«Трамп услышал, что хотел»: может ли на самом деле Узбекистан отдать США 135 млрд долларов?

cover Фото: сайт президента Узбекистана

После визита лидеров стран Центральной Азии в США и громких заявлений о масштабных инвестициях в американскую экономику эксперты начали обсуждать, насколько реалистичны озвученные цифры. Политолог Султан Акимбеков в интервью YouTube-каналу QAIMAQ заявил, что со стороны главы Узбекистана речь идёт скорее о дипломатическом жесте, чем о реальном экономическом соглашении.

По итогам переговоров с Дональдом Трампом сообщалось, что Узбекистан намерен вложить в экономику США более 135 миллиардов долларов, в том числе 35 миллиардов в ближайшие три года. Президент США назвал это «невероятной торгово-экономической сделкой» и поблагодарил «высокоуважаемого президента Узбекистана». Однако, по мнению Акимбекова, подобные цифры не имеют под собой никакой экономической основы.

Ожидаются вложения в ключевые американские секторы, включая добычу критически важных полезных ископаемых, авиацию, производство автозапчастей, в агропром, IT, химическую отрасль, энергетику.
«Если говорить об Узбекистане, то 100 миллиардов — это абсолютно нереальная сумма. Найти такие деньги страна не сможет ни при каких обстоятельствах. Это, конечно, создаёт странное впечатление. Трамп хотел услышать большие цифры — ему их озвучили. Он в свою очередь назвал это „невероятной сделкой“. Но это не какой-то прорыв. Важно другое: Трамп — своего рода шериф на диком западе, сильный игрок, с которым все вынуждены считаться. Он мотивирован, делает неожиданные ходы на разных направлениях, и всем стоит это учитывать и делать соответствующие выводы»,сказал эксперт. 
Скриншот: Orda News
Султан Акимбеков. Скриншот: ORDA News

Акимбеков напомнил, что Казахстан по итогам аналогичного визита заключил соглашения на сумму около 17 миллиардов долларов, что выглядит более реалистично и подкреплено конкретными проектами. Для Узбекистана же подобные обязательства вызывают вопросы. Политолог уверен, что громкие цифры, озвученные Узбекистаном, — дипломатический шаг. 

«И к этому надо именно так относиться. Когда речь идет о персоналистской по сути дела власти — а Трамп сегодня в Америке именно такую власть осуществляет, — то, согласно классическим форматам, нужно найти коммуникации с ним, и наши их нашли. Цена вопроса — это уже отдельная история, но в целом это поможет нам в рамках текущего маневрирования и нашей многовекторной политики»

Политолог добавил, что, несмотря на усиление внимания США к Центральной Азии, ожидать изменения регионального баланса сил не стоит.

Как отмечал в интервью каналу ORDA News американский бизнесмен казахстанского происхождения Тимур Сейтмуратов, США активизируют внимание к Центральной Азии после разрыва контактов с Россией, которая «не оправдала ожиданий». Вашингтон пересматривает стратегию и теперь делает ставку на самостоятельные диалоги с ключевыми странами региона, чтобы сохранить пространство для манёвра.

Касым-Жомарт Токаев же вернулся из Вашингтона с контрактами на 17 миллиардов долларов. Однако критики называют это покупкой, а не инвестициями. По оценке экономистов, большая часть сделок — это фактический отток капитала из Казахстана. Экономист Арман Батаев подчеркнул, что основной итог визита заключается не в инвестициях США в Казахстан, а, наоборот, в том, что Казахстан фактически инвестирует в американский производственный сектор, закупая гражданские самолёты, сельхозтехнику, локомотивы и электрические летательные аппараты. Он отметил, что, возможно, по-другому и не бывает: Казахстан традиционно экспортирует сырьё и импортирует самые технологичные и капиталоёмкие продукты.

 Читайте также: 

Лента новостей

все новости