Вашингтона Пекин поднял пошлины на американские товары до 84 %, а Дональд Трамп — до 125 %. 

После заявления повременить с пошлинами рынки немного отыграли назад: Brent подорожал до 64,73 долларов, но аналитики предупреждают — торговая война может ударить по глобальной экономике.

Кризис или просто «вопросы»? 

Мы поинтересовались у сенаторов, означает ли сообщение Акорды объявление начала кризиса в Казахстане. Сенатор Галиаскар Сарыбаев заявил, что слово «кризис» — это преувеличение.

«Я бы не сказал, что наступает кризис. Я бы сказал, что у нас идёт реформирование в финансовых и налоговых структурах. В данной геополитической ситуации мы должны тоже применять свои меры для обеспечения безопасности своей страны, для защиты нашей экономики. Мы не должны зависеть от газа и нефти. Мы должны открывать предприятия, которые выпускают отечественную продукцию. Создавать рабочие места и комфортную среду для бизнеса», считает депутат.

Однако о зависимости от нефти говорят уже 30 лет, а на деле ситуация не меняется. Но в ответ на это депутат вновь продемонстрировал оптимизм.

«Падение цены на нефть — временное явление. Она всегда колеблется. Все говорят о кризисе, а фактически его нет».

Он заверил, что там, «наверху», «паники нет».

«Да, есть нерешённые вопросы. Но вот я сам хожу в магазины, мониторю. Где-то цены растут, где-то снижаются. На заправках — та же история. Значит, есть конкуренция».

Сенатор Геннадий Шиповских также не стал называть ситуацию критической:

«Ситуация в целом, не по стране, а по миру, очень сложная. Мы видим, что в один момент, не за день, а буквально даже за считанные минуты, когда проходят те или иные заявления каких-либо глав государств, бывает, рушатся фондовые рынки»,
считает Геннадий Шиповских.

И как раз, чтобы не допустить кризис в стране, президент работает над этим самым антикризисным планом, считает Геннадий Шиповских.

«И заявление президента — это нормальная вещь. Он хочет заранее отгородить наших казахстанцев от этого (от кризиса — прим. авт.)».

У правительства — три сценария

9 апреля в кулуарах мажилиса обвал нефти комментировал вице-премьер, министр национальной экономики Серик Жумангарин.

«У нас есть три сценария развития. В текущем прогнозе цена на нефть — 75, доллар — 470. Есть кризисный план при 60. И мы почти закончили сценарии при 55 и 50 долларов за баррель», сказал Жумангарин.

По его словам, в правительстве есть «чёткое понимание», за счёт чего можно оптимизировать бюджет:

«Мы знаем, какие статьи затрат будем сокращать».

Тем временем в Казахстане идёт масштабная налоговая перезагрузка. 9 апреля мажилис одобрил в первом чтении проект нового Налогового кодекса. На фоне экономической турбулентности власти предлагают повысить ставку НДС до 16 % и установить порог обязательной регистрации на уровне 40 млн тенге. И это несмотря на беспокойство бизнеса и общества. Многие предприниматели опасаются, что не смогут работать в новых условиях. Но казахстанские власти, судя по всему, рассматривают эту меру как один из инструментов удержания бюджета в условиях глобального давления.

Другой вопрос, сможет ли государство «выехать» на этих поправках? Депутат мажилиса Айдарбек Ходжаназаров считает, что из-за резко изменившейся экономической ситуации в мире этой реформы может быть недостаточно.

Читайте также:

Лента новостей

все новости