Лифтовое хозяйство Алматы – тайна за семью печатями, почему так?

cover фото bcpa.org.uk

Как злоупотребляют доверием и пользуются юридической безграмотностью потребителей отдельные чиновники, лифтовые сервисные компании и председатели кондоминиумов, рассказывает Orda.kz.

Многие жители Алматы недовольны тем, как в городе проводится модернизация лифтового оборудования и как им навязывают сервисные компании для обслуживания подъёмных устройств в их домах. Люди не понимают, почему тарифы на лифты напрямую зависят от площади квартир и почему нет общественного контроля за целевым использованием миллиардов бюджетных средств, выделяемых на развитие лифтового хозяйства города.

Немало нареканий горожан вызывает и пассивное отношение к происходящему ответственных лиц. На все жалобы потребителей чиновники реагируют стандартно: они отделываются отписками, в которых просят заявителей обращаться в суд за защитой своих прав. Вот недовольным гражданам и приходится уповать на помощь общественников-активистов и журналистов.

Наша редакция выяснила, кто принял решение о расчётах тарифов за лифты и кто расследует инциденты с пассажирами в лифтах. Заодно мы узнали, как можно эффективно взыскать компенсацию за моральный и материальный ущерб с сервисной компании, виновной в гибели или увечье человека.

Навязываемый сервис

Поводом к подготовке материала стали обращения потребителей, недовольных действующими тарифами на лифты и халтурной работой обслуживающих компаний. Вот что, к примеру, нам рассказала Анна Белянская, жительница дома № 74, что находится на проспекте Абылай хана.

«Всё началось в феврале 2018 года, когда старшая по дому стала собирать подписи жильцов для замены старых лифтов. При этом она не удосужилась предварительно провести общедомовое собрание, чтобы обсудить с собственниками квартир этот вопрос. Поскольку в нашем подъезде лифт работал хорошо, то я и мои соседи были против его демонтажа. Тем не менее осенью его убрали, установив взамен новый лифт белорусского производства. Он был сделан некачественно: кнопки вызова на некоторых этажах вываливались, дверные проёмы замазаны неаккуратно, люк на крыше был установлен неправильно», – говорит Белянская.

Установка лифтового оборудования. Фото domostroydom.ru

По её словам, всего в доме заменили три из восьми работающих лифтов. Два новых подъёмника работали нормально, а третий часто ломался. Жильцы стали возмущаться, особенно когда узнали, что установка трёх лифтов обошлась в 18 миллионов тенге. Рассчитываться за эту услугу им придётся в течение 15 лет, поэтому такой расклад дел устраивает не многих.

«Я, например, ежемесячно плачу за лифт 3029  тенге со своей трёхкомнатной квартиры. Так неужели я за эти деньги не могу требовать, чтобы мне предоставили качественный сервис? Тем более зная о том, что вместо оговорённых ранее 525 309 тенге я должна буду в итоге выплатить сервисной компании 542 242 тенге, так как нам увеличили сумму рассрочки за проведённую модернизацию лифтов», – возмущается Белянская.

Дом, в котором она живёт, находится в самом центре мегаполиса. Практически весь первый нежилой этаж занимает супермаркет «Юбилейный», оставшуюся площадь – другие объекты торговли. Женщина обратилась к владельцам магазина с просьбой взять на себя часть коммунальных расходов жильцов: 

«На крыше нашего дома установлен восемь вентиляционных вытяжек, которые принадлежат хозяевам «Юбилейного». Их сотрудники пользуются нашими лифтами, чтобы поддерживать в рабочем состоянии своё оборудование. По логике вещей владельцы супермаркета тоже должны платить за обслуживание лифтов. И они согласны платить, только не знают, сколько и кому?!»

Дом, в котором живёт Анна Белянская. Фото из открытых источников

По словам Белянской, жильцы обращались в сервисную компанию «Тургын уй», которая отвечает за модернизацию лифтового оборудования в Алматы. Они просили сделать перерасчёт, включив в список плательщиков и арендаторов-коммерсантов. Но компания не торопится это делать, ссылаясь на то, что председатель КСК не предоставляет им необходимые данные. Кто прав, кто виноват, женщина не знает.

«В этой истории меня больше всего удручает тот факт, что нашим мнением никто не интересуется, хотя мы исправно и в полном объёме платим коммунальные расходы. Нас не спрашивали, когда решали, какие лифты следует заменить в нашем доме и когда выбирали сервисную компанию «Алматы лифт» для обслуживания подъёмников. Всё делали без нас! Вот поэтому мы подключили общественников, чтобы они помогли нам решить проблему перерасчёта начислений за модернизацию лифтового оборудования. Надеемся теперь и на информационную поддержку вашей редакции», – говорит Белянская.

Какая связь между квадратурой жилья и работой лифтов?

На поддержку СМИ рассчитывают и жители дома № 93а по улице Жамбыла. Они крайне недовольны тем, как их обслуживает частная лифтовая компания. Но больше всего их волнует начисление тарифов за пользование и обслуживание лифтов. Потребители не могут понять, почему этот тариф привязан к квадратуре жилья.

«Из-за этой привязки оплата выходит разной. Одни жильцы платят больше других только потому, что площадь их квартир больше, чем у соседей. Разве это справедливо, учитывая, что услугу все получают одинаковую? Вы можете узнать, кто принял решение начислять потребителям тарифы за лифт на основе квадратных метров жилья?» – просят граждане.

Коммунальные платежи. Фото infosmi.net

Точно таким же вопросом задаются и собственники квартир жилого дома № 130, что находится на проспекте Абая. Они тоже не понимают, какая связь между площадью жилья и работой стационарных подъёмных устройств и почему тарифы за лифт по городу разнятся? В одних домах он составляет 11,6 тенге за кв. м, в других – 12,5 тенге, в третьих – 13,6 тенге за кв. м.

Потребителей также интересует тема обеспечения безопасной эксплуатации лифтов. Они хотят знать, какой госорган расследует инциденты в лифтах, когда пассажиры получают травмы, увечья и даже гибнут в результате поломки подъёмного механизма или халатного отношения к своим обязанностям сотрудников сервисных компаний? Как потом взыскать с виновных компенсацию за причинённый вред?

Вопросов набралось немало, поэтому мы решили выяснить всё. Забегая вперёд, отметим, что выполнить задание оказалось сложно, потому что ответственные лица в большинстве своём не желали делиться с нами важной информацией о том, как устроен рынок сервисных услуг в крупнейшем и богатом мегаполисе страны.  

Реакция на жалобы потребителей

Чтобы разобраться в тарифной политике лифтовых компаний и программе модернизации лифтов в жилых многоквартирных домах, мы направили редакционные запросы в сервисные компании «Алматы тургын уй» и «Алматы лифт». Сразу же предупредили руководителей этих ТОО, что в их адрес поступают жалобы потребителей, поэтому для объективности картины нам очень нужно получить их комментарии.

Всё, что мы хотели узнать, так это сколько средств заложено в программу модернизации лифтов, как она проходит, какие составляющие входят в тариф на лифт и кто его устанавливает. А также как сервисные компании реагируют на жалобы потребителей и в досудебном порядке регулируют конфликты с пострадавшими гражданами, какими нормативными документами они руководствуются в своей работе и т. д.

Ремонт лифта. Фото из открытых источников

Мы надеялись на содействие в подготовке материала, однако обманулись в ожиданиях. Оба ТОО отказались отвечать на  вопросы Orda.kz. «Алматы тургын уй» посоветовал обратиться в  коммунальное государственное предприятие «Управление развития коммунальной инфраструктуры Алматы». А вот «Алматы лифт» удивил своим креативом.

Поразмыслив восемь дней, компания подготовила и направила нам ответ за подписью заместителя гендиректора по сервису А. Т. Сартаева. В нём говорилось, цитируем, что  «Алматы лифт» оказывает и выполняет техническое сервисное обслуживание, демонтаж и монтаж лифтов и эскалаторов в городе Алматы, но не во всем городе». Далее следовало предложение обращаться по всем интересующим нас вопросам в уполномоченный орган. В какой именно, в письме не указывалось.

ТОО "Алматы лифт". Фото 2gis.kz

Правду нужно искать в суде?

Мы решили, раз предприятие «Алматы лифт» существует на строительном рынке с 1974 года и позиционирует себя одним из ведущих, то лучше него никто не расскажет о сервисе. Поэтому позвонили в компанию, но секретарь отказалась соединять с заместителем гендиректора Алмасом Сартаевым. Когда на следующий день мы дозвонились до исполнителя, подготовившего ответы на запрос редакции, то услышали на другом конце провода гневную тираду.

Сотрудник предприятия заявил, что «Алматы лифт» – это не справочное бюро. Обращайтесь в уполномоченный орган, который имеет право (!) выдавать вам такую информацию!» Правда, потом молодой человек сменил гнев на милость и подсказал, что обращаться нам следует в Управление жилищной политики Алматы.

Давать комментарии журналистам – сложная наука. Фотоколлаж astunion.ru

Проблема коммуникации, точнее, отсутствие обратной связи, знакома и общественникам-активистам.

«Мы постоянно направляем запросы в различные коммунальные предприятия города и госорганы с просьбой разъяснить какие-то спорные моменты. Не всегда получаем ответы, так как чиновники и коммунальщики не желают раскрывать информацию о своей деятельности. Мол, чем меньше люди будут знать, тем больше мутных схем можно будет провернуть!» – говорит гражданский активист Светлана Дружинина.

Ей вторят и другие общественники.

«Чиновники и коммунальщики спокойно игнорируют наши обращения и даже запросы СМИ потому что знают: им это сойдёт с рук. Кто захочет подавать на них в суд за отказ предоставлять информацию? Да практически никто, потому что людям не охота тратить своё время и нервы на судебные разбирательства. И даже если журналист или общественник и обратится в суд, то не факт, что Фемида обяжет чиновников разродиться комментариями», – говорят активисты. 

Миллиардные обороты

Наконец мы получили ответ уполномоченного органа – КГУ «Управление развития коммунальной инфраструктуры Алматы» за подписью заместителя руководителя Кажина. Из него следовало:

  • В Алматы насчитывается в общей сложности 12 085 лифтов. Из них 6285 эксплуатируется в жилищном фонде города. Большая часть подъёмных механизмов находится в хорошем состоянии, лишь 386 единиц выработали свой ресурс.
  • Срок службы лифта составляет 25 лет со дня его ввода в эксплуатацию. По истечении этого срока подъёмное устройство подлежит демонтажу согласно пункту 5 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТРТС 011/2011 «Безопасность лифтов»;
  • Активная замена лифтов в жилых домах Алматы стартовала в 2020 году в рамках госпрограммы «Нұрлы жер». Обновить лифтовое хозяйство города планировалось до 2025 года, однако в 2022 году госпрограмму свернули. Вместо неё разработали «Концепцию развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Алматы на 2022–2026 годы».
  • Денег на обновление лифтового хозяйства Алматы власти не жалеют. Если в 2021 году на замену 334 лифтов было потрачено 2,4 млрд тенге, то в 2022 году на замену 352 лифтов выделено уже 2,9 млрд тенге.
Миллиарды тенге уходят на модернизацию лифтов в Алматы. Фото из открытых источников

Сервис и права потребителей

Из письма чиновников мы также узнали, что:

  • Обслуживают и следят за бесперебойной работой лифтового оборудования в жилых домах Алматы 40 специализированных сервисных компаний. Все они имеют аттестаты на право проведения работ в области промышленной безопасности;
  •  Тарифная политика сервисных лифтовых компаний основывается на договорных отношениях с потребителями. Государство не вмешивается в процесс тарифообразования. Это компетенция общего собрания собственников квартир и нежилых помещений;
  • На общем собрании КСК/ ОСИ владельцы квартир решают, какую сервисную компанию по обслуживанию лифтового оборудования лучше всего выбрать и сколько ей ежемесячно платить за работу, когда следует менять устаревшие подъёмники и на какой модели нового лифта остановить свой выбор;
Общее собрание собственников квартир. Фото kapmkd.ru
  • Общее собрание собственников квартир также принимает решение о расторжении контракта с сервисной лифтовой компанией, если их не устраивает её работа. Не правление КСК или ОСИ, а именно владельцы квартир. Все нюансы заключения и расторжения контрактов с сервисными компаниями можно прочитать в «Правилах предоставления коммунальных услуг в городе Алматы», утверждённых Постановлением акимата Алматы от 30 декабря 2020 года № 4/637;
  • По вопросам модернизации лифтов потребителям нужно обращаться в ТОО «Алматы Тұрғын Үй» по адресу: улица Гоголя, дом 45, телефон +7(727)390-22-09.  В случае возникновения жалоб на качество обслуживания лифтов – в Управление развития коммунальной инфраструктуры Алматы по адресу: Дом социальных услуг, проспект Достык, 85, кабинет 507 или по телефону 8(727) 3902819;
  • В случае возникновения спорных вопросов, не разрешаемых мирным путём, жители вправе обратиться в судебные органы за защитой своих прав.

Молчание депутатов

Как выяснилось, судьбоносное решение о привязке тарифа на лифт к квадратным метрам жилья и коммерческих помещений приняли депутаты городского маслихата. Они руководствовались статьёй 50 Закона «О жилищных отношениях», согласно которой лифтовое оборудование относится к общему имуществу кондоминиума. А раз так, то и расходы на его содержание устанавливаются «соразмерно доле собственника квартиры или нежилого помещения в общем имуществе». Под этой долей и подразумеваются квадратные метры жилья.

Заседание маслихата Алматы. Фото пресс-службы акимата

Мы пытались разузнать подробности начисления тарифа на лифт у депутатов городского маслихата Нурсултана Шоканова и Ералы Сауранбаева. Они возглавляют Комиссию по коммунальной инфраструктуре, городской мобильности, строительству, архитектуре и урбанистике, энергетике и водоснабжению и могли бы просветить алматинцев в этом вопросе. Могли, да не стали. Они не отказались в открытую, просто их помощники, с которыми мы общались по телефону, перестали отвечать на наши звонки.

Казавшийся простым вопрос начисления тарифа на лифт на поверку оказался сложным и практически неразрешимым. Если другие коммунальные предприятия худо-бедно, да комментировали нам, какие составляющие заложены в тарифы на электроэнергию, газ, отопление и горячую воду, то лифтовики принципиально отказываются давать разъяснения. И это вызывает некоторые подозрения, потому что когда кто-то что-то скрывает от общественности, то это не спроста.

Мы пообщались с гражданскими активистами и экспертами в области ЖКХ. И узнали немало интересного и познавательного о том, как дурят нашего брата-потребителя некоторые недобросовестные председатели кондоминиумов и коммерсанты. Оказывается, по закону собственники квартир могут отказаться участвовать в программе модернизации лифтового хозяйства и не платить бешеные деньги сервисным компаниям за их услуги. Надо только знать свои права и уметь их отстаивать.

От редакции

В следующем материале мы расскажем о том, почему лифтовики у нас в большинстве своём "непотопляемы", хотя найти на нарушителей закона управу сложно, но всё-таки можно. Заодно дадим практические советы потребителям, на что следует обратить внимание при заключении и расторжении договоров с сервисными компаниями, чтобы потом не переплачивать им за услуги.

Лента новостей

все новости