«Виной всему – повсеместные приписки»: почему взлетели цены на картофель и есть ли предел?

cover Фото: Orda.kz

Главная причина резкого роста цен — это дефицит картофеля в стране. Вина лежит на чиновниках всех уровней, которые завышали урожайность сезона 2024-го года. Такое заявление Orda.kz сделал аграрный эксперт, доктор экономических наук Толеутай Рахимбеков. 

В статистике и отчётах министерств говорится, что в 2024 году Казахстан произвёл 2,9 млн тонн картофеля. Объём спроса также подсчитать не составляет труда. На внутреннем рынке Казахстана он равен двум млн тонн. При численности населения в 20 млн именно этого количества достаточно для полного обеспечения внутреннего потребления. Рассчитывается цифра, исходя из среднедушевой нормы в сто килограммов в год на одного человека. Она утверждена приказом министра национальной экономики в 2016 году («Об утверждении научно обоснованных физиологических норм потребления продуктов питания» от 9 декабря 2016 года). 

Толеутай Рахимбеков. Фото: сайт премьер-министра РК
Толеутай Рахимбеков. Фото: сайт премьер-министра РК
 «Чиновники и статистические отчёты утверждают, что в 2024 году в Казахстане было произведено 2,9 млн. тонн картофеля. Это и есть объем предложения. Он выше объема внутреннего спроса на картофель почти на один млн тонн. Поэтому даже «вдруг», «неожиданно», «нежданно-негаданно» для наших чиновников случившийся экспорт 600 тысяч тонн картофеля в Узбекистан не должен был привести к таким катастрофическим последствиям — к 15-кратному росту цен на картофель — с 30 до 450 тенге/кг. А раз так произошло, то хоть теперь это должно стать предметом серьезных разбирательств. Все-таки на кону продовольственная безопасность, ставшая в последние четыре-пять лет одним из ключевых элементов общего понятия "национальная безопасность"»,поясняет спикер.  

Виной всему, подчёркивает Рахимбеков, повсеместные завышения отчётности и приписки по стране. Он уверен, что реальный объём производства корнеплода в разы меньше. 

«Виноваты в этом чиновники всех уровней, начиная от акима села и выше, вплоть до министров и вице-премьеров. Всем нужен рост объемов производства, говоря чиновничьим языком, нужен рост ИФО — индекса физического объема, как доказательство их сверхэффективного труда. Легче всего нарисовать цифры на селе, через сельское хозяйство, потому что ни малые крестьянские, ни личные подсобные хозяйства не сдают статистическую отчетность. За них это делает аким села.  Предполагаю, что реальный обьем производства картофеля в Казахстане в 2024 году был не 2,9 млн тонн, а в несколько раз меньше. Допустим, что-то около одного млн тонн. А остальные 1,9 млн тонн якобы произведённого картофеля — это элементарные приписки»,  говорит он. 
Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz
Главная причина ценового ажиотажа заключается в том, что в стране не осталось или почти не осталось отечественного картофеля урожая 2024 года. Такая ситуация происходит из года в год, считает аграрный эксперт.

Он анализирует данные Бюро национальной статистики. В 1991 году в Казахстане произвели чуть больше двум миллионов тонн картофеля. Тогда площади под «вторым хлебом» занимали 216,8 тыс га, урожайность составляла 99 ц/га, а производством картофеля занимались мощные, технически вооруженные, обеспеченные кадрами совхозы и колхозы. 

«Сегодня на месте совхоза «Актастинский», где в советское время достигалась рекордная урожайность, вы не найдете и ржавого гвоздя. В «Бидаикском», ещё одном совхозе с многолетней историей, картофель в наши дни если и выращивают, то ЛПХ и несколько мелких КХ. Такая же ситуация практически по всей стране», подчёркивает аграрный эксперт. 

В два раза с 1991 года сократилась и площадь орошаемых земель (с трёх до 1,5 млн га). Ещё одна проблема — отсутствие у крестьян средств на покупку качественного посевного материала, удобрения, спецтехники и запчастей к ней. Высокой урожайности, говорит он, попросту неоткуда взяться. 

«Вы обращали ли внимание на то, что рост цен на овощи и картофель начинается примерно 1 ноября? Почему? Потому что уборка урожая проводится, как правило, в конце августа — начале сентября. Этот новый урожай мы «съедаем» до конца октября. С одной стороны, потому что объёмы реального производства в разы меньше отчётных». 

Не отличается ситуация и по овощам. Рахимбеков считает, что реальный объём ниже министерских отчётов в десять раз. 

 «В 1991 году Казахстан произвел 954,9 тыс. тонн овощей. Сегодняшняя статистика уверяет, что Казахстан производит 4,7 — 4,8 млн тонн овощей в год. Как можно силами маломощных КХ и ЛПХ, на орошаемых землях площадью в два раза меньше, без техники, удобрений, пестицидов и без качественного посадочного материала выращивать в пять раз больше овощей? Надо полагать, что реально Казахстан производит в год что-то около 500 тыс. тонн овощей, а не 4,7-4,8 млн тонн. Так вот, до конца октября мы съедаем новый урожай и овощей, и картофеля».   

Специалист уверен, необходимо комплексное и системное решение накопившихся в АПК проблем. В первую очередь нужно разобраться с реализуемой государственной аграрной политикой. Программа разрабатывалась в конце 1990-х — начале 2000-х годов и уже устарела. Она должна учитывать современные реалии. Такие как глобальное изменение климата, нарастание масштабной деградации почвы и изменение структуры сельскохозяйственного производства с превалированием мелкотоварного производства. 

Новая государственная аграрная политика может быть принята в виде долгосрочной Национальной стратегии развития АПК и сельских территорий. 

«Необходимо комплексное и системное решение трёх вопросов: во-первых, увеличить в сельском хозяйстве долю услуг или инфраструктуры отрасли. А для этого нужна кооперация сельхозпроизводителей — и юридических лиц, и крестьянских хозяйств, и ЛПХ; во-вторых, кардинальное поменять систему государственной поддержки сельского хозяйства, включая кредитование, субсидирование, информационно-маркетинговое и научное сопровождение отрасли, всё это должно стать доступным для всех сельских тружеников, независимо от их форм и размеров; в-третьих, снизить налоговую нагрузку —  например, освободить обороты по производству, переработке, реализации, экспорту, импорту сельхозпродукции и продовольственных товаров от налога на добавленную стоимость». 

Все эти изменения возможны, более того, какие-то шаги уже предпринимаются. Однако в первую очередь необходимо, чтобы внимание к сельскому хозяйству обращалось не только в момент кризисов: будь то засуха, нашествие саранчи или дефицит какой-либо продукции.

Читайте также: 

Выросла почти как доллар: сколько стоит картошка в разных городах Казахстана

Почему в Казахстане резко подорожал картофель, попытались объяснить в правительстве

 

Лента новостей

все новости