Тайны лифтового хозяйства Алматы и права жильцов. Часть 2.
Как по закону избавиться от недобросовестных руководителей кондоминиумов, сервисных компаний и квазигосударственных предприятий, которые навязывают потребителям свои услуги, выясняла Orda.kz
Мы уже писали о недовольстве многих жителей Алматы программой модернизации лифтового оборудования и некачественным сервисом отдельных лифтовых компаний. Сегодня мы продолжим тему и расскажем о том, как потребителям защитить свои права и найти управу на тех председателей КСК/ОСИ, руководителей сервисных предприятий и чиновников разного уровня, кто ставит свои интересы превыше других.
Право выбора
Поскольку чиновники и предприниматели не желают давать Orda.kz развёрнутые полноценные комментарии на тему содержания и развития лифтового хозяйства Алматы, то мы обратились к независимому эксперту в области ЖКХ Марату Абдурахманову. Он по образованию – экономист, в настоящее время является членом общественного совета при Управлении энергоэффективности акимата Алматы.
Экономист пояснил, что единого тарифа на лифт в Алматы нет. Он разнится, так как у каждой сервисной компании свои расценки на обслуживание лифтов. Потребителям остаётся только сделать выбор в пользу выгодного предложения. Другое дело, что им зачастую не предоставляют такого выбора.
«Проблема в том, что многим жильцам не дают участвовать в работе своего кондоминиума. Некоторые председатели КСК или старшие по дому нередко единолично принимают решение о заключении договоров с коммунальными предприятиями и сервисными компаниями, не учитывая мнения большинства жильцов. Одни управляющие так поступают потому, что считают себя местными князьками, для которых волеизъявление собственников квартир – не указ. Другие потому, что не могут провести общедомовое собрание собственников квартир, так как большинство жильцов игнорируют их приглашения принять участие в обсуждении важных вопросов», – говорит Абдурахманов.
По его словам, в случае с ОСИ единоличное решение по коммунальным вопросам в ряде случаев принимают те старшие по дому, кто по каким-то причинам не смог зарегистрировать свой кондоминиум в органах юстиции. Они, по сути, самоназначенцы и не имеют права заключать новые и перезаключать старые договоры с коммунальными и сервисными предприятиями. Но, тем не менее, они это делают.
«Корень всех проблем в том, что у наших граждан низкая юридическая грамотность. Они не знают своих прав, не умеют их отстаивать и добиваться справедливости. Типичный пример: жильцы обращаются в КСК/ОСИ, чтобы получить отчёт о расходовании своих средств, им отказывают и как они обычно поступают? Как правило, ругаются с руководителем или бухгалтером кондоминиума, разворачиваются и уходят домой. Только единицы потребителей обращаются в суд за защитой своих прав или с жалобами в уполномоченные госорганы. Остальные бездействуют, что играет на руку безответственным управляющим».
Главные здесь - жильцы
Для пресечения этой порочной практики наш собеседник советует гражданам заглянуть в Закон РК «О жилищных отношениях» и найти там 47-ю статью «Высший орган кооператива собственника недвижимости». Она гласит, что только общее собрание собственников квартир вправе принимать ответственные решения, а не правление в лице председателя КСК/ОСИ.
«Это жильцы должны решать, с какой лифтовой сервисной компанией заключать договор об оказании услуг. При этом они должны понимать, что компания отвечает только за работу подъёмного механизма, его надлежащую техническую эксплуатацию и чистоту в шахте. За сохранность и чистоту кабинок отвечают жильцы, поскольку лифт является общедомовой собственностью», – говорит эксперт.
По его словам, если потребители не довольны работой сервисной лифтовой компании, то они в любой момент могут отказаться от её услуг. Стоит только обратиться с соответствующим заявлением к руководителю своего кондоминиума.
«Если же председатель КСК/ОСИ вдруг категорически откажется расторгнуть договор с сервисной компанией, то собственники квартир могут переизбрать его. Для этого им нужно провести общедомовое собрание, набрать кворум в виде 2/3 голосов и внести в протокол решение о смене председателя. Потом следует подать документы в ЦОН, и при желании открыть новое ОСИ. Департамент юстиции зарегистрирует новый кондоминиум, и проблема будет решена. Новый руководитель ОСИ расторгнет старый контракт с одной лифтовой компанией и заключит новый с другой», – говорит Абдурахманов.
По его словам, жильцы дома также могут отказаться участвовать в акиматовской программе модернизации лифтового оборудования. Никто не вправе препятствовать им в этом и заставлять в рассрочку годами рассчитываться за установку новых подъёмных устройств.
«Если жильцы считают, что им не нужны новые лифты из-за их высокой стоимости, то они также должны провести общедомовое собрание. Большинством голосов необходимо принять решение об отказе участвовать в модернизации лифтов и сдать протокол в ответственную за её проведение компанию «Алматы тургын уй».
Наш собеседник убеждён, что жильцы сами могут определить, в каких подъездах следует заменить старые лифты, какую выбрать модель нового подъёмника, и затем заказать его установку любой из 40 алматинских сервисных компаний. Правда, выбор лифтов не так уж и велик: обычно в жилых домах нашего города устанавливают подъёмники казахстанского, турецкого или белорусского производства.
«А если акимат или квазигосударственное предприятие будет навязывать потребителям модернизацию лифтов, то они вправе обратиться с жалобами в Агентство по развитию и защите конкуренции», – говорит Абдурахманов.
Чтобы быть уверенным в безопасности заменённого лифта, жильцы могут запросить в кондоминиуме копию его паспорта и заключения о техосмотре, который, к слову, должен проводиться каждый год. Первый документ даёт сервисной компании право проводить работы по обслуживанию лифтов. Второй подтверждает наличие у неё квалифицированного персонала и соблюдение требований по безопасности.
Неприкасаемые или неуловимые?
По словам экспертов и общественников, в 2012 году в лифтовой отрасли Казахстана было отменено лицензирование. Это привело к появлению на рынке недобросовестных игроков, которые предоставляли некачественный сервис населению. Уполномоченные органы, как могли, противодействовали им. Однако сейчас избавиться от безответственных игроков крайне сложно из-за действующего моратория на проверку малого и среднего бизнеса. Остаётся надеяться, что когда в 2023 году закончится срок его действия, ситуация изменится.
«Наши лифтовики предоставлены сами себе, так как их толком никто не контролирует. Чиновники из курирующих структур следят лишь за тем, чтобы они обеспечивали безопасную, и соответствующую современным техническим стандартам, эксплуатацию лифтов. А вот общественного мониторинга за лифтовиками нет, поскольку те не отчитываются перед населением за свою работу. К примеру, коммунальные предприятия, обеспечивающие потребителей электроэнергией, газом, отоплением, горячей и холодной водой, ежегодно проводят общественные слушания по итогам своей деятельности, или когда предлагают повысить тарифы на свои услуги. А вот лифтовики почему-то освобождены от этой обязанности. Во всяком случае, меня ни разу не приглашали принять участие в подобных общественных слушаниях», – говорит экономист.
По его мнению, из-за этого и тарифы на лифты следовало бы пересмотреть.
«Я считаю разумным введение лифтовых карт, как это давно практикуется в цивилизованных странах мира. Кто из жильцов дома чаще пользуется лифтом, тот и должен больше платить за его обслуживание и ремонт. Если человек не хочет пользоваться лифтом, то он заранее уведомляет об этом сервисную компанию, и, соответственно, не платит за пользование лифтом», – говорит Абдурахманов.
Вопросы компенсации
Теперь по поводу возмещения ущерба за причинённый по вине сервисных компаний вред здоровью потребителей. Этот вопрос тоже интересует многих алматинцев.
Мы выяснили из открытых источников информации, что в период с 2018 по 2022 год в Казахстане было зарегистрировано 13 чрезвычайных происшествий из-за неисправности лифтов, 8 из которых с трагическим исходом. На долю Алматы приходится 4 инцидента, два из них со смертельным исходом.
Напомним, первый несчастный случай произошёл в феврале 2019 года в жилом доме, расположенном в микрорайоне Алгабас-6. Тогда 59-летний мужчина упал в шахту лифта и разбился насмерть. Обслуживало подъёмное устройство ТОО «Алматы лифт». Чем закончилось разбирательство этого трагического инцидента, мы не знаем, поскольку сервисная компания отказывается от любых комментариев.
Последнее ЧП произошло 30 ноября 2022 года в одном из строящихся жилых комплексов города. Кабина лифта сорвалась и находящийся внутри 26-летний молодой человек погиб в результате полученных травм.
Ещё один, менее трагический инцидент, произошёл 29 июня 2022 года в жилом комплексе Mega Towers. Тогда кабина с пассажиром самопроизвольно понеслась наверх и врезалась в крышу здания. Мужчина получил травму головы и был госпитализирован. Потом он проходил лечение амбулаторно.
Мы выяснили, что расследованием 3 этих инцидентов занимались сотрудники городского Управления инспекции труда. Они провели внеплановые проверки лифтовых сервисных компаний, выявили там факты нарушения техники безопасности и выдали руководству предписания об их устранении. А затем выписали штрафы, согласно п.1 ст.298 Кодексу об административных правонарушениях РК.
Что говорит Уголовный кодекс?
Что касается уголовного наказания виновных сервисных компаний, то за разъяснениями мы обратились к адвокату Елене Жигалёнок. Она пояснила, что досудебным расследованием инцидентов в лифтах занимаются дознаватели и следователи районных управлений внутренних дел.
«Раньше полиция в таких случаях проводила расследование по статье 306 УК РК – «Выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В последнее время она чаще возбуждает уголовные дела по статье 156 «Нарушение правил охраны труда» УК РК. Квалификация зависит от результатов проверки трудовыми инспекторами обстоятельств несчастного случая. Если выяснится, что вина за произошедшее лежит на сервисной компании, а потерпевший отделался незначительными травмами, то расследование проводит дознаватель. А вот если человек погиб по вине лифтовиков, тогда за дело берётся следователь РУВД», – говорит Жигалёнок.
Самое мягкое наказание, предусмотренное статьёй 156-й УК РК, за нарушение правил техники безопасности ответственным лицом – это штраф в размере до 160 МРП или привлечение к общественным работам на срок до 160 часов. Это в том случае, если пострадавший получил незначительные травы. Если же его здоровью был причинён тяжкий вред, то виновного могут лишить права заниматься сервисной деятельностью на срок до 3 лет. Если погиб человек, виновного наказывают ограничением или лишением свободы на срок до 5 лет. За гибель двух и более лиц предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет.
«Отмечу, что в случае смерти пострадавшего примирение сторон невозможно. Уголовное дело будет расследоваться до конца, а затем следователь передаст его в суд. Родственники пострадавшего могут взыскать с виновного компенсацию за моральный и материальный ущерб как в гражданском порядке, подав иск в суд, так и в ходе уголовного процесса», – говорит адвокат.
При этом она обращает внимание на один нюанс. Если вдруг в ходе следствия выяснится, что пострадавший сам виноват в случившемся, например, он находился в тот роковой час в состоянии алкогольного опьянения или пренебрёг правилами безопасности, тогда уголовное дело прекращается с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
Чтобы получить приличную компенсацию с виновной сервисной компании, пострадавший должен поступить следующим образом.
«Сначала соберите все медицинские документы, подтверждающие, что вы получили травмы в результате ЧП и прошли лечение. Затем документы, подтверждающие понесённые вами расходы на восстановление здоровья – это чеки из аптек, квитанции из медклиник или диагностических центров. Желательно подкрепить их экспертным заключением психолога, в котором будет указано, что вы испытали стресс, шок и тяжело переживали случившееся. Только в этом случае вы можете рассчитывать на более-менее приличную сумму компенсации», – говорит Жигалёнок.
От редакции
Мы продолжим серию статей на тему содержания и развития лифтового хозяйства Алматы. Узнаем, есть ли там коррупционные риски, и попробуем подсчитать, сколько зарабатывают сервисные компании на обслуживании жилых домов. А пока, следуя совету общественника-активиста Светланы Дружининой, предлагаем всем желающим зайти на сайт Комитета государственных доходов по ссылке https://www.kgd.gov.kz/ru/services/taxpayer_search Там можно узнать информацию о налоговых отчислениях, доходах и расходах любых предприятий, включая лифтовые сервисные компании.
Лента новостей
- В Мангистау задержан исполнительный директор нефтесервисной компании «Кезби»
- Боролась с раком: умерла известная предпринимательница Дана Канапина
- Продажа земли, финансирование кинопроектов: «Казахфильм» выступил с заявлением
- В перинатальном центре и детской инфекционной больнице Актау несколько дней нет воды
- Сотни алматинцев могут остаться без воды и тепла из-за монополиста и застройщика
- Голос народа: как жители сёл с самоуправлением решают свою судьбу
- Всевышний, наука и нефть: где Казахстану найти инвестиции и альтернативные источники энергии
- Семь человек, включая детей, спасены из болота
- Дождь, ветер и гололёд — прогноз погоды на 3 ноября
- Токаев направил телеграмму соболезнования президенту Сербии Александру Вучичу
- На «Медеу» открылся сезон катаний
- Цифровизация перевозок: новый проект Казахстана в ЕАЭС
- Казахстану из союзов с РФ нужно выйти? Жесткач Кажегельдин нужен экономике РК! Чиновники без премий
- В Нидерландах грабители взорвали галерею и украли две картины
- Отряды теробороны в Казахстане: кто будет обеспечивать
- Мебельный цех горел в Алматинской области, двое мужчин получили ожоги рук
- Казахстан взял в долг у АБР более 290 млн долларов для ремонта автомагистрали
- По делу Ербаяна Мухтара назначен новый следователь
- На Кашагане после ремонта добыча нефти восстановлена на 80 %
- Полицейские автомобили без опознавательных знаков будут патрулировать в области Жетысу