Традиции кочевого общества, которые вы не захотите возвращать

cover Кочевники 19-го века

Мифы о старых добрых временах, когда все жили дружно и богато, регулярно используются политиками самых разных мастей в своей пропаганде. Это удобно, это красиво и это – неправда. Orda.kz напоминает читателям реалии прошлого, от которых мы, к счастью, отделались.  

Известный политолог Данияр Ашимбаев регулярно иронизирует на тему возвращения «старых добрых традиций», которые почему-то нередко совпадают с ростом криминальной активности, в первую очередь сексуально ориентированной. Социолог Гульмира Илеуова говорит, что традиции у нас и вовсе зачастую изобретаются на ходу, или подменяются религиозными нормами, привнесенными активистами из-за рубежа. 

В общем, эксперты настроены по отношению к традициям довольно скептично. 

Всего три цитаты

Политолог и блогер Ильяс Бактыгалиев решил показать, как некоторые традиции описывались исследователями 19-го века. И привел в своем блоге всего три цитаты, но какие!

 Чокан Чингисович Валиханов, "О мусульманстве в степи", 1864 год: 

"Наконец, в самом народе нашем таится много темных предрассудков и вредных обычаев. Вытравление плода, выдавливание его в последний период беременности, убийство дитяти после рождения у нас в общественном мнении преступлениями не считаются. Оттого, по статистическим источникам, преступления эти между киргизами не значатся. Но мы бы мало согрешили против правды, если б сказали, что половина совершеннолетних киргизских девиц, способных к плодотворению, не раз были преступны в детоубийстве. Обычай этот тем более ужасен, что прелюбодеяние в девичьем состоянии у киргиз не составляет большого порока и не приносит грешной такого позора и бесчестия, как в обществах европейских". 

Ф. фон Шварц. "Туркестан-Ветка индогерманских народов", 1900 год. (На основе наблюдений сделанных в период с 1874 по 1890 год):

"После окончания свадебной трапезы жених ведет невесту в свою юрту. Девственная чистота и супружеская верность, к сожалению, являются редкими добродетелями. Особенно довольно свободны иногда киргизские женщины в отношении чужеземцев, часто - с согласия мужа. На ревность, которая составляет выдающуюся черту характера мусульманина, у киргизов нет и намека". 

Книга Фон Шварца "Туркестан-Ветка индогерманских народов" 

Чокан Чингисович Валиханов, "Очерки Джунгарии", 1861 год:

"Вообще отношения между киргизами и киргизками первобытно бесцеремонны: матери, отцы, братья смотрят на это снисходительно, мужья даже поощряют своих друзей к более тесной дружбе с их женами. Мои караванные друзья, кажется, не пренебрегали этим обычаем, тем более что между бурутками есть весьма недурные собою. Буруты(дореволюционное обозначение современных кыргызов), как и наши киргизы, очевидно, не знают ревности, столь свойственной азиатцам. Причины этой терпимости заключаются в том, что пуританизм ислама не успел еще распространиться между этим народом". 

Как видите, традиции бывают очень разными и… Как минимум, просто не стоит их идеализировать – чтобы не стать жертвой манипуляций. 

Чокан Валиханов, "Очерки Джунгарии"

Читайте также:

Лента новостей

все новости