Верховный суд поддержал лидера Национальной лиги потребителей в споре с антитабачной активисткой

cover Коллаж Orda.kz

До того как суд высшей инстанции поставил точку в судебных спорах, президент РОО «Национальная лига потребителей» Светлана Романовская отстояла свою честь и достоинство в нескольких судебных делах, сообщает Orda.kz.

9 июля Верховный суд отказал в пересмотре решения первой и второй инстанции антитабачной активистке Джамиле Садыковой. То есть суд отказал в удовлетворении иска Садыковой, которая требовала признать высказывания Романовской клеветой.

Предыстория судебных разбирательств такова. Иск о клевете Джамиля Садыкова подала после обращения Светланы Романовской к правительству. В своём официальном письме глава Лиги выразила недовольство тем, что обсуждался запрет только на вейпы и альтернативные продукты для курения, но не на традиционные сигареты. По словам Романовской, запрос был сделан в интересах потребителей и основывался на их многочисленных обращениях в Лигу.

Победу в судебном процессе Романовская объясняет не только слабой позицией истца, но и профессиональными действиями своего адвоката Мирфаика Алиева, который с самого начала выбрал наиболее корректную и выигрышную стратегию, что позволило Лиге защитить себя от неправомерных обвинений.

«Я была очень удивлена, когда получила судебный иск. Мне приписали, что я якобы оклеветала Садыкову своим обращением. Но я защищалась, высказывая свою точку зрения и позицию, основанную на обращениях казахстанских потребителей. Сама Садыкова не раз обвиняла меня в своих постах в социальных сетях и интервью СМИ. При этом она не особо выбирает выражения и не стесняется говорить о людях, как ей вздумается. Все её посты могли бы стать основанием ответного иска, но я думаю, что правильней фокусироваться на полезной для общества работе, нежели на разбирательствах с ней. Но когда получила иск от неё, я ответила тем же, чётко разъяснив свою позицию», — рассказала Романовская. 

Президент Лиги также подчеркнула, что ранее на обсуждениях альтернативных способов курения представителей организации просто отключали и не слушали их аргументы, оставляя на обсуждениях Садыкову. Представители Лиги возмущались и пытались подключиться обратно, так как позиция организации проста: не запретить, а урегулировать.

В Лиге также отмечают, что остаётся неясным, как письмо, адресованное в канцелярию премьер-министра и направленное в Министерство здравоохранения, попало к Джамиле Садыковой.

«Я не исключаю, что у неё были какие-то привилегии и особые отношения в Министерстве здравоохранения при бывшем министре. Я рада видеть здоровую тенденцию с приходом Акмарал Шарипбаевны в это ведомство. Лиге потребителей удалось выстроить конструктивный диалог — наши предложения учитываются во многих аспектах, поскольку основаны на профессиональной экспертизе и реально улучшают качество жизни в стране. В министерстве знают, что только благодаря обратной связи можно понять, что больше всего волнует население. Лучше всего этот фидбэк способны донести неправительственные организации, работающие непосредственно с людьми», — отметила Романовская. 

Национальная лига потребителей (НЛП) активно работает над созданием системы потребительского образования в Казахстане, охватывающей школы, лицеи, колледжи и вузы. Хотя многие молодые люди уже хорошо ориентируются на рынке товаров и услуг, общая потребительская грамотность остаётся недостаточно высокой.  

С 1997 года НЛП внедрила специальный курс и методические пособия по потребительским знаниям в частные вузы. Студенты, участвующие в программе, получают практические навыки в юриспруденции, маркетинге и бухгалтерском учёте, защищая права потребителей.

Учебный центр НЛП для преподавателей проводит семинары, обучая около тысячи педагогов с 2001 года. Потребительское образование не стало ещё обязательным в школах и вузах Казахстана, но в качестве вариативного предмета преподаётся уже в 11 вузах страны. НЛП разработала учебные материалы, включая учебник для вузов и методическое пособие для преподавателей.

НЛП стремится создать свои представительства во всех вузах Казахстана, что способствует повышению правового сознания и формированию активной гражданской позиции студентов. Сотрудники и активисты НЛП участвуют в международных образовательных программах, таких как «Общественный контроль», «Проведение исследований», «Оказание консультационных услуг», «Защита интересов потребителей в государственных органах и судах», а также «Информирование населения о правах потребителей», перенимая лучший мировой опыт.

«Грамотный потребитель не только информирован, но и способен экономить семейный бюджет и улучшать качество жизни. В Европе молодёжные потребительские движения активно работали уже в начале XX века, добиваясь снижения цен и соблюдения равных прав. При НЛП успешно работает Академия потребителя. Академия оказывает практическую правовую помощь и разрабатывает рекомендации для предотвращения конфликтов между потребителями и предпринимателями», — рассказали в Лиге. 

По словам Светланы Романовской, каждый может вступить в НЛП Казахстана и оказать посильный вклад в улучшение качества жизни народа Казахстана. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости