Дадут ли Бишимбаеву пожизненное — о вероятности сурового приговора говорят юристы

cover Куандык Бишимбаев в помещении для подсудимых, Фото Orda.kz

Признают ли присяжные Куандыка Бишимбаева виновным в убийстве с особой жестокостью и истязании его гражданской жены Салтанат Нукеновой, а Бахытжана Байжанова — в укрывательстве преступления, мы все узнаем в ближайшие дни. А пока поинтересовались мнением известных юристов о том, насколько вероятен пожизненный срок для экс-министра. Подробнее читайте в материале Orda.kz.

Надолго, но не навсегда

Член Алматинской коллегии адвокатов Рена Керимова считает, что вероятность пожизненного заключения для Бишимбаева невелика.

Дело в том, что пожизненный срок могут назначить, если вся коллегия присяжных проголосует единогласно.
«Из 10 присяжных и одного судьи, возможно, найдётся один, который проголосует против пожизненного лишения свободы. Пожалеет Бишимбаева и тем самым даст ему шанс вернуться на свободу. Помните, судья Кульбаева зачитывала вопросы от присяжных, и один звучал примерно так: почему сторона обвинения, реализовывая свои права, представляет все доказательства, которые считает нужным, а защите подсудимого в этом праве отказывают? Это был даже не вопрос, а изложение его или их ощущения, что подсудимый ограничен в праве на защиту себя. Поэтому я сделала вывод, что у Бишимбаева уже есть как минимум один сочувствующий ему присяжный», рассуждает Рена Керимова.

По её мнению, Куандыку Бишимбаеву назначат 20–25 лет. При этом адвокат отметила, что вероятность вынесения оправдательного приговора или переквалификации на менее тяжкую статью в суде с участием присяжных в разы больше, чем без присяжных, только с одним профессиональным судьёй. 

«У присяжных свежий взгляд на систему правосудия. Они понимают, что человеку свойственно ошибаться, и, возможно, ставят себя на место преступника», подчеркнула Рена Керимова.

Нужно отметить, что на проведении максимально открытого судебного процесса по делу об убийстве Салтанат Нукеновой настаивал сам Бишимбаев. Он же ходатайствовал о суде с участием присяжных.

Теперь этот процесс называют переломным для всей судебной системы Казахстана. Впервые в истории организована прямая трансляция из зала суда на YouTube, за процессом следят как обыватели, так и профессиональные юристы из разных стран.
«Привлечение внимания общественности — это больше плюс, нежели минус. Люди начали понимать, как важно иметь хотя бы базовые знания о праве, уметь правильно выстраивать свою защиту в суде. Каким должен быть защитник, почему нельзя потакать близким и родным в сокрытии их противоправных действий, что это уголовно наказуемо деяние, за совершение которого человек несёт персональную ответственность», заметила Керимова.

Сегодня, по её словам, цель Бишимбаева и его адвокатов — избежать пожизненного, чтобы подсудимый не был лишён права на условно-досрочное освобождение.

«Если ему дадут даже 25 лет лишения свободы, спустя какое-то время гипотетически он может примириться с потерпевшей стороной. На что, скорее всего, он и рассчитывает. Я не могу знать, как будут разворачиваться события в этом деле спустя время, но в моей практике были случаи, когда спустя пять-десять лет потерпевшие прощали убийц», рассказала адвокат.

Говоря об убийстве Салтанат Нукеновой, она напомнила о том, что нельзя быть равнодушными.

«Жаль, что меня не было в ту ночь в том ресторане. Я никогда не прохожу мимо, я бы его сразу отправила, куда положено, а Салтанат отвезла бы в больницу», заявила адвокат.

За вероятность длительного, но не пожизненного срока для Бишимбаева высказалась и известный казахстанский юрист Анна Чернова.

«Пожизненное заключение, думаю, маловероятно, так как нужно, чтобы проголосовали все единогласно. По статье 99 УК РК ("Убийство"), насколько мне известно, у нас в настоящее время отбывают наказание пожизненно Владислав Челах (осуждён за убийство 15 своих сослуживцев в 2012 году на пограничном посту "Арканкерген") и Руслан Кулекбаев (алматинский "стрелок", убивший полицейских в июле 2016 года) за 10 убитых и шесть раненых. Полагаю, что Бишимбаеву по двум статьям, которые ему вменяют, назначат срок примерно 18–20 лет», сказала Анна Чернова.

Вероятность нулевая

Пожизненный срок Куандыку Бишимбаеву не назначат, убеждён известный казахстанский адвокат Дмитрий Куряченко. По его мнению, в Казахстане даже за более жестокие убийства пожизненное не дают.

«Случай 2015 года, когда студентку Евразийского университета Улжан Рыскулбекову убила другая молодая девушка Баян Шалкарова из-за зависти к тому, что Улжан якобы имела всё, что желала. Баян просто убила её, а после как ни в чем не бывало прибрала в квартире, хладнокровно завернула труп в ковёр, выставила на лестничную площадку и ушла. А ведь именно убитая приютила Шалкарову в своей квартире, проявив сострадание к её сложной ситуации. Баян Шалкаровой не дали пожизненный срок, только 16 лет, несмотря на то, что это было ужасающее убийство», привёл пример Дмитрий Куряченко.

Он подтвердил, что суды с участием присяжных намного чаще выносят оправдательные приговоры. Основная причина этого, по мнению адвоката, заключается в недостаточной компетентности следствия и обвинения.

«Либо в силу непрофессионализма оперативников, следователей и прокурора уголовное преследование ведут в отношении невиновного человека, либо подсудимый совершил правонарушение, но из-за не собранных или не представленных присяжным как следует доказательств совершения преступления и вины в нём подсудимого, коллегия присяжных выносит оправдательный вердикт», уточнил адвокат.

С версией, что присяжные чаще оправдывают подсудимых из-за жалости и сочувствия, Дмитрий Куряченко не согласен. Он считает, что сострадание к подсудимому присуще в равной степени и судьям. Открытые суды с вовлечением граждан не только как зрителей, но и как присяжных в принятие решений в системе правосудия, по мнению адвоката, — это для Казахстана огромный шаг вперёд в движении к развитому гражданскому обществу.

«Или власть в руках народа, или народ в руках власти. Не билік — халықтың қолында, не халық — біліктің қолында!», процитировал Дмитрий Куряченко казахскую поговорку.

Процесс по делу Куандыка Бишимбаева идёт второй месяц. Бывшего министра национальной экономики обвиняют в убийстве с особой жестокостью (п. 5, ч. 2 ст. 99 УК РК) и истязании (п. 1, ч. 2 ст. 110 УК РК) его гражданской жены Салтанат Нукеновой.

Его родственнику Бахытжану Байжанову, директору Гастроцентра предъявлено обвинение в укрывательстве преступления (ст. 432 УК РК).

Куандыка Бишимбаева задержали 9 ноября 2023 года по подозрению в убийстве. По версии следствия, в ресторане BAU произошла ссора между ним и Салтанат Нукеновой. Женщина скончалась от побоев.

Главное судебное разбирательство по делу с участием присяжных заседателей началось 27 марта 2024 года.

24 апреля Куандык Бишимбаев частично признал свою вину в убийстве Салтанат Нукеновой, но отрицает истязания и особую жестокость.

Прения сторон в суде завершились, 6 мая подсудимые выступили с последним словом.

Судебный процесс подходит к финалу. Orda.kz следит за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости