Образовательный центр в Астане кинул родителей на миллионы тенге и исчез с концами

В Астане родители массово подают заявления в полицию после закрытия частного образовательного центра Gasyr Foundation School. Люди остались без обещанных услуг, без денег и, что самое страшное для них, — без будущего для своих детей. Подробности в материале Orda.kz.
«Обещали поступление на грант за два миллиона тенге»
У закрытого здания столичного филиала Gasyr Foundation School собрались родители, шокированные внезапным закрытием образовательного центра. Их детям обещали подготовку к поступлению в зарубежные вузы и гарантировали обучение на грантах. За услуги родители платили от 1,6 млн до двух млн тенге. Однако теперь они остались без подготовки, без гарантии поступления в вузы и без денег. Многие уже написали заявления в полицию.

Один из родителей, Аят Ботаев, рассказал, что центр гарантировал поступление за границу, и именно это побудило их вложиться в обучение.
«Мы хотели, чтобы ребёнок учился достойно, за рубежом. Они сказали: „Сами подберём университет, куда пожелает — туда и поступит“. Обещали 95 % гарантии поступления на грант», говорит он.
Семья заплатила 1,6 млн тенге, ещё 200 тысяч должны были доплатить после получения приглашения. Но что-то пошло не так.
«У них должно было быть по два урока в день по полтора часа. Но сын стал раньше освобождаться. Как-то он сказал, что учителям не платят зарплату, и они перестали выходить. Один преподаватель мне позже признался, что уже полтора-два месяца не получает зарплату», добавляет Ботаев.

«О нём даже есть статья в Forbes»
Родительница Айгерим Жантурина узнала о закрытии из чата, где менторы просто написали детям: «Не приходите, школа закрылась».
«Хотя звоночки были ещё в январе. Родители жаловались, что нет учителей. Но Якуб (Халыкбердиев, бывший учредитель — прим. авт.) выходил на связь, заключал допсоглашения, обещал бесплатный месяц обучения. Все верили. В мае занятия прекратились вовсе».
Жантурина рассказывает, как учителя начали «болеть», пропадать, ссылаться на праздники, а в итоге в один день из центра просто выносили мебель и технику. Это увидели те, кто привёз своих детей на занятия.
«Мы вызвали полицию. Уже тогда стало ясно — писать претензию бесполезно, надо добиваться возбуждения уголовного дела».

По её словам, в конце января Якуб Халыкбердиев лично подписывал допсоглашения с родителями, убеждая, что возьмётся за школу. Но уже в феврале он вышел из бизнеса, а центр перешёл к новому владельцу Салтанат, которую никто из родителей не знает.
«Родители говорят, что уже был центр, где этот Якуб также работал. И там была такая же история. У людей складывается впечатление, что оттуда просто вывели деньги, и центр остался ни с чем»,рассказывает Айгерим Жантурина.
Тем временем заявления в полицию поступают уже группами.
«В полиции говорят, что обращения были ещё в январе-феврале. Хотим, чтобы дело возбудили. Это мошенничество. Нам обещали foundation-сертификат, а потом выяснилось, что этот центр не имеет права его выдавать. Это может делать только университет или аккредитованный центр», подчёркивает Жантурина.
Родители, которые следят за соцсетями Халыкбердиева, говорят, что он сейчас находится в Актау, «живёт в элитном ЖК и продолжает вести инстаграм, где позиционирует себя как успешного предпринимателя».
«О том, какой он успешный, есть огромная статья в Forbes. Также его рекламируют блогеры», говорит родительница.

Также, по словам Айгерим Жантуриной, стоимость обучения в центре была разной для разных семей. Некоторым, кто не мог заплатить полную сумму — 1,6 млн тенге, предлагали скидку и оформляли договор всего на один млн.
«Я тогда удивилась — а что, так можно было?» вспоминает она.
Теперь родители предполагают, что это была схема быстрого сбора денег с максимально возможного числа клиентов, без единой фиксированной стоимости. В среднем семьи платили за обучение от одного до двух млн тенге. Только в одном родительском чате, где состоит Жантурина, — более 200 человек, столкнувшихся с этой ситуацией.

«Убираюсь в домах, чтобы расплатиться за кредиты»
Айнагуль Нурмагамбетова отдала в школу двух сыновей — одному 18, другому 16. Старший начал учёбу в декабре, младший — в марте.
«Мы выбрали этот центр, потому что у них был хороший контент в инстаграме, рекламу делали блогеры. Всё выглядело достойно. Мы поверили».
Женщина заплатила 1,8 млн тенге за одного ребёнка и 1,6 млн — за второго по скидке. Взяла рассрочку через банк — прямо в офисе центра.
«Обещали 100 % результат, поступление на грант. Я взяла кредит, потому что думала — за вуз платить не придётся. Но ничего не произошло. Теперь никакой информации нет. А я с зарплатой 120 тысяч тенге. Репетиторы нужны, но кредитов уже не дают. Пытаюсь искать подработки, даже убираюсь в домах, чтобы заработать хоть что-то», говорит она.
Говоря о привлекательности страницы центра в инстаграме Айнагуль Нурмагамбетова не ошиблась. До недавнего времени аккаунт Gasyr был весьма активным.
Центр рекламировал даже известный блогер Алишер Еликбаев.

Последняя же публикация датируется 9 мая, где подписчиков поздравляют с Днём Победы.
Также, судя по всему, центр заказывал недешёвую рекламу на известных порталах, в том числе Tengrinews и Forbes. Именно в последнем размещена статья «об успешном успехе» Якуба Халыкбердиева.
Сейчас офис центра в Астане опечатала полиция.


«Я не при делах, но всё придумал»
Якуб Халыкбердиев, которого родители пострадавших учеников продолжают связывать с закрывшимся центром Gasyr Foundation School, вышел на связь с Orda.kz почти сразу после обращения.
Он не стал отрицать свою связь с образовательным центром, наоборот — с самого начала подчеркнул, что стоял у его истоков — в январе 2024 года вместе с нынешней руководительницей Салтанат Ермахановой.
«Во время основания были Салтанат Ермаханова и я. Мы вместе основали эту компанию».
Халыкбердиев утверждает, что долгое время вёл весь процесс: принимал управленческие решения и контролировал финансы. Однако всё изменилось, по его словам, за четыре-пять месяцев до скандала. Тогда управление, как он говорит, полностью перешло к Ермахановой, и это его не устраивало.
«На работу вовремя не приходили (администрация центра — прим. авт.), обратную связь не давали. А когда не разговариваешь с родителями, это очень плохо влияет на репутацию школы. Это бомба замедленного действия».
Он утверждает, что пытался изменить ситуацию, но в ответ услышал ультиматум: либо он переоформляет компанию, либо уходит вся администрация центра.
В итоге, по словам Халыкбердиева, он передал бизнес безвозмездно — жест, которому позавидовал бы любой благотворительный фонд.
«Да, бесплатно отдал. Они грозили уходом. А компания без Салтанат не смогла бы работать. Ведь она сопровождала студентов, летала в Малайзию, Турцию, договаривалась с университетами. 120 учеников она сопроводила. Компания фактически держалась на ней», объясняет он.
Но между ним и коллегами была ещё одна договорённость.
«Мы договорились, что они заработают, поднимут деньги и в конечном итоге мне дадут денег. Около 20–30 млн тенге. Устно договорились».
В этот момент наш собеседник демонстрирует удивительную наивность и доверчивость — не слишком сочетающуюся с образом человека, который, по его же словам, помогает другим бизнесам «поднимать продажи» и разрабатывает стратегии для образовательных проектов.

Говоря о финансовой стороне, Халыкбердиев категорически отрицает, что мог вывести из центра хоть какие-нибудь средства.
«Никаких денег не забирал. Может прийти аудит. Компания сама тратила деньги. Она была, по сути, нулевая. Не такая компания, на которой можно было заработать», уверяет он.
Далее он приводит собственную арифметику: аренда здания, по его словам, обходилась в шесть млн тенге в месяц, фонд оплаты труда составлял около 40 млн, содержание офиса — ещё 20 млн в месяц, а на рекламу якобы ушли 100 млн тенге.
«Просто посчитайте, это больше миллиарда расходов».
Однако эта математика вызывает вопросы. Даже при расчёте за девятимесячный период — с сентября по май — суммы не складываются. Аренда помещения за это время составила бы 54 млн тенге, офисные расходы — около 180 млн, зарплатный фонд — 40 млн, и ещё 100 млн на раскрутку. В совокупности это 374 миллиона тенге, что в несколько раз меньше озвученного «миллиарда».
Несмотря на то, что бизнес Халыкбердиев создавал с нуля и сам его продвигал, сейчас полностью открещивается от ответственности. Он уверяет: с момента передачи управления он к центру отношения не имел и иметь не хочет.
«Я понял, почему всё хотят свалить на меня. Потому что у меня есть деньги. Но я за эту компанию ни копейки не дам и не собираюсь. Компания не моя. Я за неё не отвечаю».
Он добавляет, что здание, где размещался центр, было в аренде и не принадлежало ему. На вопрос, как он оценивает причины провала проекта и что делать родителям, он отвечает уклончиво. Говорит, что всё пошло не так уже после его ухода.
«Мне известно, что собрались около 10–20 родителей, у которых уже договор заканчивался. Они потребовали от Салтанат расписку. Из-за давления она оказалась в больнице и даже была попытка суицида. Потом вышла, но сказала, что не справится: команда ушла, инвесторы отказались, всё держалось на ней. В итоге она сдалась».
Халыкбердиев по-прежнему продолжает деятельность в сфере образования — в Актау у него есть лицей, который до недавнего времени также был под брендом Gasyr. Однако теперь, после скандала, идёт ребрендинг.
«Лицей — это обычная школа с пятого по одиннадцатый класс. Сейчас мы называемся по-другому — West. Потому что репутацию подпортили».
Смена вывески в подобных историях не новый приём. Особенно когда бренд начинает ассоциироваться не со «стратегией успеха», а с претензиями, долгами и уголовными заявлениями.
Публикаций в инстаграме переименованного лицея пока нет. Но есть многообещающие сторис.

У самого Якуба Халыкбердиева аккаунт в инстаграме закрытый. Но видно описание. Там он называет себя отцом стратегии.
Также в аккаунте Threads он совсем недавно — 10 мая — делился мудростью.
«Армянская мудрость, в которой — великая истина: Каждый получает по тому, что у него в сердце. С верой в добро, с чистыми помыслами даже временные трудности становятся ступеньками вверх. Я знаю: лучшее впереди», пишет Якуб Халыкбердиев, сопровождая публикацию своим видео.
Согласно сайту Kompra.kz, на имя Якуба Халыкбердиева зарегистрировано аж четыре организации:
- ТОО «Gasyr140» с адресом в Алматы;
- частный фонд Gasyr также в Алматы;
- ТОО «Gasyr Lyceum» в Актау;
- ТОО «Jacub Tour» — турагентство в Алматы.
В 2024 году суд штрафовал Gasyr Lyceum в Актау за незаконное занятие предпринимательской деятельностью.
Удивительным образом история с Gasyr оказалась не первой, в которой фигурирует Якуб Халыкбердиев. Как показали судебные материалы, ещё в 2019 и 2021 годах его туристическая компания Jakub Tour попадала в поле зрения судов. Тогда клиенты утверждали, что заплатили от 300 до 500 тысяч тенге за помощь в оформлении виз в США и Израиль, но в итоге ни виз, ни услуг, ни возврата так и не получили. Суд установил, что компания не выполнила свои обязательства, а в некоторых случаях даже не имела соответствующей аккредитации. Требования истцов были удовлетворены — Jakub Tour обязали вернуть деньги.
Возникает вопрос о том, насколько случайна нынешняя история с образовательным центром?
Гендиректор не выходит на связь
Нынешний руководитель центра Салтанат Ермаханова так и не вышла на связь с журналистом Orda.kz. Её телефон был отключён, а на сообщения она пока не ответила.
Пострадавшие родители поделились сообщением от одного из менторов, где утверждалось, что сотрудники сами не могут найти главу центра.
«На данный момент генеральный директор школы Gasyr Ермаханова не выходит с нами на связь. Мы, весь состав из учителей и других менторов, были без зарплаты в течение четырёх месяцев, и нам они не выплатили. И мы тоже сейчас в плохой ситуации находимся. Сейчас мы все обратились в Министерство труда и ждём также ответов от юристов по этому поводу», написали сотрудники центра.
Тем временем в инстаграме уже появился аккаунт для пострадавших от действий центра Gasyr из Астаны, Алматы и Актау. Он насчитывает более 300 подписчиков.
Там есть и видео учителей центра, которые тоже жалуются на сложившуюся ситуацию. Один из них — преподаватель английского по имени Джеймс. Он утверждает, что проблемы в центре начались как раз из-за открытия лицея в Актау. Того самого с новым именем и который сейчас под управлением Якуба Халыкбердиева.
«Я давно здесь, в Казахстане. В центр меня пригласили в прошлом году летом. Пригласил Якуб. Дали испытательный срок три месяца. Работал, всё шло нормально. Хотя были некоторые задержки зарплаты, но всегда обещали. Говорили, что открыли новую школу в Актау, поэтому средств не хватает. Нам, учителям, говорили так. Мы верили. После испытательного срока я не видел уже ни договора, ни зарплаты. В ноябре мне выплатили одну треть от зарплаты. В декабре мне сказали, что зарплату снижают. Я не согласился. А в январе уже нашли другого преподавателя. И сказали: „До свидания“. Я ушёл»,рассказывает Джеймс.
Долги по зарплате ему так и не выплатили.
Также в аккаунте есть видео, где Якуб Халыкбердиев обещает продать свои дома, чтобы закрыть долги перед преподавателями и вернуть деньги родителям.
В Минтруда нам сообщили, что пока обращений от преподавателей центра к ним не поступало.
В Министерстве просвещения на запрос от журналиста Orda.kz ответили, что частные центры не относятся к их зоне ответственности. Аналогичным был ответ и от управления образования Астаны. Позже министр просвещения Гани Бейсембаев прокомментировал ситуацию. Он дал понять: ответственность за выбор образовательного центра полностью лежит на родителях.
«Частные дополнительные центры в целом не подлежат лицензированию. Поэтому здесь в первую очередь родителям необходимо быть предусмотрительными. Такого контроля за ними не существует. Но если есть необходимость, мы вместе с депутатами, наверное, поднимем этот вопрос. Надо законодательно его утвердить. Вопрос только — как на это посмотрят сами центры», заявил он на пресс-конференции в правительстве.
Редакция также обратилась в департамент полиции Астаны, где нам сообщили, что возбудили уголовное дело.
«По коллективному заявлению возбуждено уголовное дело по статье 190 УК РК („Мошенничество“). Установлено, что граждане, оплатившие обучение в учебном центре, не получили обещанных образовательных услуг»,сообщили в ДП Астаны.
Сейчас полиция ведёт расследование. Orda.kz продолжит следить за развитием событий.
Читайте также:
Лента новостей
- МИД РК сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
- Транснациональную ОПГ с казахстанскими главарями обнаружили полицейские в РК
- Иран снова обстреливает Израиль, а в ООН предупреждают об опасной эскалации
- Переселенцы из Газы Казахстану не грозят: МИД прокомментировал информацию
- Гузель Яхина приехала жить в Алматы и расплакала зал: как «Дети мои» ожили на сцене Немецкого театра
- Верховный лидер Ирана выбрал преемников на случай смерти
- «Вы сами таких рожаете»: что ждёт ребёнка с аутизмом в Казахстане, если у семьи нет миллионов
- Что сливают в Сайран и можно ли в нём купаться?
- США уничтожили ключевые ядерные объекты Ирана — Трамп в обращении к нации
- Жара и дождь — прогноз погоды на 22 июня
- Американские ВВС нанесли удары по Ирану
- Крупная авария на трассе Алматы — Бишкек: погибли пять человек
- Лукашенко освободил 14 политзаключённых после визита спецпосланника Трампа
- Алматы усиливает контроль за горными озёрами: аким проверил готовность к ЧС
- В Бразилии разбился воздушный шар с туристами
- 11 000 участников и 1460 м³ мусора: экосубботник в Алматы
- Павел Дуров оставил наследство 106 детям, но доступ к деньгам откроется только через 30 лет
- «Дуа за мир»: Назарбаев посетил мечеть, которую построил сам
- Химобработка против азиатской саранчи проводится в восьми регионах Казахстана
- Локализация, энергетика и транспортные коридоры: что обсудили Казахстан и Россия на ПМЭФ-2025