В области Абай «потеряли» целый посёлок. Жители Чагана сейчас как бы не существуют
Фото Orda.kz
Чиновники области Абай на два года потеряли целый посёлок. За решение этой проблемы НАО «Правительство для граждан» просило у государства 1,3 миллиарда тенге. Orda.kz вместе с местными общественниками разбиралась, что там произошло.
В центре маленькой, отсыпанной гравием улочки, собрались люди. Они горячо о чём-то рассказывают приехавшим из Семея общественникам и журналистам. Это встреча, собранная по инициативе местных жителей. Их история выглядит необычно даже для области Абай. Почти два года (с 1 января 2024 года) посёлка как бы нет в юридическом пространстве, земля в Чагане находится в подвешенном состоянии.
«Я не могу даже машину оформить на своё земельное место. У нас район, и было бы намного дешевле платить и страховку, и налог. А мне приходится в Павлодаре его оформлять. Потому что я машину там покупал. Не могу оформить его в Чагане. Потому что Чагана нет, вообще не существует. Раньше это был посёлок городского типа. К Семею относился. Тогда у нас были номера. Сейчас вот я открываю малый бизнес. Как бы у меня скотина и пельменный цех. Не могу всё это оформить... Иду оформлять землю или документы, никак не получается. Потому что у нас нет номера. Никакого статуса. У нас построены дома для многодетных. Уже на стадии выдачи. В том году её должны были произвести. Тоже не получилось. В связи с проблемами с кадастровым номером. Нет никакого земельного акта, не можем оформить. Это всё длится уже два года»,рассказывает Бауыржан, житель посёлка Чаган и малый предприниматель.
Задавая вопросы, собравшиеся постепенно проясняют картину. В 2024-м году был создан Жана-Семейский район, его выделили из состава города Семея, Абралинского, Айнабулакского, Акбулакского, Алгабасского, Иртышского, Новобаженовского, Озёрского, Приречного, Жиеналинского, Достыкского, Караоленского, Кокентауского сельских округов и посёлков Шульбинск, Чаган.
Чаган (76 км от Семея), как и Шульбинск (73 км от Семея) тоже был частью Семея. Лет 10 назад семейчане шутили, что Семей — самый большой город в мире. В его состав входило несколько посёлков, расположенных за сотню километров.
Чаган — небольшой (около 700 человек) и забытый властями посёлок. Это остатки некогда знаменитого военного комплекса, крупного авиационного гарнизона времён Холодной войны. В старом Чагане жило около 20 000 людей ( в основном военных). Самолёты дивизии предназначались в 60–70-е годы прошлого века для ударов по базам НАТО в Азии и в акватории Индийского океана по целям на территории КНР. Сейчас всё это глубоко в прошлом. Около 30 лет Чаган пребывал в глубоком упадке. Но сегодня у него наметились перспективы. Есть инвесторы, готовые вложиться в несколько крупных коммерческих объектов.
Но и они уже два года не могут реализовать свои проекты. По той же самой причине. Земли посёлка как бы не существует.
Почему это произошло? Этот вопрос задаёт член общественного совета области Абай Роллан Машпиев, который приехал по обращению жителей.
Собравшиеся не знают. Уже почти два года им регулярно обещают решить проблему «очень скоро, в течение нескольких дней». За ответами гости из Семея идут в местный акимат.
В акимате нас встречает гулкая пустота. Единственная сотрудница работает всего неделю и ничего не знает о проблеме. Хотя сообщает, что тоже сталкивалась с ней. Других сотрудников в акимате нет. Есть ещё аким, но она в отъезде.
Может ли кто-то рассказать о проблеме? Нет, рассказать некому.
В конце концов удаётся дозвониться акиму, она в Астане. Ирина Попова сообщает, что причина ситуации — вероятно, «человеческий фактор».
«С 1 января 2024 года посёлок Чаган вместе с остальными сельскими округами, которые раньше к Семею относились, был передан в район Жанасемей. До этого у нас земля территориально к Бескарагаю относилась. С 2024 года землю передали тоже Жанасемею, чтобы и административно, и территориально мы относились к этому месту. Вот с этого времени у нас начались проблемы. Бескарагай, соответственно, отказался нас обслуживать по земле, потому что официально был передан в Жанасемей. А Жанасемей, так как это новый район, ему требовалось установить границы района. Но не установили вовремя границы этого района. И как-то так получилось, что 13 округов передали, посадили по старым планам Семея в базу ИККН, а мы остались»,сказала Попова.
Чаган, по словам акима, единственный посёлок, о котором почему-то (почему?) забыли.
«Я не могу сказать, почему именно такая ситуация возникла. Наверное, потому что все сельские округа сейчас в Жанасемее, они находятся в непосредственной близости друг с другом. Мы же как остров, получается. Между нами и Жанасемеем располагается Бескарагайский район. Мы внутри Бескарагая как островок, который относится к Жанасемею. Может быть, из-за этого. Не могу я сейчас делать какие-то предположения, почему так получилось. Про нас забыли. Но сейчас это всё решилось. Столько писем написано и столько мероприятий сделано», объяснила Ирина Попова.
По словам Ирины, проблема решена «вчера». За день до приезда общественников из Семея. И через пару дней можно будет оформлять любые документы, покупать и продавать дома. Местный активист Бауыржан комментирует: они слышат, что проблема решится буквально завтра, уже больше года. Именно в подобных формулировках.
Семейчане разворачиваются и едут за ответами в акимат Жанасемейского района. Который расположен в Семее. Но по пути мы заглядываем на развалины старого Чагана.
Старый Чаган
Старый Чаган начинается сразу через дорогу от нового Чагана. К развалинам на горизонте ведёт мощная бетонная дорога, которой, наверное, скоро будет полвека. Местами она провалилась, но большая часть все ещё пригодна для передвижения транспорта.
Колёса машины постукивают на стыках плит, будто колёса поезда. Перед въездом в город нас встречает грубоватая стела. Судя по качеству плиты, относительный новодел.
Сайт Chagan.ru больше не существует. Однако в интернете есть форум, посвящённый Чагану. Судя по нему, через Чаган за десятилетия существования прошло много поколений военных, несколько сотен тысяч солдат.
На крышах брошенных домов брошенного города растут деревья.
В остатках провалившихся полов старых пятиэтажек видны обрывки старых советских газет.
Дома, как объясняют местные жители, разобрали в 90-е годы.
На развалинах маячат антенны сотовой связи.
По словам местных жителей, их установили там, где почти никто не живёт. А туда, где они действительно нужны, сигнал с них почти не доходит.
Бетонка уходит к горизонту и в противоположную сторону. В 10 километрах по ней начинается военный аэродром.
Плиты на нём местами разбиты: возникает ощущение, что ведутся какие-то производственные процессы. Звучат предположения, что плиты ломают, чтобы добыть арматуру (бетонные плиты для тяжёлых военных самолётов отличаются повышенным армированием, металла много, добыча арматуры может быть выгодна). Непонятно, насколько законна эта деятельность. Юридически аэродром, вероятно, ничей. Его можно разбирать, как и дома в старом Чагане.
А что в Жанасемее
Мы возвращаемся в Семей. Ещё 70 километров, час езды. Акимат Жанасемейского района находится на окраине города, в районе Цемзавода. Это небольшое, неудобное здание. Судя по загромождённости, акимат делит его с другими организациями. Нас сразу приглашают в кабинет акима района.
Аким района Нуржан Абдыкаримов подтверждает, что проблема действительно тянулась почти два года. Но вопрос практически уже решился. Как и аким Чагана, он говорит, что через два-три дня можно будет оформлять документы. По его словам, решение проблемы привело к прокурорской проверке.
Решить проблему помогло только личное вмешательство акима области Берика Уали, который выходил на администрацию президента.
«Мы сами заинтересованы в решении проблемы, потому что там крупный инвестор, который, кроме налогов, в рамках социальной ответственности каждый год по каждому объекту по 20 млн (всего 60 млн) будет выплачивать. Это же для села очень хорошо. Мы не могли найти причину. Я как начал работать, в первую очередь они пришли ко мне. У нас есть областной штаб по инвестициям. Этот инвестор включён туда. Областная прокуратура, госинспектор, аким области вмешался. Они вышли на Генеральную прокуратуру, аппарат президента... Теперь говорят, что решается этот вопрос. Когда я пришёл, правительство для граждан запросило больше миллиарда, чтобы сделать карту. Мы говорим: зачем мы будем делать карту, если она есть, территория известна. Мы предоставили все документы. Не знаю, как и каким способом, об этом прокуратура уже знает, они начали проверку. Благодаря вмешательству акима области и аппарату президента вопрос уже решился. Уже можно подавать документы», объяснил аким Жанасемейского района.
На вопрос, почему это произошло только с этим селом, внятного ответа мы не получили. Нуржан Абдыкаримов говорит, что сам удивился.
«Чтобы инвесторы начали свою работу, было постановление акима области о выделении 3,5 га земли с Бескарагайского района. Передавали нам. Наше управление земельных отношений тоже удивляется, почему не делали. Они могли раньше это делать. Я никого не обвиняю, просто рабочие моменты».
Про проблему несчастного Чагана будто бы просто забыли. Решили сделать всё «как-нибудь потом, при случае». В итоге ситуация так и остаётся в подвешенном состоянии до понедельника. Член общественного совета области Абай Роллан Машпиев говорит, что берёт ситуацию под личный контроль:
«Буду следить за тем, начнут ли оформлять документы на следующей неделе. У жителей есть обоснованное опасение, что это очередное обещание опять кончится ничем. Надеюсь, что всё будет именно так, как пообещали чиновники. Если проблема не решится, тоже обратимся к акиму области».
Поездка завершилась. Но в итоге осталось чувство лёгкого недоумения. И ощущение какого-то хаоса.
Что происходит в сёлах области Абай? Как создали целый район, но забыли разобраться с одним посёлком? Почему решение этой ситуации затянулось на 23 месяца? А ведь до создания района документы на него тоже готовила целая армия чиновников. И что, не могли решить проблему Чагана?
Почему «Правительство для граждан» просило огромную сумму денег с государственных органов? Почему для решения этого вопроса целому акиму целой области понадобилось лично ходатайствовать перед администрацией президента?
Читайте также:
Лента новостей
- В области Абай «потеряли» целый посёлок. Жители Чагана сейчас как бы не существуют
- «Неверно выразил мысль» — первый замакима Алматинской области извинился за слова о людях с инвалидностью
- Страшное ночное ДТП в Алматы — трое пострадавших в больнице
- Стрельба в Калифорнии: четыре человека погибли и десять ранены
- Политика или деньги: версии Гульнар Бажкеновой и Максата Ганиева о причинах битвы за «Орду»
- Летайте самолётами — в Казахстане полностью завершили обновление ПО для Airbus
- Атака на КТК наносит ущерб отношениям Казахстана и Украины — МИД
- Снова туманы: прогноз погоды на 30 ноября
- Оранжевый вечер: объекты Астаны и Алматы подсветили в поддержку кампании «16 дней против насилия»
- Как казахстанцам не остаться без мобильного интернета в первые сутки пребывания в России
- Наводнения в Таиланде и Индонезии: Токаев выразил соболезнования
- Атака на КТК: Казахстан заявил о перенаправлении нефти на альтернативные маршруты
- Кто куда: Ермак — в отставку и на фронт, Умеров во главу украинской делегации и в США
- Скончалась народная артистка Казахстана Рихангуль Махпирова
- Скандально известная платформа ArtSport прекращает работу
- Мультфильм «Зверополис 2»: возвращение любимых героев
- Казахстанская звезда тенниса Зарина Дияс вышла в основной турнир Australian Open-2026
- Вооружённые силы Казахстана приведут в боевую готовность — Минобороны сделало заявление
- КТК атаковали морские беспилотники: один из важных объектов вышел из строя
- Токаев не успевает дома. Путин предъявляет за «Хоргос». Казахи читают, как афганцы и сомалийцы



