Спектакль «Гамлет. Соңғы күндер»: истеричный принц, красные ковры и летающие стулья

cover

«Гамлета» в мире ставили столько раз, что, кажется, в новой постановке ты готов ко всему. Кроме дуэли принца датского и Лаэрта в милицейских фуражках на столе для пинг-понга под I Was Made For Loving You группы Kiss. Отравленная Гертруда – тоже в фуражке – падает замертво, а почившие ранее Офелия и Полоний медленно выползают на сцену, завёрнутые в ковры. И это так хорошо, что даже не выглядит абсурдом.

Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Г. Мусрепова в очередной раз порадовал: классика получилась не просто нескучной, а по-настоящему яркой. И в прямом смысле тоже: главным цветом своей премьеры режиссёр Дина Жумабаева выбрала красный. Декорации, костюмы героев, подсветка – всё сразу бросает зрителю вызов.

Этот «Гамлет» для ТЮЗа имени Мусрепова не первый, о чём напоминает выставка в фойе. Ровно 45 лет назад шекспировскую классику на сцене уже ставили – естественно, в более академическом формате. И если у «ARTиШОКа» есть «Мушкетёры. Перделер», то нынешнюю тюзовскую премьеру можно было бы вместо «Гамлет. Соңғы күндер» назвать «Гамлет. Кілемдер». Здесь хоть и нет аллюзий на восточный базар, зато есть ковры – основная декорация.

Полтора десятка алых ковров свисают с потолка – сплошные «редфлаги», как сейчас принято говорить. А фоном к этому – нагнетающий перебор на домбре.

Причём назвать премьеру очень вызывающей нельзя. Да, это авторское переосмысление классики с некоторыми допущениями, но, в целом, сюжет соблюдён, актёрские экзерсисы, даже когда кто-то кричит или творит дичь на сцене, не выглядят фарсом и оправданы, поэтому предфинальная сцена дуэли оказалась несколько неожиданной. Нового «Гамлета» стоит высидеть как минимум ради неё (а потом будет почти библейское распятие, но это уже на грани спойлера). Высидеть, потому что с вентиляцией в казахском ТЮЗе, увы, по-прежнему, проблемы, и полный зал в разгар июльской жары – то ещё удовольствие.

К динамике спектакля не придерёшься. Сюжетные сцены сменяются яркими техническими переходами: то стулья взмывают под потолок, то во всю мощь врубаются дым-машины, то выезжает Розенкранц на роликах.
Да и сами герои весьма любопытны.

Гамлет в исполнении Алихана Карибаева – почти идеальный… сериальный маньяк. Истеричный, резкий, непредсказуемый: вот он произносит полный отчаяния монолог, падая на колени, а уже в следующей сцене кружится словно дервиш в красном халате на голый торс.

Из второстепенных персонажей особенно харизматичным получился Полоний Сафуана Рысбайулы – пожалуй, он даже поинтереснее короля.

«Гамлет» – если не самая часто ставящаяся на сцене вещь, то точно входящая в мировой топ-3. И режиссёрам приходится знатно постараться, чтобы одновременно получилось свежо, но при этом у зрителя не осталось чувства, что постановщик, уж простите, выпрыгнул из штанов. Дина Жумабаева нашла свою золотую середину: её «Гамлет» получился в меру во всём. И даже в лёгкой фантасмагории под конец.

Лента новостей

все новости