Тайная беседа и окно в мир: итоги поездки Токаева в Москву
Фото: Акорда
Двухдневный визит президента Казахстана в Россию точно стал самым обсуждаемым событием этой недели. Хотя бы потому, что там нашлось место и тайнам, и несбывшимся надеждам. Orda.kz рассказывает, что по поводу этого визита думают эксперты.
Первое, что бросалось в глаза во время визита Касым-Жомарта Токаева в Москву, — это какая-то показная помпезность, которой раньше вроде бы не замечалось. Начиная с ответа на прошлогоднее «ваше превосходительство» в виде экрана с приветствием президента Казахстана. И заканчивая обстановкой, в которой проходили встречи.
А сама их атмосфера была максимально дружеской, что особенно отразилось во фразе Путина от 11 ноября 2025 года:
«Посидим, чайку попьём, кофейку».
Чай и кофе в итоге Токаев и Путин пили около трёх часов. Это и породило главную тайну прошедшего визита: что обсуждали президенты в максимально узком кругу?
Пожалуй, наиболее вероятный или как минимум самый предполагаемый вариант этой приватной беседы у себя в телеграм-канале озвучил эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов.
«Не трудно догадаться, зачем им нужно было без свидетелей пообщаться. Президент Финляндии Стубб, побывавший в Астане с визитом перед поездкой Токаева в Вашингтон, на днях говорил, к примеру, что казахстанский президент, вернувшись оттуда, может передать потом какие-нибудь сигналы от Трампа в Москву. Должен заметить, редкая для официальных визитов в Кремль уединённость — говорят, только китайский председатель Си удостоился подобной чести»,написал он.
В пользу того, что президент Казахстана мог выступить в роли посредника не просто между Трампом и Путиным, но и в целом между Путиным и Западом говорит ещё пара моментов. Первый — явный: в интервью The New York Times Токаев в очередной раз заявил, что Казахстан готов стать площадкой для переговоров между Россией и Украиной.
Момент второй, о котором стало известно на следующий день после визита Касым-Жомарта Токаева в РФ: на следующей неделе в Астану прилетает президент Эстонии Алар Карис. Эстония — это парламентская республика, где реальным главой страны является премьер-министр — сейчас это Кристен Михал. Но если предположить, что речь идёт именно о посреднической миссии, то здесь не столь важно, номинальный это глава страны или реальный.
Что касается несбывшихся надежд, то речь о некоторых прогнозистах, которые накануне поездки Токаева высказывали предположение, что во время визита будет подписан договор с «Росатомом» по поводу строительства АЭС. Такого договора не случилось. Вместо него договорились о четырёх амурских тиграх.
Ядерная тема на встрече всё-таки прозвучала. Казахстанское агентство по атомной энергетике подписало меморандум с «Ростехнадзором», который отвечает в том числе за ядерную безопасность. Впрочем, документ может касаться как будущей АЭС, так и недавно одобренных правил транспортировки радиоактивных отходов на территории СНГ. К сожалению, текста меморандума в открытом доступе нет.
Главной же темой прошедшей встречи Токаева и Путина можно назвать транспорт. О нём говорили сами президенты. По субъективному мнению журналиста Orda.kz, именно по теме транспорта есть максимальная конкретика в тексте Декларации о стратегическом партнёрстве Казахстана и России. И основная часть двусторонних документов тоже касается транспорта.
К сожалению, текстов подписанных соглашений и меморандумов в паблике тоже пока нет. Но некоторые из ведомств всё-таки дали немного подробностей о документах. Например, КТЖ о соглашении, подписанном с РЖД, сообщило следующее:
«Документ предусматривает совместную работу по модернизации приграничной инфраструктуры, повышению пропускной способности железнодорожных переходов с учётом нарастающего грузопотока».
Некоторые подробности назвал и Минтранс. По поводу соглашения о железнодорожном транзите в том числе.
«Реализация соглашения откроет новые возможности для укрепления транзитного потенциала обеих стран, оптимизации логистических цепочек и повышения эффективности международных грузоперевозок»,сказано в релизе Минтранса.
Учитывая уже усилившиеся санкции США в отношении России и ожидающийся новый пакет санкций со стороны ЕС, довольно закономерно возникает вопрос: документы о транзите готовились давно и стали оперативной реакцией на новые ограничения?
«Санкции наложили не сегодня и не вчера. Им скоро будет уже четыре года. Поэтому я бы не стал говорить, что санкции повлияли сегодня. Хотя в целом они ухудшают социально-экономическое положение России, её транспортные, логистические, транзитные и прочие возможности. И огромная граница с Казахстаном становится, на мой взгляд, фактически единственным окном в мир. В силу близости, в силу взаимопонимания, которое было подтверждено визитом президента, важность нашей страны для России в экономическом, в логистическом плане сложно переоценить», отвечает на этот вопрос экономист Айдар Алибаев.
По мнению эксперта, чем больше будет ухудшаться положение в России, тем больше будет возрастать роль транспортных связей с Казахстаном:
«В этом направлении будет увеличиваться всё. В том числе то, о чём вслух не говорили во время визита Токаев, но что происходит на протяжении всех лет войны. Это обход санкций через Казахстан. Это сейчас важнейшая составляющая критических направлений и гражданской, и военной экономики России».
Кроме железнодорожного транзита, даёт Минтранс и краткие подробности плана по развитию автомобильных переходов.
«Его реализация позволит увеличить пропускную способность пунктов пропуска, сократить время пересечения границы и создать более комфортные условия для участников внешнеэкономической деятельности»,говорится в релизе ведомства.
И если железнодорожные соглашения могут выглядеть, как реакция на санкции, то по поводу автомобильного плана можно предположить, что это реакция на постоянные заторы на границе, которые не прекращаются несколько месяцев. Хотя, учитывая недавний указа Путина о пропуске грузов через границу с Казахстаном без декларирования, мысль о санкциях здесь тоже возникает. Или всё-таки это просто давняя задумка, которую решили реализовать? В конце концов между РК и РФ самая длинная сухопутная граница в мире, а крупных пунктов пропуска на ней не так много.
«Здесь, наверное, имеют место оба аргумента. И то, что это всегда было значимо и необходимо для России. И то, что санкции мотивируют. Ведь в результате санкций какие-то направления затыкаются, а значит, их надо компенсировать. И надо открывать новое. А где единственное окно? Казахстан», считает Айдар Алибаев.
При этом эксперт обращает внимание на тему, которая во время визита Токаева в Москву вообще не звучала. Как минимум на публике. В начале ноября стало известно, что Россия сократила срок разрешённого пребывания на своей территории для дальнобойщиков из РК. Раньше они могли находится в РФ 180 дней в году — по 90 дней на полгода. А с недавних пор этот срок сократили до 90 дней в год.
9 ноября этот вопрос обсуждали на заседании межправительственной комиссии по сотрудничеству РК и РФ. И в итоговом релизе есть такая фраза:
«Российская сторона выразила готовность содействовать скорейшему решению вопроса по возвращению прежнего срока пребывания казахстанских водителей, осуществляющих международные перевозки, до 180 дней».
Но выразить готовность содействовать — это ещё не значит вернуть прежний срок.
Айдар Алибаев говорит, что ему не понятен такой подход, когда с одной стороны речь идёт о развитии сотрудничества в транспортной сфере, а с другой — уменьшают количество дней пребывания для водителей.
«Как я понимаю, такие вещи довольно быстро принимаются, но довольно сложно откатываются назад. Но в любом случае — какая была у этого мотивация? Кто её продвигал? Как говорил Сталин: „За каждым решением есть конкретная фамилия“. Так в чьих интересах эта фамилия действовала? И если эта фамилия вводит такие вещи, значит, это довольно высокое должностное лицо», говорит эксперт.
Хотя вдруг и эту тему обсуждали в приватном общении за чаем Токаев и Путин. Как мы помним, тема той беседы покрыта тайной.
Читайте также:
Лента новостей
- Бывшего профессора КазГЮУ внесли в российский список террористов и экстремистов
- Казахстан и Марокко будут выдавать друг другу преступников
- Казахстан заключил стратегическое соглашение с John Deere на 2,5 млрд: куда пойдут деньги
- Тайная беседа и окно в мир: итоги поездки Токаева в Москву
- Хаос на казахстанско-китайской границе: пятые сутки в фурах гниют продукты
- Казахстан отправил 18 тонн гуманитарной помощи в Афганистан
- Суд поставил точку в деле кызылординской школьницы, которая попала в секс-рабство
- Лифт с рабочими сорвался в Астане — один погиб
- «КазМунайГаз» хочет заполучить долю «Лукойла» на Карачаганаке
- Казахстан снова признали «несвободной страной» в интернете
- Участника ОПГ Хасана будут судить за громкое убийство бизнесмена в Алматы
- Банк Кулибаева нарастил прибыль на сотни миллиардов тенге
- Аким объяснил, как будут бороться с разрухой в кокшетауском «Сучьем хуторе»
- «Я не работаю с родственниками»: Боранбаев о McDonald’s, «Кайрате» и новом стадионе для Алматы
- В районе, где убили агрария, погиб второй фермер на севере Казахстана
- Концерт Jah Khalib снова требуют отменить
- «Коров доят, но не кормят»: эксперт обрушился на экономическую политику Казахстана
- Труба на ТЭЦ Клебанова и Кана наконец «ожила» в Петропавловске
- Прокуроры потребовали пожизненное заключение для обвиняемых в убийстве Яны Легкодимовой
- О незаконных землях клана Назарбаевых в Боровом высказался аким Акмолинской области



