«У нас же великая цель!» Новый поворот в истории с центром Gasyr, который кинул детей и родителей

Материал Orda.kz о закрытом офисе Gasyr Foundation School в Астане стал ниточкой, за которую мы потянули. И клубок оказался куда больше, чем можно было ожидать. Родители и преподаватели из алматинского филиала Gasyr начали обращаться с жалобами на аналогичную ситуацию: неоформленные педагоги, невыплаты зарплат, обманутые ожидания и исчезнувшие деньги.
Иностранцы работали без договоров
После выхода нашего материала о проблемах со столичным офисом Gasyr к нам обратился учитель итальянского языка Доменико Сермази. Он устроился в алматинский филиал центра в июле 2024 года. Он, как и несколько других иностранных учителей, работали без официального договора.
«Иностранцы работали без договора. Думаю, специально — чтобы мы молчали. У меня есть ВНЖ, я имею полное право на работу. Но были и такие, кто не мог официально работать в Казахстане. И их использовали. И это очень некрасиво. Это были преподаватели математики и логики, хорошие специалисты», сказал Доменико Сермази.
Он утверждает, что зарплата поступала через частные переводы с личных счетов бухгалтера, а не от имени юрлица. При этом в самом начале руководство собирало все документы, включая ИИН и банковские данные, но официального оформления так и не произошло.
По словам Доменико Сермази, сначала деньги выплачивались стабильно, но в сентябре-октябре начались задержки по зарплате, а затем выплаты вовсе прекратились.
«Не платили два месяца. В декабре я сказал — извините, но я не хочу финансировать вашу школу. Я ушёл. Потом обещали выплатить — то до конца недели, то до конца месяца. Ничего не выплатили. Две недели назад я связывался с Салтанат (Ермахановой, учредителем Gasyr — прим. авт.), сказал, что отправил им досудебную претензию через адвоката. Она сказала, что обязательно выплатит деньги».
Молчание о «12-летнем образовании» — сознательная манипуляция?
Доминико Сермази также с горечью отметил, что определённые действия центра были осознанным обманом. По его словам, руководство умышленно не сообщало студентам важную деталь: для поступления в большинство университетов Европы необходимо иметь 12-летнее школьное образование, в то время как в Казахстане — только 11 лет.
«Они знали, что с 11 годами в Италию не поступить. Но всем говорили — вот у нас IELTS, занятия по логике, языки. Обещали поступление на грант. А про 12 лет молчали. Когда я это понял и заговорил, мне сказали, что я не имею право обсуждать это со студентами».

Но всё же преподаватель пытался донести это до учеников. После чего те шли к руководству и задавали вопросы. В ответ на это администрация их успокаивала: «Поедешь не в Италию, так в Австрию или в другую страну».
«Но как так? Вы же изначально людям обещали Италию. К чему эти сюрпризы? Не говоря уже о том, что и в Австрию они поступить не смогли бы. Одна девочка говорила: мне сказали об этом только через шесть месяцев. А по договору после этого срока нельзя вернуть деньги. Это и есть обман».
Центр действительно позиционировал себя как образовательную программу уровня foundation — эквивалент 12 класса, необходимый для поступления в зарубежные университеты. На деле же, по словам преподавателя, эта программа не соответствовала международным стандартам, и тем более не была официально аккредитована как foundation.
«Такой диплом не признаётся в Италии или Европе. Я предполагаю, что он может быть принят только в отдельных университетах — может быть, в Дубае или Малайзии. Изначально они это знали и молчали».
Хорошая идея, превратившаяся в схему продаж
Сермази говорит, что изначально идея проекта была достойной — подготовка к IELTS, математика, логика, языки. Но позже центр стал работать как коммерческая воронка.
«Они нанимали менторов-продавцов, цель — вовлечь любого клиента, подписать договор, получить оплату. К тому же они стали ко мне в группу с уже обучавшимися несколько месяцев студентами отправлять новичков. Я говорил: зачем вы так делаете, они ведь ничего не поймут. А у них была цель просто показать, что есть такие занятия. А насколько это будет качественно, им было не важно».
По словам преподавателя, в алматинском филиале обучались сотни детей. Условия были не лучшими.
«Помимо кабинетов на первом этаже, были аудитории в подвале — без вентиляции, где невозможно дышать».

По словам Доминико Сермази, на работу его принимал уже известный нам Якуб Халыкбердиев вместе с ассистентом. Преподаватель признаёт, что поначалу тот произвёл на него хорошее впечатление.
«Эта статья в Forbes. И разговоры об уважении, традициях, о том, что они лучшие. И как не верить человеку, который так говорит? Все ему верили».
Рассрочка через банк и тишина
Если в столичном чате родителей учеников центра Gasyr было более 200 человек, то в алматинском — более 300 пострадавших. Назым Муктаева, мать одного из учеников, рассказала, что на Gasyr она наткнулась в инстаграме. После того как оставила заявку, менеджер по имени Ернар начал активно звонить — уговаривал каждый день в течение месяца.
«Он уговаривал, чтобы мы сдали тесты, экзамены, просто посмотрели на их коллектив, как работа у них идёт. Я с мужем поговорила, мы сходили к ним сдать тесты с сыном. Это было на базе главного офиса на Жандосова (у центра в Алматы было два филиала — на Жандосова и в мкр. Мамыр — прим. авт.). Всё выглядело красиво, как с обложки», вспоминает Назым Муктаева.
После тестов семья решила подумать. Но Ернар продолжал настаивать.
«Он мне звонил с утра до вечера, прямо уговаривал бесконечно. Потом сказал, что 1,4 млн — это со скидкой, а со следующей недели цена будет уже два млн тенге. И вот в этот момент они нас поймали. Мы согласились, оформили онлайн-рассрочку через банк».

Договор прислали позже — без печати. Менеджер пообещал, что передаст официальную версию с печатью через ребёнка. Также обещал в ближайшие дни назначить ментора, но этого так и не произошло.
«Мы ждали неделю. Ернар перестал звонить и отвечать. У меня маленький ребёнок, пришлось вместе с ним пойти в офис, чтобы выяснить, что да как».
Сотрудники смогли убедить её, что всё в порядке.
«Я прочла в комментариях, что родители недовольны. Я спросила: что происходит? Занятия не начались, верните деньги. Они меня уговаривали, что это всё в Астане, а здесь, в Алматы, всё нормально. И я опять поверила, пошла домой».
По словам Муктаевой, её сын учился только неполный апрель. Уже 28 апреля учителя сказали детям, что зарплату им не платят, и отпустили домой. Позже родители написали коллективное заявление.
«Пока ждём. Никакого ответа нам ещё не было».
«Полиция ворвалась прямо во время занятий»
Макпал Имангалиева рассказала, что в Gasyr они с сыном пришли в октябре — по рекламе. В семье серьёзно обсудили это решение, так как сын оканчивает 10 класс и нужно было готовиться к поступлению. Они обзвонили и посетили несколько центров, и Gasyr оказался самым привлекательным вариантом — находился недалеко от дома, и презентация на консультации была «на высшем уровне».
«Потому что есть центры, которые предлагают только сопровождение документов, а у них была программа прямо с обучением. И сами менеджеры, и менторы, и учителя — это были люди с западным образованием. Такие прогрессивные, классные. Поэтому нам всё понравилось», говорит Макпал Имангалиева.
Они заплатили 1,4 млн тенге в рассрочку через банк, хотя сразу сказали, что у них многодетная семья и оформлена ипотека. Финансовые возможности ограничены, и поэтому важна была гарантия поступления на грант.
«Мне нужна была хотя бы на 60 % гарантия того, что ребёнок поступит именно на бесплатное обучение. На платное у нас нет денег. Нас уверили, сказали: „Мы всех не берём, только талантливых детей“. У нас ребёнок — кандидат в мастера спорта по велоспорту, у него есть своё IT-приложение. Провели тесты, сказали: „Классно, у вас ребёнок всё проходит. У него будет крутое портфолио, научные проекты“».
Семья сразу обозначила, что не стремится отдавать сына в Америку: мол, они не хватают звёзд с неба и рассматривают более доступные варианты — Чехию, Венгрию. Но в центре их убеждали, что ребёнок может поступить куда угодно.
«Сказали: „Почему вы не рассматриваете Америку? Ваш ребёнок подходит по всем параметрам. Вы поступите в Америку на полный грант“. Мы оттуда вышли окрылённые».

На первом этапе учёба шла нормально. Но тревожные звоночки начали появляться ближе к декабрю.
«В чате появлялись вопросы: почему учителя меняются? У других родителей реально были проблемы. У нас менторы менялись. Занятия то отменялись, то были онлайн. Уже начали закрадываться сомнения».
С начала 2024 года беспокойство усилилось. В феврале родители обратились к основателю центра — Якубу Халыкбердиеву. Он пообещал прилететь в марте и всё решить.
«Организовал большое собрание, всех успокоил. Руководство центра вышло, сказали — всё нормально, дети поступят на грант, проблем нет. Но проблемы продолжались. Родители говорили — лишь бы доучился».
Текучку кадров Якуб объяснял внешними причинами: одна вышла замуж, кто-то поступил в магистратуру, у кого-то было «плохое поведение». Учителя до последнего не рассказывали родителям, что им не платят зарплату.
«Где-то в феврале или январе полиция ворвалась прямо во время занятий. Судоисполнители начали опечатывать имущество в филиале на Жандосова. Дети испугались. Мы спрашивали: что случилось? Якуб сказал, что арендодатель резко повысил цену. Оказалось, за аренду он просто не платил. И центр оттуда выгнали. Сейчас офис опечатан, идёт производство. Охранник сказал, что долг — 18 млн тенге».
После этого центр снял другой офис — на Жибек Жолы. Но и там история повторилась:
«В течение месяца нас переводили на онлайн, объявляли неожиданные выходные. Потом опять не платили за аренду — и нас оттуда тоже выгнали. С 1 мая занятий вообще нет»,отмечает женщина.
12 мая родители снова собрались — на этот раз пришли в филиал в Мамыре.
«Учителя говорили — всё нормально, всё классно. А через несколько дней пишут в чат: мы тоже подаём заявления. Кому-то зарплату не платили восемь месяцев, кому-то год. Учителя наконец решили открыться и рассказать».
При этом, говорит она, в один момент выяснилось, что Якуб с сентября больше не учредитель. Но именно он до сих пор выходит на связь и успокаивает родителей.
«Они вообще не прячутся. Всегда выходят на связь, говорят — всё классно. И вот 12 мая, когда мы начали поднимать шум, они 11 мая ещё успели принять оплату от новых родителей».
Родители пытались хотя бы отменить рассрочку, но оказалось, что на счетах центра уже ничего нет.
«Они сразу выводят все деньги».
Макпал Имангалиева считает, что учителей удерживали морально, играя на их эмпатии.
«Говорили: неужели вы бросите детей? У нас же великая цель. А сами учителя — многие из них сами дети, молодые, верили, держались ради детей. У них с учениками были очень хорошие отношения, из-за чего они терпели эту ситуацию так долго».
«Это коварная мошенническая схема»
Макпал Имангалиева уверена: всё происходящее — мошенническая схема, которая повторяется уже не первый раз.
«Оказывается, у него была турфирма JakubTour. Есть скриншоты — людей кидали. Потом был центр Zeyn Qoi — тоже образовательный проект, всё то же самое. Якобы классное обучение, а потом всё закрывается».
Интересно, что о вышеупомянутом Zeyn Qoi писала и Orda.kz летом 2024 года. Тогда всё развивалось по почти идентичному сценарию: обещания зарубежного образования, красивые презентации, срочные договоры, рассрочки — а в итоге мошенничество, долги и дети, оставшиеся без поступления. Ущерб там исчислялся 320 млн тенге. Пострадали и педагоги, которым зарплату выплачивали частями и постоянно задерживали. Директором значился Даулет Туймебай.
Согласно сайту Kompra.kz, ТОО «Zeyn Qoi» до сих пор не ликвидировано. На счету организации числится 45 гражданских разбирательств. Причём в разных городах страны: Астана, Алматы, Семей, Тараз, Актау, Павлодар. Пять штрафов от КГД и 15 пеней.
Официально следа Якуба Халыкбердиева в компании Zeyn Qoi не замечено, однако если верить информации, которую присылали люди пострадавшим родителям, Халыкбердиев работал там. Там же работала и Салтанат Ермаханова.

Интересную информацию об этой ситуации опубликовала на своей странице в Threads известный казахстанский блогер Биназир Ермаганбетова (BikaBreezy). Она упоминает в посте свою девушку Фарангиз Ахмедову, которая сотрудничала с Якубом Халыкбердиевым и Даулетом Туймебаем. Блогер считает, что Фарангиз также стала жертвой этих людей.

Что ещё более поразительно — уже в 2023 году имя Даулета Туймебая всплывало в новостях в связи с разбирательствами по подозрению в мошенничестве, хотя название компании не уточнялось. Тогда сотни астанчан заявили, что стали жертвами обмана со стороны фирмы, которая обещала трудоустройство в Чехии: европейские зарплаты, жильё, официальные договоры. За услугу брали от 400 тысяч до миллиона тенге. Но работу в Чехии никто так и не получил, а деньги не вернули. Один из пострадавших утверждал, что компания якобы обанкротилась и предложила график погашения долга, но ни одной выплаты не последовало. Тогда было установлено более 60 пострадавших.
Очевидно, что Orda.kz разворошила осиное гнездо, и этот клубок, похоже, только начинает разматываться. Истории Gasyr и Zeyn Qoi, а также более ранние эпизоды с участием тех же лиц показывают: мы имеем дело не с единичными инцидентами, а с повторяющейся схемой, которая годами продолжает работать — под новыми названиями.
А где всё это время были правоохранительные органы? Почему схема, в которой сотни родителей отдают последние деньги в обмен на несбывшиеся обещания, до сих пор продолжает действовать?
Если цикличность этих историй настолько очевидна, то государству вряд ли удастся остаться в стороне и наблюдать, как плодится число пострадавших. Возможно, стоит либо пресекать такие ситуации на корню, либо менять законы, чтобы дети и родители не становились жертвами тех, кто торгует красивыми обещаниями.
Читайте также:
Лента новостей
- Спираль хаоса и опасная эскалация: реакция в мире на бомбардировку Ирана США
- МИД РК сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
- Транснациональную ОПГ с казахстанскими главарями обнаружили полицейские в РК
- Иран снова обстреливает Израиль, а в ООН предупреждают об опасной эскалации
- Переселенцы из Газы Казахстану не грозят: МИД прокомментировал информацию
- Гузель Яхина приехала жить в Алматы и расплакала зал: как «Дети мои» ожили на сцене Немецкого театра
- Верховный лидер Ирана выбрал преемников на случай смерти
- «Вы сами таких рожаете»: что ждёт ребёнка с аутизмом в Казахстане, если у семьи нет миллионов
- Что сливают в Сайран и можно ли в нём купаться?
- США уничтожили ключевые ядерные объекты Ирана — Трамп в обращении к нации
- Жара и дождь — прогноз погоды на 22 июня
- Американские ВВС нанесли удары по Ирану
- Крупная авария на трассе Алматы — Бишкек: погибли пять человек
- Лукашенко освободил 14 политзаключённых после визита спецпосланника Трампа
- Алматы усиливает контроль за горными озёрами: аким проверил готовность к ЧС
- В Бразилии разбился воздушный шар с туристами
- 11 000 участников и 1460 м³ мусора: экосубботник в Алматы
- Павел Дуров оставил наследство 106 детям, но доступ к деньгам откроется только через 30 лет
- «Дуа за мир»: Назарбаев посетил мечеть, которую построил сам
- Химобработка против азиатской саранчи проводится в восьми регионах Казахстана