В Карагандинской области шахтер лишился пальцев на учениях и остался без средств к существованию

cover Фото Orda.kz

В Карагандинской области 43-летний проходчик шахты Тентекская Максим Зыков остался калекой после учений, где у него в руках взорвалась граната РДГ-2. Теперь он лишился работы и живет на 13 тысяч тенге в месяц, передает Orda.kz.

Как выяснила корреспондент Orda.kz, история началась в июне прошлого года, когда на шахту пришло представление от департамента Минобороны: командировать горняков на 10-дневные военные сборы. В числе призывников оказался Максим Зыков. Военкомов не смутило, что мужчина хромал после операции на мениске.

В предпоследний день сборов были практические учения в степи у микрорайона РТИ. Зыков должен был сымитировать пожар с помощью гранат РДГ-2 или попросту дымовых шашек.

«Нам выдали гранаты, непригодные к эксплуатации. Мы ни за что не расписывались. Они были в соли все, испорченные, сырые, влажные. Одна из этих гранат взорвалась в руке у меня. Я даже бросить ее не успел, только поджег и она взорвалась. Только увидел кровь и торчащие кости. И ухо пострадало. Люди это видели. Там летал дрон, снимал все. А мы просто играли на какую-то публику. Нас никто ни о чем не предупреждал», — рассказывает Максим Зыков. 

Мужчине оторвало указательный и средний пальцы на правой руке. На скорой его увезли в Караганду в клинику им. Макажанова. Он перенес две тяжелые операции. Военная полиция возбудила уголовное дело. А в конце декабря его закрыли уже в третий раз за отсутствием состава правонарушения. 

Официальный ответ от Министерства обороны РК:

«14 июня 2023 года в Карагандинском гарнизоне в ходе проведения тактико-специальных учений с военнообязанными войсковой части 99270, произошел взрыв дымовой шашки РГД-2, вследствие чего военнообязанный Зыков М. А. из-за нарушений мер безопасности получил различные травмы в области кисти правой руки. Военнослужащему немедленно была оказана медицинская помощь.
По данному факту Институтом судебных экспертиз МЮ РК было проведено несколько взрыво-технических экспертиз, которые показали, что взрыв представленной дымовой шашки РГД-2 произошел в связи с тем, что с одной стороны не была снята крышка дымовой шашки. 
29 декабря 2023 года постановлением управления Военной полиции Карагандинского регионального гарнизона по согласованию с Военной прокуратурой Центрального региона, досудебное расследование по уголовному правонарушению по ч.1 ст.462 УК "Нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих" прекращено за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения».

Следователи проводили эксперименты, но шашки не взрывались. Вот только, по словам Максима, они были не такими, какие поджигал он. Следователям дали новые РДГ-2. 

Другие участники тех же военных сборов в Сарани подтвердили в беседе с корреспондентом Orda.kz, что шашки самопроизвольно взрывались. 

«Они были бракованные, уже срок годности у них вышел. Будто солью покрыты, и отсыревшие. Мы их поджигали, они должны были автоматически сами воспламеняться и дымить с двух сторон. А мы открывали крышку, поджигали зажигалкой, чтоб разжечь... У нас был старшина, ответственный за взрыв-пакеты и за дымовые шашки. Он поджег ее, и хорошо, что он бросил, она тоже взорвалась. У нас чуть блиндаж не разнесло. Мы пошли к полковнику Ахметову, а он говорит: так и должно быть. У нас были рации, я говорил ребятам: сообщите Максиму, что они взрываются. Подстрахуйте, не дай бог, у него в руках. И вот такой случай и получился», — рассказал участник сборов Иван Жинов.

Жена Максима Зыкова — Галина Корнилаева — отметила странность при проведении экспертизы. 

«Уголовное дело закрыли на основании экспертизы, которую проводил начальник этой части, который, по идее, и был виноват. А независимая экспертиза, которая проводилась в Астане, но которую не включили в материалы дела, показала, что на шашках были повреждения, которые могут приводить к взрывам», — заявила Корнилаева.

Максим Зыков требует, чтобы военные оформили акт о несчастном случае, но ему отказывают. Он не может установить даже инвалидность, так как не соглашается на оформление бытовой травмы.

«Прошло семь месяцев. Нет акта Н-1 о несчастном случае до сих пор. Я отработал 24 года подземного стажа. Теперь я остался без работы. И мои больничные листы не оплачиваются. В какие двери я только не стучался!» — заявил Зыков.

Адвокат мужчины Алексей Епанешников говорит, что с подобным нонсенсом встретился впервые за свою многолетнюю практику. 

«В рамках досудебного расследования были назначены и проведены взрыво-технические экспертизы по факту взрыва дымовой гранаты, которые ставят под сомнение качество и пригодность предоставленных на учения боеприпасов. Но, несмотря на все установленные нарушения, уголовное дело незаконно и необоснованно прекращено сотрудниками Управления военной полиции Карагандинского регионального гарнизона... В настоящий момент по данному факту направлены соответствующие жалобы на действия госоргана главному военному прокурору РК, в том числе и президенту Казахстана», — заявил Епанешников.

Максим Зыков, безропотно отправившись отдавать долг Родине, теперь остался практически без средств. Он не может работать и не может содержать семью, где воспитывается несовершеннолетний ребенок.

Автор: Инна Рутц

Лента новостей

все новости