Спасите ваши деньги: киберполиция о том, как уберечься от интернет-мошенников

cover фотоколлаж Orda.kz

О том, с какими проблемами сталкиваются киберполицейские в раскрытии различных интернет-афер, выясняла Orda.kz

Мы неоднократно рассказывали о различных уловках, к которым прибегают аферисты, чтобы выманить деньги у доверчивых людей. Обманутые граждане потом проходят 7 кругов ада в попытках добиться уголовного наказания преступников и вернуть свои кровные по решению суда. Но, увы, им не всегда удаётся добиться справедливости.

В итоге потерпевшие остаются без денег, а иной раз ещё и оказываются должны. Это в том случае, когда мошенники “развели” их на долгосрочный кредит. Многочисленные обращения к руководству финансовых учреждений, в прокуратуру и даже к депутатам ничего не дают. Обманутые люди остаются один на один со своей бедой, как в случае с пенсионеркой из Астаны Людмилой Несеной, о которой мы писали. В 2021 году она стала жертвой мошенников, перечислив им почти 1,5 млн тенге на подставной счёт.

Наши журналисты решили выяснить, почему так сложно раскрывать интернет-мошенничество. За комментариями мы обратились в Центр по борьбе с киберпреступностью (далее ЦБК – прим.авт.) МВД РК.

Цифровизация услуг – палка о двух концах?

Согласно данным ЦБК, за последние 3 года в Казахстане наблюдается значительный рост интернет-мошеничества. Если в 2020 году было зарегистрировано 14 175 киберпреступлений такого рода, то в 2021 году – 21 275, а в 2022 году – 20 444. Только за 3 месяца 2023 года было зарегистрировано свыше 4 670 онлайн-афер. По подсчётам киберполицейских, количество интернет-мошенничеств увеличилось на 44%. Раскрывается при этом только каждое пятое преступление.

Мы спросили у нашего собеседника, старшего оперуполномоченного по особо важным делам ЦБК, подполковника полиции Амана Аубакирова, с чем связана активизация незаконной деятельности кибераферистов за последние 3 года?

“Это связано с развитием цифровых технологий в Казахстане. Благодаря ему многие услуги госорганов, банков второго уровня, микрофинансовых организаций и предприятий из сферы услуг и торговли доступны теперь в онлайн-режиме. Соответственно, в ходу сейчас, в основном, электронные деньги. Вот последователи Остапа Бендера и развернули бурную деятельность по отъёму денег у честных граждан. Работают они в удалённом режиме, нередко из-за рубежа, а значит, с минимальными рисками для себя. На руку им играет финансовая и юридическая безграмотность наших граждан, их доверчивость и простодушие”.

Аман Аубакиров. Фото из личного архива

То, что многие мошенники являются хорошими психологами, ни для кого не секрет. Именно поэтому им удаётся быстро войти в доверие к своим жертвам и выманить у них деньги. То, что наши граждане не отличаются финансовой и правовой грамотностью, тоже известно, и этим пользуются аферисты. Но что же мешает правоохранительным органам успешно бороться с кибермошенниками всех мастей? Почему им удаётся раскрыть только пятую часть таких афер?

“Раскрыть интернет-мошенничество нелегко в силу трех причин: сложной системы организации таких преступлений, ограниченных технических возможностей полицейских и бюрократических проволочек. Для того, чтобы выманить у жертвы солидную сумму денег, аферист задействует цепочку посредников и специальных технических средств, которые позволяют ему действовать скрытно. Он зарабатывает свои грязные деньги чужими руками, поэтому следствию непросто доказать его вину, преступный умысел”.

Мы попросили нашего собеседника разъяснить, к каким именно уловкам прибегают мошенники, чтобы не засветиться в поле зрения киберполицейских?

“Всё зависит от степени сложности запланированной интернет-аферы и технической подготовки преступника. Если он обладает знаниями в области IТ- технологий, то он, прежде чем позвонить своей потенциальной жертве, активирует программу по подмене абонентского номера. То есть он звонит не со своего номера сотового телефона, зарегистрированного оператором сотовой связи, а с чужого. То же самое касается выхода в интернет: мошенник использует программу по подмене IP-адреса, поэтому ничего не подозревающая жертва общается с "левым" ником. Когда мошеннику удаётся раскрутить жертву на деньги, то он предоставляет ей реквизиты банковских счетов и карт, оформленных на третьи лица. А для обналичивания поступивших на фиктивные счета денежных средств он использует подставных лиц”.

Интернет-мошенники используют программу подмены номеров сотовоых телефонов. Фото www.the-sun.com

Киберполицейские могут вычислить всю цепочку посредников интернет-аферистов, но не могут привлечь их к уголовной ответственности.

“Законодательство нашей страны не предусматривает ни уголовную, ни административную ответственность за дропперство, то есть продажу своих персональных данных, сим-карт и доступа к мобильным приложениям. Мошенники этим и пользуются, когда уговаривают малознакомых людей открыть банковские счета для перечисления денежных средств третьим лицам. Они говорят, что никакого наказания за это не предусмотрено, ещё и платят им за посреднические услуги, вот дропперство в нашей стране и процветает. А надо, как в Беларуси, ввести за это уголовную ответственность или хотя бы административную!” – говорит Аубакиров.

Он не скрывает, что казахстанские киберполицейские испытывают проблемы, точнее ограничения в работе технического плана. Это связано с тем, что мошенники в переписке с жертвами и посредниками пользуются мессенджерами, которые позволяют скрывать их абонентские номера. Серверы этих мессенджеров находятся за рубежом, что значительно усложняет их поиски.

“Нам иной раз сложно установить IP-адрес подозрительного абонента, потому что VPN-сервис скрывает его или он показывает адрес, зарегистрированный, к примеру, в Нидерландах или Лихтенштейне. В таких случаях необходимо направлять международные следственные поручения в правоохранительные органы одной из этих стран. Мы, оперативные сотрудники Центра по борьбе с киберпреступностью, не уполномочены это делать. Этим занимается Следственный Департамент МВД совместно с Генпрокуратурой РК. Нам же остаётся только ждать ответа из-за рубежа, и хорошо, если он поступит. А он может и не прийти или прийти с большим опозданием”.

Томительное ожидание

По признанию подполковника Аубакирова, именно утомительная процедура согласования каждого своего шага с различными инстанциями и организациями и затем длительное ожидание ответа тормозит работу киберполицейских.

“Приведу простой пример. Потерпевший обращается в полицию с заявлением о телефонном или интернет-мошенничестве. Он рассказывает, как его обманули, и показывает скрин счёта, куда он отправил деньги. Для того, чтобы выяснить данные владельца сомнительного счёта, следователь выносит постановление и идёт с ним в суд. Затем он в течение 3-4 дней ожидает, пока судья выдаст санкцию. Потом он направляет запросы операторам сотовой связи и менеджерам банков, и снова ждёт ответа. Поймите, что в нашей работе дорога каждая минута, поскольку интернет-мошенники постоянно пускаются на разные ухищрения, чтобы замести свои следы в виртуальном пространстве. Они часто меняют свои IP-адреса и номера сотовых телефонов, задействуют новых посредников и подельников, а также апробируют новые схемы отъёма денег у доверчивых граждан. Нам надо успеть проследить за ними, чтобы вывести их на чистую воду!".

Фото mobillegends.net

По словам киберполицейского, дольше всего его коллегам приходится ждать ответа банков, потому что они скрупулёзно согласовывают свои действия на каждом шагу.

“Сложность в общении со службой безопасности банков заключается в том, что они часто отказываются предоставлять интересующие нас сведения, ссылаясь на банковскую тайну. Например, когда речь идёт о перечислении денежных средств клиентов и регистрации счёта, на которые упали средства. Для того, чтобы получить эту информацию, нам необходимо брать санкцию в прокуратуре и суде. Процесс ожидания затягивается, если киберпреступление произошло в районном или областном центре. Дело в том, что директоры региональных филиалов банков, согласно ведомственным инструкциям и положению, не могут самостоятельно предоставлять данные правоохранительным органам. Это – прерогатива руководителей головных офисов банков, расположенных в Алматы или Астане”.

Мы спросили, а какие бюрократические проволочки могут быть в работе коммерческого финансового учреждения? Это же не госорган, к тому же, банки давно перешли на цифровой формат работы.

“Быстро там проводятся финансовые операции и всё, что непосредственно связано с работой самих банков. Переписка с правоохранительными органами к ним не относится. Представьте себе ситуацию: мошенник обманул человека, живущего, к примеру, в Баянаульском районе Павлодарской области. Потерпевший обращается с заявлением в Баянаульский РОВД, где по факту мошенничества заводят уголовное дело. Следователь приходит с запросом в местное подразделение банка, чтобы получить информацию о владельце счёта. Начальник отдела банка готовит ответ, который заверяет директор филиала. Затем исполнитель отправляет письмо в головной офис банка, где оно по цепочке проходит от клерка до начальника департамента, и наконец, поступает на стол к руководству банка. Потом документ возвращается в Баянаульский филиал банка в такой же последовательности. Поверьте мне на слово, на получение информации о владельце сомнительного счёта уходит не один день!”.

Все на борьбу с мошенниками!

Безусловно, бюрократические проволочки затягивают сроки расследования уголовных дел об интернет-мошенничестве. Но мы полагаем, что они не могут быть основной причиной провального расследования киберпреступлений такого рода.

“Возможно, в некоторых случаях полицейские срабатывают неграмотно или сказывается отсутствие у них достаточного опыта в раскрытии интернет-мошенничества. Чтобы узнать ответ на этот вопрос, вам лучше обратиться к руководству МВД. А по поводу отсутствия эффективной методики расследования телефонных и интернет-афер вы ошибаетесь. Она есть, её азам обучают курсантов Академии МВД. Для действующих сотрудников полиции проводятся онлайн-курсы повышения квалификации с привлечением зарубежных специалистов. Поэтому оперативники и следователи знают тактику и методику расследования уголовных дел о мошенничестве и финансовых пирамидах”, – говорит Аубакиров.

Он пояснил, что интернет-мошенничеству противодействует не только Центр по борьбе с киберпреступностью МВД, но и специально созданные для этого в территориальных подразделениях полиции следственно-оперативные группы.

“Такие группы работают в 21 областном и городском департаменте полиции. Их сотрудники специализируются только на раскрытии телефонных и интернет-мошенничеств. Они вплотную сотрудничают с нами, и хорошо зарекомендовали себя”.

Сотрудники Центра по борьбе с киберпреступностью МВД РК. Фото из личного архива

Мнение нашего собеседника идёт вразрез с позицией депутата Мажилиса Юрия Ли. Мы писали, как в январе 2022 года народный избранник обратил внимание на проблему обманутой пенсионерки Несеной из Астаны, и как он направил запрос министру МВД и Генеральному прокурору. Поводом для запроса были жалобы граждан, которые также столкнулись с волокитой и бездействием со стороны правоохранительных органов при расследовании уголовных дел, связанных с телефонным и интернет-мошенничеством.

“К нашему глубокому сожалению, на этом безобразие не заканчивается, так как есть уголовные дела, по которым даже не отправлены запросы в банки для установления данных по транзакциям похищенных денег, а также не проведены самые неотложные действия по установлению через видеофиксацию в банкоматах лиц, которые обналичили деньги, конвертировали их в криптовалюту и пополняли счета, электронные кошельки организаторов преступного бизнеса», – отметил тогда парламентарий.

Подполковник Аубакиров не стал комментировать высказывание депутата Ли. Он отметил, что несмотря на имеющиеся проблемы технического плана и законодательные пробелы, казахстанские полицейские могут успешно раскрывать кибермошенничество.

От редакции

В следующем материале мы расскажем о самых распространённых схемах обмана телефонных и интернет-мошенников, и как киберполицейские совместно со службами безопасности банков и операторами сотовой связи борются с жуликами всех мастей.

Лента новостей

все новости