Спектакль «Айболит»: доктор и Бармалей, как Зита и Гита

cover Фото Марины Константиновой

Если верить Википедии, Корней Чуковский взялся за адаптацию книги Хью Лофтинга «Доктор Дулиттл» в 1923 году. Не перечесть, сколько мальчишек и девчонок за эти сто лет выросли на стихах про доброго доктора Айболита. И растут до сих пор: «Тотальный театр» представил своё видение сказки, добавив туда ложку… карри.

«Сказка в стиле Болливуд» — любопытное определение. И хотя возрастной порог спектакля «Айболит» обозначен «от 3 до 10», очевидно, что постановка эта для семейного просмотра. Сюжетная линия Чуковского соблюдена: Айболит спасает животных, едет в Африку, чтобы победить злого Бармалея. Только едва ли маленькому зрителю понятно, почему всё происходит под индийскую музыку, а герои ведут себя так, будто постигли нирвану. Зато у родителей, выросших на «Зите и Гите», явно случится приступ ностальгии.

«Мы не хотим делить наш репертуар по возрастам, — отмечает режиссёр спектакля Антон Зайцев. — Внутри каждого из нас живёт ребёнок. Вышел новый "Чебурашка", и я, взрослый человек, радуюсь почти до слёз. Почему подобного не может быть в театре? Когда на условно детский спектакль приходит семья, мы рискуем получить одного заинтересованного ребёнка и двух скучающих родителей. Наш же театр, объединяя жанры, объединяет и аудиторию несмотря на разницу в мировоззрении и возрасте».
 

Делится Антон и задумкой спектакля.

Что же это за персонаж, который сидит под деревом и понимает язык животных? Вряд ли многим приходило в голову провести параллели между Айболитом и Буддой, но тем интереснее.

Фото Марины Константиновой

Спектакль в принципе легкомысленно подходит к колориту Индии. Герои в шуточной форме практикуют йогу, ужаленную лису лечат силой мысли, Айболит и Бармалей по канонам Болливуда оказываются братьями. 

«Как я рад, что поеду в Ленинград» превратилось в «Как я рад, у меня нашёлся брат!». Все танцуют, плачут, обнимаются, Джими-Джими, ача-ача.

А если серьёзно, «Тотальный театр» в очередной раз восхитил своим подходом к неодушевлённым актёрам. Антон Зайцев – режиссёр кукольного театра, и это накладывает сильный отпечаток. Половина персонажей в «Айболите» – красочные, трогательные плюшевые куклы авторства Сергея Мельцера. Чего стоит Тянитолкай, которого в советских экранизациях попросту игнорировали. Здесь же это сказочное животное сделали так, что не сразу понятно, что внутри забавной конструкции — человек.

Фото Марины Константиновой

У «болливудского» «Айболита» нет морали, которой часто грешит детский контент. Безусловно, доброта и сострадание спасут мир, а дыхательные практики ещё и сделают его спокойным. Но это скорее спектакль-аттракцион – яркий, музыкальный, местами интерактивный. У него хороший хронометраж и наполнение. Дети не успевают заскучать, пару раз даже пугаются. По структуре постановка напоминает мультфильм Давида Черкасского, где драматические сцены перемешаны с мюзиклом и карикатурной графикой. А при условии, что у некоторых зрителей это первый в жизни спектакль, то его пестрота и простота идут в плюс. Одним словом, не ходите, дети, в Африку гулять — идите лучше в театр!

Лента новостей

все новости