12 злободневных пьес: лучшие работы фестиваля Драма.KZ

cover

Каждую осень казахстанские драматурги получают возможность услышать свои тексты со сцены в исполнении известных актёров и режиссёров. Всё – благодаря фестивалю Драма.KZ, прошедшему уже в седьмой раз. 12 пьес вошли в этом году в шорт-лист, он оказался разношёрстным, но при этом без провальных работ.

Самой «горячей» можно назвать работу Ныгмета Ибадильдина «Разговоры за жизнь и смерть», которую кто-то из зала охарактеризовал как «нечто в духе «Квартета И». Злободневная история о друзьях, встретившихся после долгой разлуки и в саркастичной манере обсуждающих проблемы последних лет: январские события, войну в Украине, эмиграцию и многое другое. Пьеса выдержана в очень динамичном темпе, хотя иногда откатывается в размеренную авторскую ностальгию по песням под гитару во дворе и пацанским разборкам. При этом после читки в зале возник резонный вопрос: не рано ли так откровенно бередить раны, которые ещё не затянулись? Видимо, задумывались об этом и по ту сторону занавеса – Галина Пьянова, режиссировавшая читку, озвучила весь немаленький текст сама; актёры отказались читать материал, побоявшись раскола в труппе.

Ещё один политический текст – «Плебс идёт за светом» Нурайны Сатпаевой, драматурга, чьи работы каждый год оказываются в коротком списке. Её новая пьеса – взгляд на Кантар глазами семьи из Актау, в которой зреет свой собственный «государственный переворот». Девушка, давно уехавшая во Францию, возвращается к родителям на Новый год. Однако и она, и её сын-полукровка здесь чужие, и конфликт с окружающими приравнивается к протестам. 

Автор также проводит параллель с расстрелами в Жанаозене, лишь к концу текста намекая, что эти события связаны не только кровью, но и семейными тайнами.

Плебсом же себя называет старый глава семьи, который не способен повлиять ни на семейный кризис, ни на политический.

Прозвучали на фестивале и яркие дебюты. Текст Алёны Будариной «Ансар пожимает плечами» – бытовая зарисовка, затрагивающая тему не только личностных кризисов, но и гомофобии и культурных предрассудков. Главный герой пытается лучше понять окружающий мир и женщин, как его часть, поэтому начинает носить женскую одежду и выдавать себя за немую. В тексте удачно переплетаются комедийный на первый взгляд сюжет и трагедия целого пласта общества. По швам трещит брак главного героя, повсеместно его преследуют домогательства и угрозы жизни. Текст здорово рассматривает тему уязвимости, в какой-то момент сравнивая происходящее в жизни главного героя с парнем с сахарным диабетом, у которого отобрали инсулин.

В пьесе «Почему красный?» Оксаны Матвиенко пассажиры оказываются заложниками в трамвае. Для того, чтобы выйти, нужно ответить на вопрос «Почему красный?». Каждый пассажир рассказывает личную историю – о крови, гвоздиках, советском флаге… Текст собран из длинных монологов людей разных эпох: парня в наушниках, женщины с ярко-красными губами, бабушки. Материал местами слишком сентиментальный, но подкупает своей искренностью и светлой тоской. А ещё мыслью, что никогда не поздно поменять маршрут своего жизненного трамвая.

Среди сценических текстов затесались и очевидно киношные. «Спина должна быть ровной» Джанибека Муртазина – комедийный нуар, местами абсурдный, обращающийся к теме отношений отцов и детей. Мать главного героя – киллер не только по роду деятельности, но и по отношению к родному сыну. И хотя идея у текста занимательная, исполнение вызывает вопросы. Материал ломает сценические законы, локации сменяются в каждом из 20 действий, а ружья стреляют по нескольку раз за акт. Не совсем ясен и жанр: для полноценного фарса не хватает сарказма, а для триллера, напротив, аж две любовные линии на 15 страниц. Кажется, лучшее исполнение для подобного – гангстерская короткометражка или комикс.

Закрыла фестиваль пьеса, в каком-то смысле предрекающая будущее, – «Железный элемент» Ольги Малышевой и Гульмиры Матхаликовой, написанная в соавторстве с Chat GPT. В центре сюжета – металлургический завод, на который впервые в истории принимают робота-андроида. Жанр пьесы авторами определён как «реконструкция». То, что изначально задумывалось, скорее, как техногенная драма, в итоге, получилось бойкой и забавной историей. Короче говоря, сколько робота не корми – всё равно на всех как на дураков смотрит. Однако фраза в конце «Не забывайте, что даже самый продвинутый искусственный интеллект не может заменить человеческую эмпатию и креативность» отсылает к тому, насколько перспективны и безопасны такие эксперименты.

Главная прелесть фестиваля Драма.KZ не только в том, что современные драматурги выходят из тени. Это информативный срез вопросов и проблем, которые волнуют общество и которые можно поднять на сцене. Каждая читка сопровождается обсуждением с участием автора, режиссёра и актёров, что позволяет аудитории заполнить белые пятна в восприятии. А ещё это отличная возможность познакомиться с интересным материалом задолго до того, как его превратят в полноценный спектакль.

Лента новостей

все новости