Фильм «Түпсана және жасыл нәски»: сатира, вывернутая наизнанку

cover

В прокат вышла новая казахстанская комедия с фееричным названием «Түпсана және жасыл нәски» («Подсознание и зелёные носки»), пытающаяся охватить важные темы – правда, с сомнительным успехом. Сетевые коучи, марафоны, семейный абьюз, алкоголизм, феминизм – и всё это в некоем провинциальном казахстанском городе.

Главная героиня Дарига вконец замоталась и замучилась в своей заполненной бытом и дрязгами жизни. Муж работает на стройке, мало зарабатывает, пьёт и не обращает на неё внимания. Дети избалованы и капризны, дочь-подросток к тому же переживает проблемы в школе. Свекровь относится как к прислуге, с золовкой тоже есть проблемы. И вот однажды Дарига узнаёт о тренингах по саморазвитию от популярного коуча Эльмиры Бакыткызы…

В целом фильм от молодой компании Clover Street Production, который создатели позиционируют как «семейную трагикомедию», в художественном плане не особо отличается от множества других наших комедий на эту же тематику.

Идея снять картину принадлежит продюсеру Гульнур Мамасариповой, а за режиссуру отвечает Санжар Омаров – оба ранее активно работали на сериалах. Собственно, сериальный вайб ощутимо присутствует и в этом фильме, к которому сюжетно сразу возникает ряд вопросов.

До поры до времени «Түпсана және жасыл нәски» выглядит как неглупая сатира. 

Изображение токсичной и, увы, распространённой в нашем обществе модели семейных отношений метким и преломленным сквозь призму юмора попаданием в казахстанские реалии вызывает смех, перемешанный с грустью.

Свекровь-тиран, без конца гоняющая несчастную келинку, как раба на плантации, при том, что весь быт и забота о детях и так целиком на Дариге. Золовка, которая вроде бы произносит речи о правах женщин и на словах уговаривает невестку бунтовать, а на деле – нисколько не помогает по хозяйству. Муж, учащий сына, что «нет никакой проблемы, какую не мог бы решить хук справа» и прочим перлам токсичной маскулинности, в реальной жизни – мало на что способный алкоголик, вечно оправдывающий свои неудачи мифической травмой.

Образ той самой Эльмиры Бакыткызы, у которой в Инстаграме указано, что она «коуч, бизнес-тренер, нумеролог, мотиватор», и которая, радостно улыбаясь, объявляет и без того замученным Дариге и её сестрам по несчастью, пришедшим на тренинг, что во всех проблемах «виноваты» они сами, и нужно «работать над собой», тогда всё решится – также поначалу кажется точной сатирой на массу подобных сетевых «гуру». В ироничном исполнении Баян Алагузовой этот персонаж до определённого момента кажется едва ли не самой большой удачей фильма.

Однако вдруг создатели «Түпсана және жасыл нәски» словно выворачивают заложенные в фильме месседжи наизнанку.

Дарига начинает приходить к «просветлению» и осознаёт, что в тирании свекрови, алкоголизме и лени мужа и даже в том, что золовка не замужем, виновата… она сама. Недостаточно «излучала позитив» и мало всех любила.

А эта самая золовка Айнаш, которая всю первую половину фильма говорила вполне разумные вещи (у женщин есть права, похищение невест – преступление), потом… Но обойдёмся без спойлеров.

Увы, со сменой угла зрения теряется и вся изюминка образа Эльмиры Бакыткызы, который теряет весь свой сатирический блеск.

На премьерном показе создатели фильма говорили, что пытались соединить разные парадигмы, имея в виду, видимо, западную и местную, и найти решение «без перегибов». Видимо, сумбурным итогом этого решения стал сценарий, хотя сама по себе показанная ситуация (если на минутку забыть о комедийной составляющей) – скорее, трагедия, и в этом отношении хотелось бы как раз «перегибов».

Тем не менее выделю очень органичную в кадре и обладающую отличным комедийным талантом Аксуйрик Абайкызы – удачно найденную в последний день кастинга шымкентскую театральную актрису, роль Дариги стала её дебютом в полнометражном кино. Можно было бы отметить и очень эффектный в своей ироничности образ Баян Алагузовой, однако, как уже было сказано выше, он, к сожалению, смазан сменой нарратива.

В целом «Түпсана және жасыл нәски» – картина, в сугубо жанровом смысле, удавшаяся. Если судить с той позиции, что главная задача комедии – быть смешной. Действительно, до поры до времени смешно, местами – просто уморительно. Но жаль, что желание смеяться в итоге пропадает совсем.

Лента новостей

все новости