Взбучка от Назарбаева и русская прослушка: экс-посол США поделился воспоминаниями о Казахстане

cover Фото: European Union / Wikimedia Commons, CC BY 4.0

Бывший посол США в Казахстане Ларри Нэппер опубликовал подробную статью в двух частях с воспоминаниями о своём опыте работы — о том, как строил отношения с Нурсултаном Назарбаевым, поражался казахскому гостеприимству и помогал организовать встречу президентов двух стран. Orda.kz вкратце пересказывает первую часть этой статьи, которую в оригинале опубликовал портал Eurasianet.

Шпионские разговоры и споры с Назарбаевым

Нэппер вспоминает, что первые дни его работы в Казахстане совпали с терактом 11 сентября 2001 года, когда захваченные исламистами самолёты врезались в башни Всемирного торгового центра. Это сильно повлияло на его дальнейшую дипломатическую миссию.

«Большинство американцев с трудом нашли бы Казахстан на карте, и после ухода из Афганистана в 1990-х США отодвинули Центральную Азию на периферию своих дипломатических приоритетов. Но поскольку администрация Буша разрабатывала план по свержению режима „Талибана“ в Афганистане, Центральная Азия вмиг стала стратегически важным объектом», — пишет экс-посол.

Тогда, в 2001-м, администрация Буша стремилась уничтожить «Талибан» — и быстро поняла, что не сможет сделать это лишь с помощью бомбардировок. Американцам нужен был наземный плацдарм, с которого можно было бы зайти в Афганистан. Центральная Азия для этого отлично подходила. Россия не возражала, потому что на тот момент сама была заинтересована в уничтожении талибов. И американские дипломаты начали всячески обхаживать Нурсултана Назарбаева, чтобы он пошёл им навстречу.

«С чередой американских послов, включая меня, Назарбаев мог быть приветливым, весёлым и готовым к сотрудничеству, но если темой беседы становился дефицит демократии или нарушения прав человека в Казахстане, он мог устроить такую выволочку, которая выматывала даже опытных дипломатов. Назарбаев был самым выдающимся соперником в спорах, с которыми я имел дело в своей дипломатической карьере», — признаётся Ларри Нэппер.

Одной из проблем, которую поручили решить американскому дипломату, стал вопрос о праве на полёты. Авиации США нужен был доступ в воздушное пространство Казахстана. Переговоры оказались долгими и сложными: посол находился в Алматы, а тогдашний министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов — в Астане. Они пытались общаться по защищённой телефонной линии, но качество связи было настолько плохим, что им пришлось использовать сотовые. Чтобы избежать утечек информации, дипломат и министр разработали «шпионский язык».

«Мы разговаривали по сотовому о мигрирующих степных орлах. Вряд ли это убедило бы прослушивающих нас русских, что министр иностранных дел Казахстана и американский посол разделяли страсть к орнитологии», — то ли в шутку, то ли всерьёз пишет Нэппер.

«Я бы выслал миллион русских»

Казахстан в итоге предоставил США доступ к своему воздушному пространству. Американцам удалось свергнуть режим талибов (поначалу), и это впечатлило Назарбаева. В качестве ответной любезности тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл прилетел в Казахстан с официальным визитом и пригласил президента РК встретиться с Джорджем Бушем. Именно такого знака признания давно ждал Назарбаев.

Делегацию Пауэлла в Казахстане встретили с размахом — несмотря на то, что визит пришёлся на время Рамадана, госсекретарю и его спутникам предложили роскошное угощение и «впечатляющий выбор спиртного на любой вкус». После обеда (или, скорее, пира) Назарбаев, Пауэлл, Идрисов и Нэппер удалились, чтобы побеседовать вчетвером. Президент Казахстана буквально светился от предвкушения встречи с Джорджем Бушем, охотно пообещал совместно с США бороться с терроризмом и сотрудничать в сфере энергетики. Но от разговоров о правах человека и демократии воздержался.

«После этой встречи и обеда некоторые члены американской делегации с трудом держались на ногах от казахского гостеприимства», — вспоминает Ларри Нэппер.

В декабре 2001 года Назарбаев прибыл в США с ответным визитом. Он встретился с Джорджем Бушем и представителями крупнейших американских инвесторов: Exxon Mobil и Chevron. Встречу с президентом США Назарбаев начал с шутки про боулинг, которая вызвала у Буша приступ гомерического хохота. Но в остальном этот визит был вполне серьёзным.

На деловом обеде с вице-президентом США Диком Чейни и другими чиновниками из администрации Буша Назарбаев внезапно пошёл в наступление. Он выразил возмущение, что Казахстан до сих пор остаётся под действием печально известной поправки Джексона-Вэника, ограничивающей торговлю с США. И напомнил, что изначально эту поправку вводили, «наказывая» страны, препятствующие эмиграции. Уж в этом-то, отметил он, независимый Казахстан точно не повинен.

«Я бы позволил всем евреям уехать из Казахстана, если б они захотели! И ещё миллиону русских вдобавок!» — вспылил Нурсултан Назарбаев.

У американцев это заявление вызвало смех, но никаких обещаний вывести Казахстан из-под давно устаревших санкций первый президент так и не добился. Зато после этого разговора в марте 2002 года США официально признали Казахстан государством с рыночной экономикой — это был важный шаг на пути нашей страны в ВТО.

Казахстанские военные в Ираке и биолаборатории

Назарбаев и Буш хорошо поладили, но перед вторжением США в Ирак президент Казахстана понял, что приоритеты американцев изменились. Участь Саддама Хусейна была ему глубоко безразлична, но то, что США переключили внимание с Афганистана на Ирак, первому президенту не понравилось.

На встрече с главой Центрального командования армии США генералом Томми Фрэнксом Назарбаев настойчиво требовал, чтобы ему назвали конкретную дату ввода войск в Ирак. Фрэнкс буквально побагровел от ярости, но в конце концов сумел обратить всё в шутку. Он хлопнул ладонью по столу и заявил:

«Господин президент, можете быть уверены: сегодня мы в Ирак не вторгнемся. Потому что сегодня я в Казахстане».

Назарбаев рассмеялся и больше не донимал генерала расспросами.

Хотя власти Казахстана были не в восторге от вторжения американцев в Ирак, Назарбаев и тут нашёл возможность продемонстрировать лояльность. Казахстан направил в Ирак небольшую группу военных инженеров, помогавших американским военным с разминированием. И хотя это содействие было минимальным и кратковременным, можно сказать, что в каком-то смысле оно помогло стране укрепить связи с Соединёнными Штатами.

В своих воспоминаниях Нэппер упоминает и о тех самых «биологических лабораториях США», которыми так часто пугают казахстанцев российские и пророссийские пропагандисты. По его словам, лаборатории с разнообразными токсинами и образцами опасных бактерий были в Казахстане давно — причём остались они от Советского Союза.

«Казахстан сохранил одну из крупнейших в мире коллекций образцов патогенов, в том числе бактерий чумы, сибирской язвы и туляремии, чтобы продолжать исследование и производство вакцин. Эти крайне опасные микроорганизмы хранились на научных и сельскохозяйственных станциях по всему Казахстану, часто без малейшего соблюдения стандартов безопасности. Некоторые штаммы хранили в обычных кухонных холодильниках в труднодоступных местах», утверждает Ларри Нэппер.

Вашингтон предложил Казахстану выкупить эту коллекцию штаммов. Но правительство отказалось. Тогда американцы пошли другим путём — в 2003 году они объявили, что выделят грант в 40 млн долларов на обеспечение безопасности образцов и их исследование. Уже в 2004-м Казахстан и США договорились о создании подконтрольной РК, но более безопасной и современной лаборатории, где сохранившиеся с советских времён бактерии чумы и прочих опасных болезней будут изучать с целью создания вакцин. Такая лаборатория официально открылась в 2020 году — и именно ею сейчас пытаются пугать доверчивых интернет-пользователей.

Ранее воспоминаниями о своей работе с Нурсултаном Назарбаевым поделился другой экс-посол США в Казахстане — Джордж Альберт Крол. Его рассказ можно прочесть здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости