«Конечно, он ещё сырой» — что говорят депутаты об одобренном ими проекте Налогового кодекса

cover Иллюстрация DALL-E

Проект нового Налогового кодекса депутаты мажилиса одобрили в первом чтении. Однако впереди ещё много работы. Что говорят депутаты об одобренном ими законопроекте, читайте в материале Orda.kz.

«Конечно, он ещё сырой»

Депутат Павел Казанцев признался, что законопроект очень непростой:

«Для этого созыва такого рода работа проводится впервые. Конечно, он (кодекс) ещё сырой. С каждой вот такой фракцией, либо вот как сейчас — первое чтение, происходит какое-то определение принципиальных вопросов. А тактических вопросов ещё километр»

Один из главных моментов, по словам депутата, это отказ правительства от идеи снижать порог НДС до 15 миллионов тенге.

«Правительство до последнего стояло на 15 млн. Сейчас 40 всё-таки, и мы проголосовали. Это концептуальный момент. Поэтому потихонечку двигаемся. Остались вопросы, связанные с отраслевыми, так сказать, запятыми. Потому что здесь и промазать нельзя — услышав всех, посадить бюджет, и даже не на ноль, а просто посадить бюджет, — мы попадём в совершенно другую, ещё более страшную беду», заявил Казанцев. 

Депутат подчеркнул важность баланса между сбором налогов и поддержкой бизнеса. Он отметил, что бюджет в Казахстане социально выраженный. И если правительство не будет добирать налоги для того, чтобы эту социальную выраженность поддерживать хотя бы на должном уровне, то государство придёт к коллапсу.

«Но и перекрутить нельзя, потому что если мы зарежем дойную корову, мы останемся без молока».

«Эскиз кодекса уже не поменяется»

Депутат Айдарбек Ходжаназаров, в свою очередь, заявил, что после сотен внесённых поправок проект уже обретает чёткие очертания. Он считает, что парламенту удалось отстоять важные положения, особенно касающиеся сельского хозяйства и банковского сектора.

«Это очень серьёзная победа с точки зрения налогообложения банковского сектора, с точки зрения налогообложения сельхозтоваропроизводителей. Буквально вчера поздно вечером у меня был разговор с министром экономики. Мы с ним созванивались по ряду позиций», заявил депутат. 

По его словам, после первого чтения концептуальные изменения в документ уже не вносятся — дальше начнётся лишь «шлифовка».

«Мы дошли до того уровня, где уже можно определить концепцию. По ряду крупнейших мазков, так называемый эскиз, — он уже есть. Эскиз уже не поменяется. Сейчас какие-то концептуальные изменения вносить уже будет нельзя. Потому что мы пришли к общему консенсусу», отметил Ходжаназаров. 

Очевидно, что проект Налогового кодекса — это документ, который так или иначе затронет всех казахстанцев. И вряд ли тут получится учесть пожелания всех участников налоговых отношений. Но депутат не боится этого.

«Недовольные всегда будут. Если мы ничего не сделаем, тоже будут недовольные. То есть если бы Налоговый кодекс не менялся, тоже были бы недовольные».

Он призвал обратить внимание не только на сам кодекс, но и на реальную экономическую ситуацию.

«Нужно задуматься, действительно ли эти реформы помогут. Достаточно ли налогов? Сейчас нефть упала ниже 60 долларов. Сейчас министру экономики нужно вернуться и задать вопрос: „А хватит ли нам теперь денег на всё это?“ Потому что меняется конъюнктура».

«Несправедливый подход»

Бакытжан Базарбек не поддержал проект нового Налогового кодекса при голосовании в первом чтении, воздержался. По его словам, документ вызывает слишком много вопросов, особенно в части справедливости распределения налоговой нагрузки. Один из ключевых моментов, с которым не согласен Базарбек, — освобождение от НДС ряда секторов, включая цветные металлы, цифровые активы и недропользование.

«По НДС, например, по КПН вопросов много. Например, почему освобождаются от НДС некоторые виды деятельности? Например, цветные металлы, лом, или там оборот цифровых активов, или, например, горнодобывающий комплекс, или, например, недропользование СРП по разделу продукции. Почему? Что они сделали, чтобы их освобождать? Наоборот, это системообразующие и крупные предприниматели, которые должны справедливо платить»,задался вопросом депутат. 

Базарбек напомнил, что сам президент заявлял о необходимости справедливого налогообложения:

«То есть если он доходы получает вот такие, то такие налоги он должен платить. А если компания доходы получает вот такие, то такие налоги должен платить. А тут получается, у нас доходы, которые платят мелкие, платят крупные. Понимаете? А на мелкую налагают такие налоги, которые, по идее, априори должны оплачивать крупные»

При этом Базарбек отметил, что согласен с частью положений кодекса, однако в целом поддержать проект не смог.

«Можем ли считать этот подход справедливым? Я лично не считаю справедливым. По некоторым пунктам я согласен. Но по большинству пунктов Налогового кодекса — нет. Поэтому я воздержался».

«Есть пространство для торга»

Депутат мажилиса Никита Шаталов напомнил, с чего начиналась работа над проектом нового Налогового кодекса — ставка НДС , предложенная правительством, была 20 %, а порог — 15 млн. В результате консенсуса пришли к ставке в 16 % и порогу в 40 млн. 

«Конечно, как сам Жумангарин сказал, это сокращает в какой-то степени количество налогоплательщиков, которые должны будут встать на учёт по НДС. Есть вопросы по тому, насколько это были бы качественные налогоплательщики. Закрылись бы они или не закрылись. Здесь ещё нужно дальше смотреть детально на расчёты», сказал Шаталов.

Работу над документом, конечно же, ещё продолжат. Особенно остро, по словам Шаталова, стоит вопрос «запретительного списка» — перечня отраслей, которые не смогут работать по упрощённому режиму:

«Я думаю, пространство для дальнейшего торга будет. Это в том числе тот самый запретительный список, куда войдут отдельные отрасли, которые не могут, допустим, вставать на упрощёнку. Тоже один из больших вопросов. Будем дальше обсуждать. Ну и ждём, безусловно, второй и третий пакет поправок от правительства, которые должны в ближайшее время зайти перед вторым чтением»

Шаталов также прокомментировал предложение депутата Азата Перуашева — повышать НДС постепенно, на один процент в год. По его словам, у такого подхода есть как плюсы, так и минусы.

«Они ставкой НДС, понятное дело, закрывают бюджетный дефицит. Поэтапное повышение, с одной стороны, имеет такую положительную сторону, что бизнесу будет проще адаптироваться. Ценовые шоки будут более растянуты по времени. Но, с другой стороны, бюджетный дефицит никуда не денется, и придётся дополнительные средства изымать из Нацфонда».

Он напомнил, что экономическая ситуация нестабильна. Это он упоминал в спорах с членами правительства.

«Сейчас идёт торговая война, мы видим — нефть падает. Нет ли смысла на какое-то время вообще воздержаться от подъёма ставок, как минимум? Правительство стоит на своём. Они считают, что важнее сейчас сбалансировать государственные финансы в принципе».

«Зачем бежать впереди паровоза»

Депутат Ермурат Бапи считает, что не стоит спешить с окончательными выводами о законопроекте.

«Зачем нам бежать впереди паровоза? Мои коллеги — члены рабочей группы —  сегодня выразили надежды, что до второго чтения будет второе обсуждение ещё».

Среди главных новелл документа — порог для уплаты НДС снижается с 78 до 40 млн тенге. Кроме того, ставку НДС поднимают до 16 %. Ранее правительство предлагало опустить порог до 15 млн, а ставку поднять до 20 %. Однако эти нормы депутаты не поддержали. Подробнее о том, какие новшества вошли в документ, можно почитать здесь.

Материал подготовили: Илья Астахов, Жадра Жулмухаметова

Читайте также:

Лента новостей

все новости