Застройщики против латифундистов: чем обернётся повышение налога на землю?

cover Источник: wired.com

Решение акиматов в некоторых регионах перевести земли сельхозназначения в земли населённых пунктов может повысить налоговые сборы в госказну и стимулировать латифундистов избавиться от неиспользуемых участков. Но  при этом привести к удорожанию сельхозпродукции и разорению фермеров, которые не смогут сбыть их по повышенным ценам, и тем самым существенно осложнить создание продовольственных поясов вокруг мегаполисов. Так на благо кого или против кого направлено это решение? Этот вопрос выявил разные, порой противоположные мнения в экспертных кругах. 

На прошлой неделе много шума наделала новость о том, что величина налога на землю для некоторых фермеров вдруг увеличилась чуть ли не в сотни раз, с нескольких тысяч до нескольких миллионов тенге. Позже выяснилось, что это связано с тем, что акиматы в некоторых регионах произвольно перевели земли сельхозназначения (где налог взымается с гектара) в земли населённых пунктов (где налог взымается с квадратного метра). И сделано это было ещё в 2018 году. А вот уплатить налог по новой ставке, причём сразу за три истекших года, с фермеров стали требовать только сейчас. 

Аграрии возмущены и  утверждают, что их поставили на грань разорения и скорее всего им придётся ликвидировать свои хозяйства. Звучат версии, что эту инициативу пролоббировали некие влиятельные зловещие силы (возможно, связанные со строительным бизнесом), для того чтобы разорить сельхозпроизводителей и завладеть их землями. По этой ситуации корреспондент Orda.kz взял комментарии у экспертов. 

Удар по латифундистам

Есть мнение, что этим налогом наносится удар не только по фермерам, но и по латифундистам, сдающим землю в субаренду. Так, адвокат Мурат Адам считает, что вопрос о налогах на сельхозземли как в черте населённых пунктов, так и вне их, нельзя толковать однозначно. По его мнению, любые налоги (включая налог на сельхозземли) в конечном итоге всегда  ложатся на потребителя, и все эти расходы включены в ценообразование на любую сельхозпродукцию. Это ни для кого не секрет, так как здесь срабатывает простой закон экономики. 

«При этом любой фермер знает о наличии налога, подлежащего уплате в бюджет государства. Поэтому считаю жалобы фермеров на выросшие налоги якобы с целью отъёма у них земли безосновательными. Я бы назвал это просто способом уклонения от обязательства перед государством», – подчеркнул адвокат.

 Для работающего фермера эти налоги являются подъёмными лишь на основе ежегодного урожая. Зато в действительно сложном положении оказались номинальные владельцы громадных сельхозугодий, которые привыкли платить за неиспользуемую землю «копейки» и при этом снимать большие арендные платежи от арендаторов-фермеров, реально занимающихся аграрной деятельностью на арендуемом земельном участке. Из-за этого в том числе и растут большие задолженности по налогам, поскольку их просто не хотят платить в бюджет государства. 

«В стране есть немало недобросовестных собственников аграрных территорий, которые не используют их по назначению. При этом они участок терять не хотят, и с настоящими производителями делиться землей не желают, и соответствующие налоги платить не хотят. Я такие примеры сам знаю и не только по северной части страны», – добавил Мурат Адам.

Поэтому он уверен, что в отмене налога по новым ставкам и возвращении прежних (погектарных) базовых ставок налога на земли населённых пунктов нет необходимости. Иначе Казахстан никогда не сможет побороть земельную спекуляцию и латифундистов.

Фермерские участки – лакомый кусок

Экономист Арман Байганов считает, что в городах не должны находиться земли сельхозназначения. Однако сейчас некоторые города и областные центры растут так быстро, что залезают на исконно аграрные территории.  И эти моменты нужно было согласовывать с сельхозпроизводителями. Фермерские владения следовало либо не включать в городские территории, либо сохранить для них прежние налоги. А ставить аграриев перед фактом, что теперь они находятся на городской земле и должны платить как горожане –это, по его мнению, неправильно. 

При этом многие из этих фермеров выращивают овощи, фрукты, ягоды хорошего качества, которые после сбора сразу же свежими отправляются в город. И это хорошо. Местные продукты всегда свежее, безопаснее и дешевле, чем привезённые издалека непонятно откуда. 

«Не зря президент Токаев в начале этого года дал поручение сформировать продовольственный пояс вокруг столицы. Но это актуально и для других городов. И если фермеров заставят платить такие налоги, то многие из них разорятся, и это существенно ухудшит продовольственное снабжение горожан, приведёт к скачку цен», – сказал Арман Байганов.

По мнению экономиста, раз несмотря на все эти риски правительство пошло на этот шаг, то его могли пролоббировать какие-то влиятельные группы. Не исключено, что они связаны со строительным бизнесом, который, освоив все свободные места в городах, теперь нуждается в новых пространствах для застройки. И многие участки, находящиеся не так далеко от города, представляют для них лакомый кусок. 

Поручение премьер-министра 

В связи с этой ситуацией также не лишне будет вспомнить, что ещё в январе нынешнего года Алихан Смаилов поручил чиновникам изымать у фермеров земли вблизи населённых пунктов. Причиной такого указания явилась катастрофическая нехватка пастбищных угодий для сельских жителей. 

«Важно вернуть земли сельхозформирований, расположенных вблизи населённых пунктов. Их необходимо передать в общественное пользование или в кооперативы личного подсобного хозяйства. Действующее законодательство допускает это. Вопрос водоснабжения отдалённых земель необходимо решать с использованием возможностей местных бюджетов. В районах с ограниченным земельным фондом акиматам необходимо объединить частные хозяйства в кооперативы», – заявил тогда глава кабинета министров.

В свою очередь, занимавший в то время пост министра сельского хозяйства Ербол Карашукеев, сообщил, что проблема пастбищ на селе стоит крайне остро, причём практически во всех регионах. При этом в результате проводимой работы в 2019–2021 годах было выявлено 8,1 млн га неиспользуемых или используемых не по назначению сельскохозяйственных земель.

Согласно информации Национального бюро статистики, на 1 января 2023 года количество зарегистрированных субъектов крестьянских или фермерских хозяйств в РК составило 248 602 единицы, из них 240 720 – действующие. Причём самое большое количество таких хозяйств зарегистрировано в Туркестанской области – 74 355 единиц. Далее следуют Алматинская (27 961) и Жамбылская (23 780) области. 

Региональные различия

Интересно, что базовые налоговые ставки на земли населённых пунктов различаются в зависимости от регионов. Самая высокая ставка в Алматы – 28,95 тенге за квадратный метр. Самая низкая – в Кокшетау и Петропавловске (5,79 тенге за м²). В городах областного значения Алматинской области налог на землю составляет 6,75 тенге за м², районного значения – 5,79 тенге за м². Самые низкие налоги платят жители сёл – 0,48 тенге за м². 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости