В Алматы построят мини-города: что ещё интересного в новом генплане до 2040 года

cover Фото Orda.kz

На пресс-конференции власти Алматы рассказали, как будет развиваться город в ближайшие 15 лет. Согласно изменённому генеральному плану, город хотят сделать комфортным и разгрузить центральные районы. Для этого запретят застройку верхней части, перенесут заводы за город, построят ветки метро, запретят въезд старых авто и создадут пять полицентров — районов, где можно и жить, и работать без лишних перемещений по городу, сообщает Orda.kz

Прежний генплан Алматы устарел. Город растёт, людей становится больше, а документ не учитывает новые реалии. Поэтому власти разработали новый план развития до 2040 года.

На пресс-конференции выступили чиновники, которые отвечают за строительство, архитектуру и землю в Алматы.

Фото: rsk.almaty.kz

В верхней части города снова запретили строить:

  • многоквартирные дома;
  • офисы и бизнес-центры;
  • любую точечную застройку.

Исключения коснутся школ, больниц и других социальных объектов, а также туристических зданий.

После того как к Алматы присоединили земли из области, в горах появилось 29 новых районов, где живёт больше 179 тысяч человек. Строили быстро, а вот дороги, школы, больницы и водопровод — не успевали. Плюс это вредит экологии и может быть опасно.

Президент страны поручил остановить эту застройку. 29 октября 2025 года городской маслихат официально запретил новое строительство в горах. Но те дома, на которые уже выдали разрешения, достроят. Также можно будет ремонтировать и модернизировать существующие здания.

Полицентры — новые мини-города внутри Алматы

Власти хотят создать несколько центров в разных частях города, чтобы людям не нужно было каждый день ездить через весь Алматы на работу.

Полицентр «Восточные ворота» ориентирован на развитие логистики, туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Драйвером развития станет международный аэропорт Алматы, а также пересадочный узел на Кульджинском тракте. 

Западный полицентр — для заводов и производств. Сюда переедут предприятия, которые загрязняют воздух (например, завод имени Кирова и АЗТМ). Старые промзоны превратят в современные экопарки.

Идея простая: чтобы можно было и жить, и работать в одном районе. Тогда на дорогах будет меньше пробок и больше комфорта для жизни. 

Что будет с центром и нижней частью города?

В центре и внизу города планируют сносить старые дома, выкупая их у населения или предлагая жизнь в новых домах. Обязательно в каждом квартале создавать инфраструктуру — коммуникации, школы, садики и поликлиники. Чтобы это точно делалось де-факто, а не на словах, застройщики теперь должны будут застраивать целые кварталы, а не отдельные участки. И сразу продумывать, где будут школы и остановки.

А что насчёт высоток?

Строительство более девяти этажей на улицах от Абая до Аль-Фараби по-прежнему будет запрещено. Как тогда объяснить попытку построить 40-этажное здание на улицах Назарбаева и Сатпаева? Заместитель акима города Бейбут Шаханов сказал, что если проект действительно уникальный и станет символом города, его могут одобрить. Но такие проекты проходят много проверок, в том числе общественный совет, где у чиновников не будет права голоса — решать будут обычные горожане.

В этом году городские власти выкупили 994 участка. Из них 26 % — для школ, больниц, парков, 74 % — для дорог и транспорта. Платит государство за эти участки собственникам по рыночной цене на основе независимой оценки. Если хозяин участка не согласен с суммой, то может обжаловать в суде.

Борьба со смогом

Алматы всегда страдал от смога.

Фото: Orda.kz / Игорь Улитин

Что планируют сделать?

  • Правильно располагать улицы и дома, чтобы ветер мог свободно продувать город, а также запретить хаотичную высотную застройку в горах и центре. Кроме того, плотность застройки кварталов снизят: чем больше места, тем лучше рассеивается грязный воздух.
  • Проектировать здания так, чтобы между ними мог проходить ветер.
  • Также все грязные заводы вынесут на окраину в специальную индустриальную зону на западе.

Готовятся новые правила, которые ограничат въезд в город старых машин, особенно Евро-0. Сейчас документ проходит согласование в Министерстве юстиции. После этого правила утвердит маслихат, и запрет начнут вводить постепенно.

Также хотели запретить въезд машинам с иностранными и не алматинскими номерами, но пока неясно, будет ли это принято.

Метро и транспорт

Чтобы решить проблему пробок, в городе построят новые ветки метро, ЛРТ и транспортно-пересадочные узлы — специальные станции, где люди из области смогут оставить машины и в этих точках пересесть в городской транспорт. Такие узлы появятся от Калкамана до Барлыка, на Кульджинском тракте и в Восточном полицентре.

Что будет с цирком?

Цирк в Алматы планируют полностью отремонтировать в 2026 году. Сейчас готовят проект, который покажут в апреле.

Обновят всю внутреннюю отделку и мультимедиа, поставят удобные современные кресла, заменят ржавую крышу, обновят всю инженерную инфраструктуру (трубы, провода и т. д.), сделают помещения для животных больше и удобнее, обустроят пространство, прилегающее к цирку.

Что ждёт алматинский ипподром?

Формально его нельзя застроить — он архитектурное достояние. Но и никто не мешает его разрушать, контроля нет. Вернут ли ипподром государству? Или владельцы смогут договориться и всё-таки построить там многоэтажки?

Бейбут Шаханов сообщил, что ипподром сейчас в частных руках, и постоянно ходят слухи, что его хотят снести и построить жилые высотки. Но власти настаивают: и в нынешнем, и в изменённом генплане на этом месте должен оставаться именно ипподром. Выкупать ипподром в государственную собственность пока не планируют — частные объекты имеют право существовать. Но власти намерены работать с владельцами, чтобы сохранить исторический облик здания, обеспечить нормальную работу, следить, чтобы он соответствовал своему статусу памятника.

Обманутые дольщики: почему сносят недостроенные ЖК?

Поговорили на тему того, что люди вкладывают деньги в квартиры, а потом оказывается, что дом строили незаконно и власти его сносят. Почему акимат не останавливает нарушителей сразу, когда они только получают документы?

На пресс-конференции ответили, что нарушения обнаруживают, ГАСК сразу останавливает стройку. Но дальше приходится идти в суд, и дела затягиваются.

Также акимат отслеживает рекламу будущих ЖК, чтобы понимать, кто что строит и есть ли у них разрешение. Также у ГАСК есть горячая линия, где можно навести справки — стоит ли покупать квартиру.

ЖК Autograph. Фото Салтанат Ташимовой
«В целом это ответственность людей, которые расстаются со своими деньгами. Но мы помогаем разными способами. Когда земля в частной собственности и её целевое назначение, например, садоводство, а потом там активно строят, продают квартиры и только потом оформляют документы на изменение целевого назначения, это незаконно. За их незаконную деятельность они, как правило, почти все под арестом», сообщил замакима Алматы.

С 24 декабря 2025 года в течение трёх дней пройдут общественные слушания — любой житель города сможет прийти и сказать, что он думает о новом генплане.

Также в середине декабря покажут проекты создания полицентров от 15 ведущих международных архитектурных бюро из Швейцарии, Франции, Италии, Испании, Сингапура, Китая и США.

Читайте также:

Лента новостей

все новости