За что купили, за то и продаем: объясняем, как устроена мегасделка о покупке АМТ

Передача активов предприятия «АрселорМиттал Темиртау» казахстанскому инвестору полностью завершена. Теперь акционером АМТ и Актауского трубного завода стал отечественный предприниматель Андрей Лаврентьев.
Министр промышленности и строительства РК Канат Шарлапаев раскрыл подробности сделки. Оказалось, что она была сложнее и дольше (переговоры начались в ноябре 2022 года), чем ожидалось. Участники провели переговорный процесс из 11 раундов. Мы решили простыми словами рассказать, как была устроена самая крупная и секретная сделка этого года в Казахстане. Следите за руками.
Схема
Казахстан через государственный фонд прямых инвестиций АО «Qazaqstan Investment Corporation» выкупил у холдинга ArcelorMittal предприятие «АрселорМиттал Темиртау» и Актауский трубный завод.
После этого правительство продает эти активы, но не Allur Group, а Андрею Лаврентьеву, который для этого создал отдельную компанию. Затем через биржу Astana International Exchange (AIX) он привлек в нее деньги и купил АМТ и трубный завод за 286 млн долларов. Но вместе с его долговой нагрузкой — краткосрочной (250 млн долларов) и долгосрочной (450 млн долларов).
«Для инвестирования новым инвестором в АМТ была создана отдельная специальная компания, в которой одним инвестором является один единственный человек — это Андрей Лаврентьев. Эта компания выпустила облигации на МФЦА, привлекла финансирование, вложила свои деньги, привлекла частное финансирование — для сделок такого масштаба это вполне реальная ситуация. И выкупила предприятия из собственности РК с инвестиционными обязательствами, обязательствами по требованиям безопасности, по выполнению социальных условий, коллективных договоров, обязательствами перед поставщиками и клиентами», сказал министр Шарлапаев на брифинге в Астане.
Собственный капитал ArcelorMittal после сделки уменьшился на 800 млн долларов. При этом государство снизило стоимость активов с 3,5 млрд до 286 млн долларов, что Шарлапаев назвал выгодной сделкой, так как предприятие в год приносит миллиарды долларов доходов.
Можно сделать вывод, что и государству активы ArcelorMittal в Казахстане стоили 286 млн долларов. Иными словами, за что купили, за то и продали. Такой исход министр считает успехом.
«Первое, что произошло — государство купило это предприятие у АМ по той цене, которую озвучило. Теперь государство продает его за те же самые деньги инвестору. Соглашение между правительством Казахстана и ArcelorMittal можно назвать мегасделкой, оно имеет исключительное значение для нашей страны. Мы избежали множества рисков, с которыми столкнулись правительства других стран»,подчеркнул министр.
При этом он отметил, что без участия государства этой «мегасделки» могло бы и не быть. Для ArcelorMittal, как публичной компании, было важно участие правительства в качестве контрагента. Если бы покупателем было не государство, цена была бы значительно выше, отметил Шарлапаев. Участие республиканских властей помогло обеспечить структурированный выход ArcelorMittal с сохранением рабочих мест и работоспособности предприятия. Это было главным условием для правительства. Какую структуру управления предприятием создаст Лаврентьев — дело инвестора. Но свои социальные и инвестиционные обязательства он должен выполнять неукоснительно. В частности, сохранить существующий коллективный договор и систему оплаты труда работников предприятия. И увеличить объемы выпускаемой продукции.
Новый инвестор еще будет решать, как переименовать компанию, но Шарлапаев озвучил позицию правительства — лучше вернуть предприятию историческое название «Кармет».
Напомним, сегодня стало известно, что новым инвестором «АрселорМиттал Темиртау» стал бизнесмен Андрей Лаврентьев. Он выступает самостоятельным казахстанским инвестором, его компании отношения к данному проекту не имеют. По условиям, он вложит три миллиарда долларов в модернизацию комбината и шахт, полтора из них, как и сообщалось ранее, сразу же единым траншем.
Читайте также:
Лента новостей
- В Алматы временно перекроют два участка улицы Желтоксан
- В Чехии запретили пропаганду коммунизма
- «Налоги — как ремень безопасности»: Жумангарин о новом кодексе
- В Астане потушили рынок «Big Шанхай»
- Казахстанские рестораторы жалуются, что новый Налоговый кодекс убьёт их бизнес
- Как и почему казахстанские чиновники обжигались на заверениях о стабильности курса
- Распределять ваучеры для детей в Астане будут по-новому
- Любитель фальшивого: за что уже судили казахстанца Ержана Ниязова, арестованного в Болгарии
- Евросоюз утвердил новые санкции против российской нефтянки и банков
- Бектенов обрушил тенге? Почему курс доллара в Казахстане поставил рекорд
- Экология и эффективность: как китайские технологии помогут угольной промышленности Казахстана
- Астанчанке дали три года колонии за стикеры с QR-кодами
- Без eGov и приложений: в аэропорту Астаны ночью не будут работать цифровые госуслуги
- Бывший дипломат Сакен Мамаш будет сидеть шесть лет за истязания жены
- НДС вырастет, но отчётности станет меньше: Токаев утвердил новый Налоговый кодекс
- Ливни, шквалы и жара до 43 градусов обрушатся на Казахстан
- Учителю из Абайской области дали пожизненное за изнасилование восьмилетней девочки
- Казахстан уже использовал 60 % трансфертов из Нацфонда
- Не платили зарплату: скандальную нефтекомпанию из Актау заставили рассчитаться с рабочими
- YouTube удалил канал журналиста Лукпана Ахмедьярова